Однажды я прочитала очень любопытный комментарий, автор которого утверждал, что «многие фильмы из СССР смахивают на послания давно забытой цивилизации», ведь в них зашкаливает количество сверхправильных героев. Ан нет: в иностранных фильмах праведников тоже хватает! Чтобы доказать это, силами редакции мы выбрали равное количество раздражающих персонажей: по пять с каждой стороны (хотя на самом деле их гораздо больше).
Настенька, героиня фильма-сказки «Морозко» (СССР, 1964 год)
Настенька даже детям не всегда кажется лишь сирой да доброй: она стопроцентная жертва, поэтому позволяет любые издевательства и унижения, которые безропотно терпит. А потом за страдания да смирение получает награду. Этим она сродни еще одной страдалице – героине «12 месяцев», которая послушно идет в лес, хотя понимает, что приказ мачехи невыполним.
Золушка, героиня сказки Шарля Перро, 1697 год
Ух, до чего же положительна эта девушка: что в сказке, что в кино! Сиротка, красавица, работница-золотые руки: «От того, что я добра, надрываюсь я с утра».
Апофеозом этого образа бесспорно является героиня советской экранизации 1947 года: она полностью покорна своей судьбе и очень близка к первоисточнику из сборника сказок Шарля Перро. При этом самая известная Золушка – диснеевская – иная: она обладает маломальским характером.
Хочу заметить, что пассивная героиня характерна для многих сказок, потому что в те далекие и жестокие времена трудолюбие, а также покорность, зачастую спасали женщинам жизнь. Не зря в сказках вознаграждались именно эти качества.
Макс Отто фон Штирлиц, главный герой советского сериала* «Семнадцать мгновений весны» (1973 год)
«Штирлиц долго смотрел в одну точку. Потом в другую.
"Двоеточие", – догадался Штирлиц». Герой множества анекдотов, необычайно интересный мужчина и примерный семьянин, Штирлиц в исполнении Вячеслава Тихонова стал любимцем нескольких поколений советских женщин граждан. Он и правда сильно выделялся среди героев отечественного экрана, скорее всего, благодаря харизме Тихонова и его врожденному благородству. Но это не отменяет сверхположительности и в некотором роде даже сверхчеловечности разведчика Штирлица, который
- просчитывает все до мелочей,
- находит выход из любой ситуации,
- любит животных (а также стариков и детей),
- предельно выдержан, корректен и вежлив с окружающими,
- необычайно образован (даже играет на фортепиано), начитан и эрудирован,
- предан своей далекой жене,
- страдает, но об этом никто не догадывается.
По сути, Штирлиц является тем самым нереалистичным крепким и надежным мужским плечом, которое решит все проблемы и никогда не подведет!
Супермен, герой американских комиксов (1938 год), а позже фильмов
Парень с небес, супергерой в красных трусах, в котором больше мифологических черт, чем реальных. Он спасает мир, борется за справедливость и живет во благо человечеству. Позже в этот образ вклинились еще несколько персонажей, в числе которых Бэтмен (1939 год) и Капитан Америка (1940-е годы). Правда, у двух последних появляется альтер эго (альтернативная личность), которая вынуждена скрываться под маской героя. Впрочем, смысл героического образа от этого не страдает: как бы его ни звали, этот условный Робин Гуд борется со Злом и, конечно же, побеждает его. Одно и то же из серии в серию!
Всевозможные супермены часто встречаются в мифах. Они не боятся идти в бой, рисковать и жертвовать собой ради общего блага. В каждой истории такой герой совершает Героический поступок, который всех спасает. Важно, что они часто самомотивированы – подпитываются собственным адреналином, – поэтому не нуждаются в мотивации извне. То есть не всегда можно понять, по каким таким причинам они постоянно врутся в бой. «Я дерусь, потому что дерусь!» – как раз из этой серии.
Электроник, главный герой фильма «Приключения Электроника» (СССР, 1979 год)
Даже по этой фотографии видно, кто здесь обычный советский школьник-шалопай, а кто правильный во всех отношениях пай-мальчик. О таком сыне мечтают многие родители: любит читать (а не бегать по подворотням), играет в шахматы, с радостью делает уроки, помогает родителям... Но он настолько скучен в своей правильности, из-за которой к тому же наивен, что аж противно!
Гермиона Грейнджер, героиня цикла романов и фильмов о Гарри Поттере
Мисс Грейнджер – лучшая студентка школы чародейства и волшебства Хогвартс. «Невыносимая всезнайка», как ее охарактеризовал хлесткий на язык профессор Снейп, когда она вконец его достала. Даже ее боггарт – воплощение самого большого страха – это преподаватель, который сообщает, что она провалила экзамены! В первых книгах Гермиона просто невыносима и очень раздражает. Однако позже она становится адекватнее и, порой, даже вызывает симпатию.
