Понятие, форма и существенные условия договора
Согласно статье 801 ГК РФ, договор транспортной экспедиции представляет собой соглашение, по которому экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.
Существенным условием договора является его предмет, то есть конкретные виды услуг, которые экспедитор обязуется выполнить или организовать.
В договоре транспортной экспедиции могут быть предусмотрены следующие обязанности экспедитора:
- Организация перевозки груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом.
- Заключение от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза.
- Обеспечение отправки и получения груза.
Также договор может включать дополнительные услуги, необходимые для доставки груза, такие как проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка (абз. 3 ст. 801 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 802 ГК РФ, договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме. Клиент также должен выдать экспедитору доверенность, если это необходимо для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).
Важно отметить, что экспедиторская деятельность не включает непосредственную перевозку груза, а только организацию перевозки, заключение договора на перевозку и обеспечение отправки (получения) груза. Если экспедитор одновременно является и перевозчиком, его деятельность регулируется как положениями главы 41 ГК РФ, так и главы 40.
Если в договоре не указано, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Однако это не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ).
В исключение из общего правила недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств (ст. 310 ГК РФ), статья 806 ГК РФ предоставляет сторонам такую возможность. При одностороннем отказе сторона, заявившая о нем, возмещает другой стороне убытки и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных затрат (часть 5 ст. 6 Закона).
Экспедиторские документы
Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил). К ним относятся поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка (п. 5 Правил).
Формы экспедиторских документов и порядок их заполнения утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2008 № 23.
При заполнении поручения экспедитору в строке 18 следует указать стоимость груза, что упростит взыскание ущерба в случае утраты, порчи или недостачи груза.
Несмотря на обязательность экспедиторских документов, их отсутствие не является безусловным доказательством незаключения договора или неоказания услуг, при наличии других подтверждающих документов.
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 № 15АП-1635/2014 указано, что отправка экспедитору заявки и передача груза водителю, направленному экспедитором, свидетельствуют о заключении договора транспортной экспедиции. Однако Первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 26.01.2015 по делу № А43-1101/2014 пришел к выводу об отсутствии отношений транспортной экспедиции в аналогичной ситуации.
Тем не менее, при наличии подтверждающих документов (например, заявки, товарно-транспортной накладной), даже если суд не признает услуги экспедиторскими, факт заключения сделки очевиден. Согласно общим положениям ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (часть 1 ст. 393 ГК РФ), а их размер определяется по правилам, установленным ст. 15 ГК РФ.
Пример из судебной практики: индивидуальный предприниматель подал иск в Арбитражный суд Московской области к ООО «Век» о взыскании задолженности в размере 320 000 рублей, возникшей из-за ненадлежащего исполнения обязательств по оплате услуг, оказанных по договорам-заявкам на перевозку грузов.
Суд удовлетворил иск, указав, что, несмотря на обязательность экспедиторских документов согласно п. 7 Правил, п. 6 Правил допускает возможность использования других документов в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг. Основанием для оплаты экспедиционных услуг является факт их оказания клиенту (см. постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 № 10АП-537/2015 по делу № А41-78534/14).
Страхование груза
Если груз имеет высокую стоимость, его страхование становится необходимым. Это может быть обязательным условием договора. Встает вопрос: кто должен страховать груз – экспедитор или клиент? Согласно части 5 статьи 4 Закона, экспедитор не может заключать договор страхования груза от имени клиента, если это не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
Если страхование возложено на экспедитора, возникает вопрос: будут ли ему компенсированы соответствующие расходы?
Возможны два варианта. Первый: расходы на страхование могут быть включены в общие расходы экспедитора, связанные с выполнением договора. Второй: расходы на страхование не включаются в общие расходы и возмещаются клиентом отдельно.
Ответственность экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза
Ответственность экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза регулируется статьей 803 ГК РФ и главой 3 Закона.
Согласно статье 7 Закона, экспедитор несет ответственность перед клиентом за реальный ущерб в случае утраты, недостачи или повреждения груза с момента его принятия до момента выдачи получателю, указанному в договоре, если не докажет, что ущерб произошел вследствие непреодолимой силы.
Размер ответственности определяется следующим образом:
- за утрату или недостачу груза с объявленной ценностью – в размере объявленной ценности или ее части, пропорционально недостающей части груза;
- за утрату или недостачу груза без объявления ценности – в размере действительной стоимости груза или его недостающей части;
- за повреждение груза с объявленной ценностью – в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления – в размере объявленной ценности;
- за повреждение груза без объявления ценности – в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, а при невозможности восстановления – в размере действительной стоимости.
Важно:
ответственность экспедитора, также как и ответственность перевозчика по общему правилу является ограниченной, однако в силу части 4 ст. 7 Закона в случае утраты, недостачи или порчи груза по вине экспедитора клиент вправе требовать возмещения помимо реального ущерба и упущенной выгоды.
Так, предприниматель Г. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу «ЖелДорЭкспедицияЧелябинск» о взыскании убытков в виде стоимости поврежденного печатного станка, процентов за пользование чужими денежными средствами, упущенной выгоды и судебных расходов по оплате услуг представителя.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С общества «ЖелДорЭкспедиция» в пользу предпринимателя взысканы убытки и 194 000 рублей упущенной выгоды. Упущенная выгода была взыскана на основании того факта, что между истцом и предпринимателем А. заключен договор подряда, согласно п. 1.1 которого истец принял на себя обязательства изготовить своими силами и средствами рекламный материал, а заказчик обязан оплатить работу. Стоимость работ по договору составляла 194 000 рублей. В связи с неисполнением договора подряда по причине отсутствия оборудования сторонами договора было подписано соглашение о его расторжении (подробнее см. постановление ФАС Уральского округа от 18.10.2013 № Ф09-10070/13 по делу № А76-64/2013).
Следующий аспект, на который клиенту следует обращать внимание, – возвратить ранее уплаченное экспедитору вознаграждение в силу части 3 ст. 7 Закона можно только в том случае, если это установлено в договоре транспортной экспедиции.
Как уже отмечалось, важно указывать в экспедиторских документах стоимость груза, так как в случае ее неуказания она определяется из действительной (документально подтвержденной) стоимости. При этом действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии – исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения (часть 6 ст. 7 Закона).
Особые проблемы с определением стоимости утраченного груза или невозможность ее определения могут быть вызваны тем обстоятельством, что в документах, имеющихся у клиента, указано только родовое наименование груза без его точного описания (например, «оборудование», «оргтехника»). В таких ситуациях суд может отказать во взыскании ущерба или существенно снизить ту сумму, на которую мог рассчитывать грузоотправитель (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.11.2014 по делу № А56-69896/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2013 по делу № А56-11553/2012).
В заключение хотелось бы отметить, что Законом в части 1 ст. 12 установлен обязательный претензионный порядок урегулирования спора, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности (срок, в течение которого можно предъявить претензию, – 6 месяцев). Также важно помнить, что в отношении экспедиторской деятельности установлен сокращенный срок исковой давности – 1 год (ст. 13 Закона).
Ищете надежного партнера для грузоперевозок? Мы предлагаем профессиональные услуги, обеспечивающие быструю и безопасную доставку вашего груза! Свяжитесь с нами по телефону +79043408296 или заполните форму на сайте.