Найти в Дзене

P.S. Списки летнего чтения

Мыслями грустными, меня одолевающими, вот сейчас поделюсь, в конце рабочей недели. Вторую неделю думаю-передумываю. Май-июнь - ежегодное время горячего обсуждения списков летнего чтения на всевозможных площадках. Покритиковали застрявших в прошлом учителей, посетовали на объёмы списков, изредка похвалили их разнообразие, удивились скучности выбранных произведений, отвергли частично или полностью (ребёнок будет читать другое, если вообще будет), составили альтернативные варианты... Чтобы ЧТО?

Вот лето закончилось, уже и сентябрь завершается, а я по-прежнему не встречаю такого же бурного обсуждения итогов летнего чтения. Возможно, не там жду. Но я одни и те же площадки читаю, одни и те же источники. В конце учебного года ничего специально не ищу, а натыкаюсь регулярно, а сейчас и рада бы к этой теме вернуться, но кругом тишина. Нет, конечно, есть мамы-блогеры, регулярно рассказывающие о чтении детей, в том числе и о самостоятельном. Но они редко акцент делают, что это именно летнее чтение.

Да это и не то, что бы мне хотелось прочитать...

Летом я уже не выдержала и высказалась по поводу списков:

Сейчас хочется говорить об этом ещё больше, потому что у меня есть итоги. Мне они кажутся грустными, даже так - очень грустными, хотя я изо всех сил стараюсь увидеть плюсы. В прошлой статье я написала, какое задание было у семиклассников:

-2
Небольшой кусочек книжной полки в школьном шкафу. У половины (или даже больше) книг есть нечто общее - автографы авторов.
Небольшой кусочек книжной полки в школьном шкафу. У половины (или даже больше) книг есть нечто общее - автографы авторов.

И тут нужно немного написать, что же это за дети, что нам дано в условии задачки!

Нынешние семиклассники все, на 100%, посещали хотя бы несколько месяцев мой факультатив "Вне-КЛАССНОЕ чтение" в течение учёбы в нашей школе. 60% учеников учатся с 1 класса, есть те, кто с 1-го класса ко мне и ходит по настоящее время. Факультатив только добровольно и только по желанию ученика (а не его родителей). Никаких плюшек (бонусов) к оценкам по литературе он не даёт, всё держится на интересе детей.

Почему так дотошно рассказываю? Мне кажется, это важным для понимания моей озадаченности итогами летнего чтения.

-4

На прошлой неделе мы говорили о летнем чтении. То есть от каждого я должна была услышать о тех самых, пресловутых трёх книгах. Одноклассники могли задавать вопросы (и не задавали), я всеми силами пыталась вести заинтересованный разговор. С самого начала стало понятно, что подготовка велась к этому разговору у большинства только в сентябре, у части - силами родителей. Мамы читают, мамы пересказывают (иногда подробно, иногда сжато), мамы даже пишут тот самый заданный минимум, а ребёнок переписывает.

Были, конечно же, и те, кто сам прочитал три книги, был готов говорить о своих впечатлениях. Дополнительные бонусы не прельстили в этом году вообще никого. Они были обещаны за программу сверх: больше трёх книг, не просто краткие записи, а что-то более интересное по мотивам прочитанного.

Один из двух приятных итогов: только о трёх книгах, но хотя бы не на скорую руку, а в симпатичном формате дневника с рисунками.
Один из двух приятных итогов: только о трёх книгах, но хотя бы не на скорую руку, а в симпатичном формате дневника с рисунками.

В прошлом году итоги летнего чтения были тоже скромными, но более воодушевляющими. Сейчас же было видно, насколько это тяжко, неинтересно детям. Никакого (ну практически) чтения в удовольствие, сплошная обязаловка. Хотя они могли читать и не из предложенного мною списка. Кто-то читал, но почему-то нет уверенности, что именно этим летом, а не года два назад.

А ведь это дети, готовые слушать о книгах, им интересно приходить на наши встречи, они читают в течение учебного года книги, по которым мы играем. Что не так идёт летом?

-6

Уже сейчас я озадачилась проблемой какого-то другого варианта для задания по летнему чтению. Речь не идёт о количестве, хочется качества. Хочется, чтобы время, проведённое с книгой, было в удовольствие, чтобы поделиться этим в сентябре было в радость.

Решила спросить (анонимно) у детей, в каком формате они хотели бы видеть наши итоги летнего чтения. Конечно, полный разнобой во мнениях и в основном они повторяют варианты, услышанные от меня. Одни хотят сдать только письменно, другие за то, чтобы ничего не писать, а поговорить. Кто-то повторяет задание этого года, кто-то предлагает писать письма героям книг или рисовать комиксы по мотивам. Несколько просьб о расширении предлагаемых жанров. Несколько вариантов писать привычные послевкусия о прочитанном.

Просто к полкам подошла и сфотографировала. Хотя именно этот кадр может быть иллюстрацией повышенного интереса семиклассников к жанру фэнтези (это случилось почти ВДРУГ для меня), уже на факультативе обсудили, чем фантастика и фэнтези отличаются. Рудашевский к фэнтези не имеет отношения, я в курсе. Всё, что на этой фотографии, мною прочитано + четвёртые части двух тетралогий.
Просто к полкам подошла и сфотографировала. Хотя именно этот кадр может быть иллюстрацией повышенного интереса семиклассников к жанру фэнтези (это случилось почти ВДРУГ для меня), уже на факультативе обсудили, чем фантастика и фэнтези отличаются. Рудашевский к фэнтези не имеет отношения, я в курсе. Всё, что на этой фотографии, мною прочитано + четвёртые части двух тетралогий.

Пока я поняла, что нужно дать им бОльшую свободу, но мне хочется другого: пусть я услышу (прочитаю) об одной летней книге, но от души, не для галочки. Интересен был бы опыт других, поэтому и пишу статью: вдруг вам встречались материалы по теме - подскажите, где искать. Или есть положительный личный опыт. В комментариях к прошлой статье были хорошие идеи поощрения, которые я взяла на заметку, вдруг и сейчас поможет взгляд о стороны. Как говорится, готовь сани летом, а телегу зимой...