Любителям обгаживать все советское и ненавистникам коммунистической идеи Часовой истории приготовил очередной осиновый кол в их презренные и лживые души.
Французский фотограф Фредерик Шобен посетил «умирающий» СССР в 1990 году, надо полагать, с целью зафиксировать на фотокамеру свидетельства этого процесса. Что б ни у кого не было сомнений, что коммунистическая идея была мертворожденной и потому не оставила о себе достойного следа на этой планете. Однако, как это часто бывает, когда пользуешься лживой и предвзятой информацией, француза ждал сюрприз. То, что он увидел, его потрясло. Можно понять – контраст с ожиданием разительный, шокирующий. Вероятно, был и предоплаченный заказ от редакции, который надо отработать. Но как? Нужные кадры он, разумеется, нашел потому, что знал, где искать, подсказали. Такие кадры можно «нарыть» в любом городе. Но как быть с тем, что он увидел своими глазами и понял, что уже не сможет забыть этого никогда. Решение пришло сразу – сделать проект, который он спродюсирует сам, материал – «космос» в прямом смысле слова. Потому он и назвал проект «Запечатленные космические постройки коммунизма» (Cosmic Communist Constructions Photographed).
Надо сказать, что первым откровением для него стали фотографии здания Министерства автомобильных дорог в городе Тбилиси. Вероятно, состоялся диалог:
- Что это?
- Это? А что?
- Это бизнес-центр?
- Ну, да, организация. Министерство, по-нашему. А что?
- Богатое министерство, раз позволило себе такой оригинальный проект.
- Богатое, конечно. У нас все министерства богатые.
- Тогда понятно.
- Не знаю, что вам понятно, но у нас такие же есть и жилые дома, а еще дома культуры, загсы, библиотеки, автобусные остановки, дома отдыха, гостиницы, да много чего, что нужно людям в стране, где думают не только о функционале сооружения, но придают значение внешнему виду, потому наряду с типовыми проектами возводятся уникальные и неповторимые архитектурные шедевры. СССР устремлен в будущее.
Так или иначе, но француз начал собирать информацию о необычных архитектурных объектах и понял, что они повсюду, а СССР огромен. И получилось, что приезжал на неделю, а пришлось задержаться на несколько лет – столько времени потребовалось, чтобы побывать в разных уголках страны, про которую ему говорили, как отсталую, скучную и неинтересную.
Уникальный фотоальбом, который получился в итоге, стал финалом семилетней кропотливой работы увлеченного человека. В предисловии Шобен написал, что архитектура невероятная и разнообразная по стилю и способам исполнения, имея ввиду инновационные строительные материалы в сочетании с традиционными дорогостоящими гранитом, мрамором.
Как понять
В этом многообразии стилей он усмотрел (или, опять же подсказали, иначе проект обречен) процессы, происходящие в самой стране: отсутствие единого стиля, «разброс архитектурной мысли» он назвал «признаками распада политической системы»(!). Хотя по идее именно разнообразие архитектурной мысли свидетельствовало о воображении, потенциале советских архитекторов и возможностях воплотить в реальность самые смелые, воистину футуристические проекты, которые поражают воображение до сих пор, хотя начало советской футуристической архитектуры, судя по размещенным снимкам в альбоме, относятся не только к 70-м годам прошлого века. Шобен назвал этот период «стилистическим взрывом». Советские архитекторы создавали футуристические объекты много раньше. Вероятно, он решил, что хвалить сталинский СССР это уже перебор и ограничился семидесятыми...
Приведу небольшую цитату из статьи Шобена о том, как он работал над своим проектом об архитектуре коммунизма. В отрывке речь об очередном архитектурном чуде, которое он увидел в Литве:
«…Это было за много миль от моих предвзятых представлений о советском мире. Как этому зданию удалось появиться на свет в такой глуши от проторенных архитектурных путей? Была ли его формальная свобода совместима с официальным заказом, учитывая, что в СССР каждое строительство заказывалось государством? Казалось, не было никакой справочной работы, никакой точной документации, которая могла бы ответить на мои вопросы. И тут я вспомнил о настоящем безумии здания, которое мельком увидел по дороге из Минска в аэропорт. В 1990-х годах без особой причины я поехал на выходные в Беларусь, незнакомую страну. Там я мельком увидел Технологический институт…»
(Полная версия статьи. Почитайте! : https://www.architectural-review.com/places/russia/frederic-chaubin-surveys-the-relics-of-the-former-soviet-union)
И в заключение еще пара цитат, которые вроде выходят за рамки темы статьи. Но это только на первый взгляд.
«Русские, по крайней мере, так же стремились повернуться спиной к своему прошлому, как и все остальные. Сложная реакция на распад СССР переросла в амнезию, отрицание, обычно применяемое к тем годам распада. Отсюда и странное чистилище, в котором, кажется, плавают эти объекты: так близко по времени и все же вне времени. Эта пустота научила меня, что история не пишется сама по себе. Мы должны выдумывать ее, рискуя ошибиться. Мы должны представить это».
«…Какую бы гипотезу мы ни выбрали, эти здания, спроектированные на стыке разных миров, в которых научно-фантастический футуризм сочетается с монументализмом, представляют собой одно из самых вызывающих замешательство проявлений умирающего СССР. Приводящий в замешательство эффект зеркального дома…»
Спасибо, месье Шобен, за признание очевидного и за то, что напомнили нам и всему миру – что такое СССР. Великое оказалось слишком хрупким для тех, кто утратил понимание ценности того, чем обладали...