Найти тему

Гид по ювелирным украшениям Фаберже

Оглавление

Среди ювелирных украшений в собрании Музея Фаберже представлены броши, серьги, браслеты и подвески. Эти украшения зачастую вполне традиционны, но камни для них всегда прекрасно подобраны и огранены, оправы неизменно крепкие и сияющие, а металлические детали во всех местах идеально подогнаны. Стиль и уникальный художественный замысел всегда выделяли работы Фаберже на общем фоне.

Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Санкт-Петербург, до 1895. Собрание Музея Фаберже
Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Санкт-Петербург, до 1895. Собрание Музея Фаберже

Лаконичное золото

Все творчество Фаберже пронизано историзмом, и хранящийся в музее золотой браслет близок к истокам этого направления. Браслет, созданный по мотивам золота скифов из собрания Эрмитажа, свидетельствует о глубине познаний Фаберже и о том, с каким трепетом он относился к историческим стилям, в особенности к украшениям из коллекции Эрмитажа. В этом браслете использовано только золото, он уменьшен в размере относительно оригинала, однако воспроизведен очень точно и подробно и представляет собой образец ранней продукции фирмы работы мастера Эрика Коллина.

Браслет с львиными головами из серии «Керченские древности». Санкт-Петербург, около 1882. Фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин. Собрание Музея Фаберже
Браслет с львиными головами из серии «Керченские древности». Санкт-Петербург, около 1882. Фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин. Собрание Музея Фаберже

Драгоценные и полудрагоценные камни

Несмотря на ограниченный выбор драгоценных камней и небольшой по сегодняшним меркам размер, броши от Фаберже притягивали к себе взгляды всех присутствующих, стоило их владелицам войти в помещение.

Фаберже, несомненно, умел чрезвычайно эффектно применять цветные камни: серия драгоценностей из серо-голубых кабошонов халцедона с бриллиантами выглядит поразительно элегантно, причем не только по меркам того времени, но и с точки зрения современной моды (листайте галерею).

Овальную и круглую броши из данного комплекта украшает бант, который довольно часто присутствовал в украшениях работы Фаберже. Кабошоны кулона соединены цветочной гирляндой из бриллиантов. Это произведение можно отнести к популярному при дворе на рубеже веков, так называемому «стилю гирлянды».

В коллекции Музея Фаберже представлен также роскошный кулон с аквамарином, вписанный в обрамление из алмазов огранки «роза» и увенчанный ювелирным бантом, бывшим одним из лейтмотивов ювелирного искусства Фаберже. Аквамарин был в фаворитах у императорской семьи, поэтому придворный ювелир Карл Фаберже часто использовал его в своих ювелирных изделиях.

Кулон. Москва, 1899-1908. Фирма Карла Фаберже. Собрание Музея Фаберже
Кулон. Москва, 1899-1908. Фирма Карла Фаберже. Собрание Музея Фаберже

Украшения с эмалью

Визитной карточкой фирмы Фаберже была сложнейшая ювелирная техника — эмаль по гильошированному фону. Мастера компании активно применяли её для создания аксессуаров, Пасхальных яиц, фантазийных предметов, а также для драгоценных украшений.

В переводе с французского «гильоше» — узор из разнообразных линий, которые наносятся на металлическую поверхность специальной гравировальной машинкой. Этот узор заполняют несколькими слоями прозрачной эмали. Поверхность изделия обжигают в печи и полируют, после чего она приобретает радужные переливы.

Качество достойное королей

Брошь фирмы Фаберже. Россия, 1900-е годы. Собрание Музея Фаберже
Брошь фирмы Фаберже. Россия, 1900-е годы. Собрание Музея Фаберже

Брошь в виде щита с гильошированной эмалью лазурного цвета, одна из множества малых по размеру, но весьма значимых эмалевых брошей Фаберже. Брошь украшена бриллиантовыми монограммами английского короля Эдуарда VII и королевы Александры, тети Николая II.

Высочайшее мастерство

Брошь «Аллегория зимы». Санкт-Петербург, 1910-е. Фирма К. Фаберже, мастер А. Хольмстрём. Собрание Музея Фаберже
Брошь «Аллегория зимы». Санкт-Петербург, 1910-е. Фирма К. Фаберже, мастер А. Хольмстрём. Собрание Музея Фаберже

Брошь «Аллегория зимы» работы Альберта Хольмстрёма — настоящая вершина эмальерного искусства — внешне напоминает камею, вырезанную из камня. В центре украшения располагается изображение Купидона, который держит в руках погасший факел: он и олицетворяет приход зимы. Изображение заключено в овальную рамку серой гильошированной эмали, обрамлённую двумя рядами алмазных «роз». Сверху ее украшает бриллиантовый цветок с двумя симметричными веточками.

Дизайн на все времена

Брошь и подвеска с декором в виде кругов фирмы Фаберже, 1887-1899. Собрание Музея Фаберже
Брошь и подвеска с декором в виде кругов фирмы Фаберже, 1887-1899. Собрание Музея Фаберже

Особенно современной кажется группа предметов, обычно характеризуемая как образец эстетизма: в ней Фаберже при помощи своей широкой цветовой палитры и блестящего мастерства в работе с эмалью развил и усовершенствовал актуальную на тот момент эстетику рубежа XIX–XX столетий. Подвеска в форме щита, ромбовидная брошь и портсигар выполнены с применением белой гильошированной эмали в золотой оправе и украшены завораживающе красивыми кругами различных цветов и диаметров из бриллиантов и гильошированной эмали.

Интересуетесь историей ювелирного искусства? Приглашаем на цикл лекций в Музей Фаберже: «От барокко к историзму: эпохи, стили, мастера в ювелирном искусстве XVII-XIX вв.» (с 22 октября по 5 ноября 2024 г.)
Подробная информация на
официальном сайте.