Маша Старцева, героиня фильма «Приключения Петрова и Васечкина», «Каникулы Петрова и Васечкина»
Маша тот же типаж, что и Гермиона: спортсменка, отличница, умница и просто красавица! Как метко выразилась про нее одна моя знакомая: «Настолько правильная, что подташнивает!» И я с ней согласна: если Гермиона в итоге исправилась, то Маше крайне не хватает бесшабашности и подросткового бунта, чтобы сбить спесь с ее идеальности!
Электроник, Маша и Гермиона просто светятся от синдрома отличника (перфекционизм). Это не очень хорошо, несмотря на то, что взрослые часто ждут от детей именно такого отношения хотя бы к учебе. Тем не менее постоянное стремление к перфекционизму может говорить о том, что человек ищет одобрение окружающих и боится критики, так как не умеет ее принимать. И это проблема!
Джейн Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте (1847 год)
Мне очень нравится роман Шарлотты Бронте и лично меня Джейн не раздражает, тем не менее ее поведение во многом напоминает ту же Золушку. Конечно, в сказке ситуация сильно утрирована, а роман написан значительно позже (XIХ век), поэтому сравнивать этих героинь сложно, но определенное сходство есть!
Впрочем, между девушками есть важное различие: Золушка позволяла себя «топтать», а Джейн – нет. Плюс у нее непоколебимые моральные ценности: она немедленно сбегает от мистера Рочестера, как только узнает, что тот обманом хотел жениться на ней. Хотя Джейн страстно его любила, чувства ей не указ! Необычайно правильная девушка! И в итоге, как Золушка, нашла свое счастье. Жаль, что после стольких мытарств и трагических обстоятельств.
Тимур, герой повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» (1940 год)
Ответственный парень, верный и надежный друг, справедливый, честный, смелый, ведет непримиримую войну с хулиганами. Просто идеал советского подростка! Тем не менее большого раздражения Тимур обычно не вызывает, так как хорошо «забит» Женей и Колей Колокольчиковым. Возможно, постоянно витающая тема войны тоже сглаживает острые углы его идеальности.
Эшли Уилкс, герой романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1936 год)
Истинный джентльмен, принц на белом коне (по крайней мере, в глазах влюбленной в него Скарлетт О'Хара) и очень утонченный мужчина. Человек, который из-за слишком хорошего воспитания не сумел донести до юной Скарлетт правду о природе своих чувств к ней. Ах, он не мог разбить ей сердце! Зато прекрасно смог оставить ложные надежды, которыми она «питалась» еще много лет. Не стоит забывать и того, что при этом мистер Уилкс оказался в шоколаде: с одной стороны яркая Скарлетт, которой он наслаждался и влюбленность которой (я уверена) ему льстила, с другой – жена и тихое счастье.
Наш мистер Уилкс мечется между этих двух таких разных женщих, и, судя по всему, чувствует, что жизнь не такая рафинированная, какой была раньше. Он даже находит в себе силы принять волевое решение увезти семью подальше от Скарлетт, но... Увы, обстоятельства складываются против него, и идея тонет в Лете: ведь сил (и большого желания) идти против течения у Эшли нет.
Возможно, он надеялся, что со временем Скарлетт разлюбит его. Но в итоге мягкотелый и эгоистичный мистер Уилкс разрушил молодой женщине жизнь. Впрочем, благодаря этой влюбленности Скарлетт эмоционально сильно обогатилась и в итоге смогла понять, в ком ее счастье. К сожалению, слишком поздно.
Пправильные герои часто выводят читателя или зрителя из равновесия. Конечно, они бесят не каждого, но есть в них некий диссонанс, горькая горошина, которая не дает наслаждаться их идеальностью. Чем скупее прописан персонаж, тем сложнее понять, что он за человек, что в нем есть, кроме внешней правильности. По этой причине эгоизм и подлость, характерные, например, для Эшли Уилкса, «прячутся» в мелких деталях, заметить которые сложно. Для многих читателей он так и остается слишком порядочным, блестяще воспитанным джентльменом. Но фактически он человек, как говорится, с некоторой долей гнильцы!
Не понравилась статья – не беда! На канале много других! Возможно, они понравятся больше. Пожалуйста, уважайте мнение других людей, даже если оно кардинально отличается от вашего и не хамите в комментариях!
Текст запрещен к копированию. На канале ведется модерация комментариев.
Сноска:
*Речь идет именно о герое сериала, а не книг Юлиана Семенова.