Найти в Дзене

Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада, Ханна Хёх: Вся эпоха, везде и сразу

Добрый день, уважаемые читатели! В продолжение статьи о немецкой художнице-дадаистке Ханне Хёх сегодня разберем программное произведение как самого автора, так и, пожалуй, всего немецкого дадаизма - коллаж 1919-1920 годов «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада». После Первой мировой войны общество было ошеломлено и потеряно, в хаосе рухнувших моральных установок дадаисты провозгласили за основу своего течения иррациональность, отсутствие логики, цинизм, опровержение и разрушение канонов, ценностей и стандартов в искусстве и общественной жизни. Как писал Тристан Тцара, поэт и основоположник дадаизма: На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае - нечто

Добрый день, уважаемые читатели!

В продолжение статьи о немецкой художнице-дадаистке Ханне Хёх сегодня разберем программное произведение как самого автора, так и, пожалуй, всего немецкого дадаизма - коллаж 1919-1920 годов «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада».

Ханна Хёх, Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада, 1919-1920
Ханна Хёх, Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада, 1919-1920

После Первой мировой войны общество было ошеломлено и потеряно, в хаосе рухнувших моральных установок дадаисты провозгласили за основу своего течения иррациональность, отсутствие логики, цинизм, опровержение и разрушение канонов, ценностей и стандартов в искусстве и общественной жизни. Как писал Тристан Тцара, поэт и основоположник дадаизма:

На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае - нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения.

В Германии дадаизм приобрел яркую политическую окраску, что особенно проявлялось в фотоколлажах Рауля Хаусманна, а также в социальной сатире Отто Дикса и Георга Гросса.

Коллаж Рауля Хаусманна
Коллаж Рауля Хаусманна

Классической работой немецкого дадаизма стал коллаж «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада». Работа представляет собой компиляция вырезок из различных газет и журналов, в основном «Берлинер иллюстрирте цайтунг» за 1919–1920 годы. Показанная на выставке в Берлине, она вызвала настоящий скандал. Хёх, будто сама того не ведая, изображая общественный хаос и политические реалии современной ей Германии, изобразила как в зеркале весь последующий XX век.

Детали

Колеса и шестеренки

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Многочисленные колеса и фрагменты механизмов на работе - с одной стороны, знак наступающего технического прогресса, а с другой стороны - метафора колеса истории, беспощадно прокатившегося по народам и судьбам в ХХ веке.

Толпы людей

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Толпы людей в нижнем левом углу коллажа - отсылка к многочисленным политическим революциям и потрясениям, прокатившимся по Европе в первой половине двадцатого столетия - от Октябрьской революции в России до прихода к власти нацистов в Германии. Посреди возвышается фигура Карла Либкнехта, немецкого политика, одного из основателей Коммунистической партии Германии. Он выкрикивает «При­соединяйтесь к дада!» как политический лозунг.

Эйнштейн и насекомое

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Альберт Эйнштейн - самый крупный портрет на этом коллаже, своего рода дадаист в мире физики, перевернувший все привычные представления о мире своей теорией относительности. Насекомое - аллюзия к повести Франца Кафки 1912 года «Превращение», писателя возводившего абсурд и ирреальное в повседневности в абсолют. Ниже надпись: «Хе-хе, молодой человек, дада не художе­ственное направление». Над насекомым - бронепоезд, еще один символ новой эпохи.

Кайзер Вильгельм

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Последний император (кайзер) Германской империи Вильгельм II изображен с борцами вместо усов и младенцем в глазу - отсылка к библейскому царю Ироду, погубившему невинных младенцев. Своего рода Иродом для Германии Вильгельма считали многие немцы, виня именно его в поражении в Первой мировой войне. Вверху надпись: «Антидадаистское движение».

Танцовщица без головы и слон

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Танцовщица - это Надди Импековен, основавшая новое балетное направление в Германии. Жонглирует она головой Кете Кольвиц, художницы и скульптора. Самая сцена напоминает опять же библейский сюжет о Саломее и обезглавленном Иоанне Крестителе. Гермафродита с головой кролика, символа похоти, обвивает слоновий хобот, явная фаллическая аллюзия.

Политические фигуры

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Пауль фон Гинденбург, последний президент Веймарской республики изображен с телом восточной танцовщицы, что подчеркивает циничное и пренебрежительное отношение к нему художницы. Рядом изображен барон Карл фон Пфланцер-Бальтин, известный командующий на Восточном фронте. Одной ногой он стоит на Ульрихе фон Брокдорф-Ранцау (министре иностранных дел, ушедшем в отставку, отказавшись подписать унизительный Версальский договор), другой - на Густаве Носке, министра обороны, сыгравшем ключевую роль в подавлении марксистского Восстания спартакистов, направленного на установление советской власти в Германии. Именно с его санкции было совершено убийство основателей Коммунистической партии Германии Карла Либкнехта и Розы Люксембург.

Современники и Революция

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Мужчина с телом пловчихи - дадаист Иоганнес Баадер, рядом с ним - Маркс, Ленин и Карл Радек, все - символы Революции. Лицо с указующим перстом вместо носа - театральный режиссер и актер Макс Рейнхардт, возглавлявший до прихода нацистов в 1933 году Немецкий театр в Берлине. Среди его новаторских решений - вращающаяся сцена, перенос авансцены в зрительный зал, отказ от рампы, разделяющей актёров и публику.

Женщины

Фрагмент работы
Фрагмент работы

В нижнем правом углу карта, где отмечены страны, предоставившие избирательное право женщинам на момент создания коллажа. Над Европой гордо шествует в мужском костюме известная датская актриса немого кино Аста Нильсен. Она прославилась фильмом «Гамлет», где сыграла Гамлета как персонажа-женщину, которая по сюжету фильма влюблена в Горацио, но не может ему признаться в этом. Нильсен при этом выступает как символ и эмансипации женщин в ХХ веке и гендерной революции.

Президент Эберт

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Мужчина с женским туловищем, разводящий руками - первый президент Германии Фридрих Эберт. Его президентство также сопровождалось критикой и контрпропагандой со стороны немецких националистических или коммунистических СМИ. Наиболее яркий эпизод был связан с фотографией Эберта в плавках, а не в обычном в то время купальном костюме. Она была многократно тиражирована и карикатурирована и вскоре плавки стали символом антиреспубликанской пропаганды. Президент подал порядка 200 исков об оскорблении, но решения судов были не в его пользу.

Без лица

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Один из самых жутких и выделяющихся образов на коллаже - танцовщица кабаре с зияющей дырой вместо лица. Она словно предвещает тотальное обезличивание людей, произошедшее в дальнейшем в мире, превращение личностей в тоталитарных системах в условные единицы под номерами, а в капиталистических обществах - в товар, продукт потребления.

А что на работе заметили Вы?

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: