Добрый день, уважаемые читатели!
В продолжение статьи о немецкой художнице-дадаистке Ханне Хёх сегодня разберем программное произведение как самого автора, так и, пожалуй, всего немецкого дадаизма - коллаж 1919-1920 годов «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада».
После Первой мировой войны общество было ошеломлено и потеряно, в хаосе рухнувших моральных установок дадаисты провозгласили за основу своего течения иррациональность, отсутствие логики, цинизм, опровержение и разрушение канонов, ценностей и стандартов в искусстве и общественной жизни. Как писал Тристан Тцара, поэт и основоположник дадаизма:
На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае - нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения.
В Германии дадаизм приобрел яркую политическую окраску, что особенно проявлялось в фотоколлажах Рауля Хаусманна, а также в социальной сатире Отто Дикса и Георга Гросса.
Классической работой немецкого дадаизма стал коллаж «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада». Работа представляет собой компиляция вырезок из различных газет и журналов, в основном «Берлинер иллюстрирте цайтунг» за 1919–1920 годы. Показанная на выставке в Берлине, она вызвала настоящий скандал. Хёх, будто сама того не ведая, изображая общественный хаос и политические реалии современной ей Германии, изобразила как в зеркале весь последующий XX век.
Детали
Колеса и шестеренки
Многочисленные колеса и фрагменты механизмов на работе - с одной стороны, знак наступающего технического прогресса, а с другой стороны - метафора колеса истории, беспощадно прокатившегося по народам и судьбам в ХХ веке.
Толпы людей
Толпы людей в нижнем левом углу коллажа - отсылка к многочисленным политическим революциям и потрясениям, прокатившимся по Европе в первой половине двадцатого столетия - от Октябрьской революции в России до прихода к власти нацистов в Германии. Посреди возвышается фигура Карла Либкнехта, немецкого политика, одного из основателей Коммунистической партии Германии. Он выкрикивает «Присоединяйтесь к дада!» как политический лозунг.
Эйнштейн и насекомое
Альберт Эйнштейн - самый крупный портрет на этом коллаже, своего рода дадаист в мире физики, перевернувший все привычные представления о мире своей теорией относительности. Насекомое - аллюзия к повести Франца Кафки 1912 года «Превращение», писателя возводившего абсурд и ирреальное в повседневности в абсолют. Ниже надпись: «Хе-хе, молодой человек, дада не художественное направление». Над насекомым - бронепоезд, еще один символ новой эпохи.
Кайзер Вильгельм
Последний император (кайзер) Германской империи Вильгельм II изображен с борцами вместо усов и младенцем в глазу - отсылка к библейскому царю Ироду, погубившему невинных младенцев. Своего рода Иродом для Германии Вильгельма считали многие немцы, виня именно его в поражении в Первой мировой войне. Вверху надпись: «Антидадаистское движение».
Танцовщица без головы и слон
Танцовщица - это Надди Импековен, основавшая новое балетное направление в Германии. Жонглирует она головой Кете Кольвиц, художницы и скульптора. Самая сцена напоминает опять же библейский сюжет о Саломее и обезглавленном Иоанне Крестителе. Гермафродита с головой кролика, символа похоти, обвивает слоновий хобот, явная фаллическая аллюзия.
Политические фигуры
Пауль фон Гинденбург, последний президент Веймарской республики изображен с телом восточной танцовщицы, что подчеркивает циничное и пренебрежительное отношение к нему художницы. Рядом изображен барон Карл фон Пфланцер-Бальтин, известный командующий на Восточном фронте. Одной ногой он стоит на Ульрихе фон Брокдорф-Ранцау (министре иностранных дел, ушедшем в отставку, отказавшись подписать унизительный Версальский договор), другой - на Густаве Носке, министра обороны, сыгравшем ключевую роль в подавлении марксистского Восстания спартакистов, направленного на установление советской власти в Германии. Именно с его санкции было совершено убийство основателей Коммунистической партии Германии Карла Либкнехта и Розы Люксембург.
Современники и Революция
Мужчина с телом пловчихи - дадаист Иоганнес Баадер, рядом с ним - Маркс, Ленин и Карл Радек, все - символы Революции. Лицо с указующим перстом вместо носа - театральный режиссер и актер Макс Рейнхардт, возглавлявший до прихода нацистов в 1933 году Немецкий театр в Берлине. Среди его новаторских решений - вращающаяся сцена, перенос авансцены в зрительный зал, отказ от рампы, разделяющей актёров и публику.
Женщины
В нижнем правом углу карта, где отмечены страны, предоставившие избирательное право женщинам на момент создания коллажа. Над Европой гордо шествует в мужском костюме известная датская актриса немого кино Аста Нильсен. Она прославилась фильмом «Гамлет», где сыграла Гамлета как персонажа-женщину, которая по сюжету фильма влюблена в Горацио, но не может ему признаться в этом. Нильсен при этом выступает как символ и эмансипации женщин в ХХ веке и гендерной революции.
Президент Эберт
Мужчина с женским туловищем, разводящий руками - первый президент Германии Фридрих Эберт. Его президентство также сопровождалось критикой и контрпропагандой со стороны немецких националистических или коммунистических СМИ. Наиболее яркий эпизод был связан с фотографией Эберта в плавках, а не в обычном в то время купальном костюме. Она была многократно тиражирована и карикатурирована и вскоре плавки стали символом антиреспубликанской пропаганды. Президент подал порядка 200 исков об оскорблении, но решения судов были не в его пользу.
Без лица
Один из самых жутких и выделяющихся образов на коллаже - танцовщица кабаре с зияющей дырой вместо лица. Она словно предвещает тотальное обезличивание людей, произошедшее в дальнейшем в мире, превращение личностей в тоталитарных системах в условные единицы под номерами, а в капиталистических обществах - в товар, продукт потребления.
А что на работе заметили Вы?
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: