Найти тему
Lace Wars

Древние звездочеты: археологи скрывали от нас правду?

Оглавление

Загадочное наследие каменного века

На просторах Британских островов, северной Франции, Мальты и восточного побережья США разбросаны удивительные свидетели далекого прошлого - величественные каменные сооружения, чье происхождение теряется в глубине веков. Эти монументальные творения, известные как мегалиты (от греческого "большие камни"), включают в себя массивные каменные гробницы и огромные стоячие камни, расположенные кругами или рядами.

Датировка этих сооружений варьируется в широких пределах - от 4500 до 1500 гг. до н.э. Их впечатляющие размеры и сложность конструкции свидетельствуют о высоком уровне инженерного мастерства и организации труда древних народов. Однако истинное предназначение этих загадочных монументов вот уже более века вызывает горячие споры в научном сообществе.

Являются ли мегалиты лишь религиозными памятниками или же за их созданием стоит нечто большее? Некоторые исследователи выдвигают смелую гипотезу о том, что эти сооружения были делом рук древних жрецов-астрономов - элиты доисторического общества, обладавшей глубокими познаниями в математике и астрономии. Если эта теория подтвердится, нам придется кардинально пересмотреть свои представления о "примитивных" обществах каменного века.

Первопроходцы мегалитической астрономии

История изучения астрономического значения мегалитов началась с сэра Нормана Локайра, директора обсерватории солнечной физики в Лондоне и основателя научного журнала "Тайм". В 1890 году, посетив Грецию и Египет, Локайр заинтересовался ориентацией древних храмов. Его первоначальные исследования в Египте показали, что многие храмы были ориентированы по солнцу (в частности, на летнее солнцестояние) и звездам.

Однако настоящий прорыв произошел, когда Локайр обратил внимание на доисторические памятники Британии. Проведя серию точных измерений, он пришел к выводу, что многие мегалиты служили не только для погребальных или ритуальных целей, но и для календарных наблюдений. По мнению Локайра, такие монументы как Стоунхендж были созданы для наблюдения за восходом, закатом и движением определенных звезд в ключевые дни года.

Локайр предположил существование единого календаря, использовавшегося создателями мегалитов на обширных территориях. Это привело его к смелой гипотезе о существовании касты друидов-астрономов, игравших ключевую роль во всех сферах жизни доисторического общества. Хотя идеи Локайра нашли поддержку в некоторых научных кругах, большинство археологов отнеслись к ним скептически или равнодушно, считая их несовместимыми с традиционными представлениями о "варварском" периоде доисторического развития.

Революция в изучении мегалитов: компьютеры и новые теории

Настоящий прорыв в изучении астрономического значения мегалитов произошел после Второй мировой войны с появлением компьютеров. Это позволило провести сложные расчеты для оценки всех потенциальных астрономических соответствий в мегалитических сооружениях.

В 1963 году доктор Джеральд Хоукинс, астроном из Бостонского университета, опубликовал сенсационную статью в журнале "Нейчур". Используя компьютерные расчеты, Хоукинс пришел к выводу, что вероятность случайного возникновения астрономических соответствий в Стоунхендже составляет менее 0,0000001. На основании этого он заявил: "Стоунхендж, несомненно, является древней обсерваторией".

Однако наиболее значительный вклад в археологическую астрономию внес Александр Том, профессор инженерии Оксфордского университета. На протяжении более 20 лет Том исследовал около 500 каменных кругов, рядов и отдельных камней. Результаты его работы были поистине революционными.

Том утверждал, что мегалитические конструкции проектировались с использованием стандартной меры длины, которую он назвал "мегалитическим ярдом" (примерно 2,72 фута). Это открытие поставило вопрос о существовании централизованной системы мер и весов в доисторической Европе.

Кроме того, Том обнаружил, что многие каменные круги имели сложную геометрическую форму, включая овалы и эллипсы. Некоторые круги даже состояли из соединенных широких дуг. На основании этого Том предположил, что строители мегалитов обладали глубокими познаниями в теоретической геометрии, включая понимание прямоугольных треугольников, почти за 2000 лет до древнегреческих математиков.

Но самым поразительным открытием Тома стала гипотеза о том, что мегалиты вдоль Атлантического побережья от Шотландских островов до Бретани были установлены для точных наблюдений за движениями Луны на протяжении столетий с целью предсказания затмений. Том считал, что новые обсерватории создавались по мере того, как движение небосвода выводило из строя уже существующие.

Жрецы-астрономы: элита доисторического общества?

Идеи Тома нашли развитие в работах археолога Юэна Маккая из Хантерианского музея в Глазго. В 1981 году Маккай выдвинул гипотезу о том, что крупные каменные круги, известные как "хенджи", представляли собой систему доисторических обсерваторий и астрономических университетов.

По мнению Маккая, "хенджи" были местами, где жили и работали сообщества мудрецов и жрецов-астрономов. Для подтверждения своей теории Маккай обратился к аналогиям с цивилизацией майя в Центральной Америке, где, как считалось в то время, существовали ритуальные центры, населенные элитой жрецов-астрономов.

Маккай предположил, что так называемые "мега-хенджи" позднего неолита (2800-2200 гг. до н.э.) были центрами астрономической подготовки. В качестве доказательства он приводил обнаруженные во время раскопок деревянные круги внутри "хенджей", которые он считал остатками жилых помещений элиты, а также большое количество особой "рифленой посуды", якобы принадлежавшей жреческому сословию.

Согласно теории Маккая, в тех областях, где отсутствовали "мега-хенджи", для древних ученых строились целые поселки с каменными домами. Он даже предположил, что каменные круги могли быть архитектурно более грубыми, но ритуально столь же сложными эквивалентами храмов майя.

Критический взгляд на теории мегалитической астрономии

Несмотря на привлекательность и революционность теорий Тома и Маккая, они столкнулись с серьезной критикой со стороны научного сообщества. Основная проблема заключалась в отсутствии достаточных вещественных и статистических доказательств существования сообщества жрецов-астрономов в доисторической Европе.

Теория Маккая пострадала от прогресса в изучении цивилизации майя. Когда удалось расшифровать письменность майя, стало ясно, что хотя астрономия и играла важную роль в их культуре, каста ученых-жрецов вовсе не занимала главенствующего положения. Общество майя оказалось преимущественно светским, сосредоточенным в городах, что кардинально отличалось от общинного уклада жизни в доисторической Британии.

Что касается "мега-хенджей", большинство археологов сегодня считает, что обнаруженные деревянные круги были не жилищами элиты, а деревянными аналогами мегалитических монументов, сооружаемыми для определенных ритуалов. Раскопки многочисленных поселений создателей "рифленой посуды" не выявили никаких признаков их принадлежности к жреческому сословию.

Даже любимый пример Маккая - каменный поселок Скара-Брай на Оркнейских островах - оказался лишь одним из нескольких подобных поселений, известных археологам. Это поставило теорию Маккая перед дилеммой: либо во всех этих поселениях жили жрецы-астрономы, либо их не было вообще.

Астрономия в погребальных обрядах: новый взгляд на мегалиты

Несмотря на критику экстремальных теорий, идея о значимости астрономических наблюдений для древних европейцев не утратила своей актуальности. Многие исследователи сегодня склоняются к более умеренной интерпретации астрономической роли мегалитов, связывая ее с погребальными обрядами и верованиями древних людей.

Одним из ярких примеров такой связи является знаменитая гробница Ньюгрейндж в долине Бойн (Ирландия), построенная около 3500 г. до н.э. Это массивное сооружение с внутренней камерой имеет длинный коридор, ведущий к входу на склоне кургана. Над входом находится уникальный элемент конструкции - "чердачная щель".

Майкл и Клэр О'Келли из Коркского университета обнаружили, что в день зимнего солнцестояния лучи солнца проникают через эту щель, освещая коридор и центральную погребальную камеру. Это явление производит сильное впечатление, как описывает Клэр О'Келли: "Трудно сохранять скептическое отношение, когда видишь, как тонкий луч солнца скользит по коридору в самое мрачное время года, рассеивая тьму внутреннего чертога".

Другим примером возможной связи астрономии и погребальных обрядов являются группы каменных кругов в Шотландии. Их особенностью является наличие одного намеренно положенного набок камня на южной стороне круга, образующего вместе с соседними стоячими камнями своеобразное "окно". Через это "окно" можно наблюдать движение луны, которая каждые 18,5 лет, завершая полный астрономический цикл, как будто опускается и оказывается вписанной в каменную оправу.

Интересно, что в этих кругах часто находят кремированные человеческие останки и куски молочно-белого кварца, традиционно символизирующего призрачный лунный свет. Это указывает на возможную связь лунных наблюдений с представлениями древних людей о смерти и загробной жизни.

Таким образом, хотя идея о существовании касты жрецов-астрономов в доисторической Европе не нашла достаточных подтверждений, очевидно, что древние жители континента проявляли глубокий интерес к движению небесных тел. Однако их астрономия, вероятно, была тесно связана с религиозными верованиями и погребальными обрядами, а не с научными изысканиями в современном понимании.

Наука
7 млн интересуются