Найти в Дзене

Что значит тяжелое нарушение речи

Оглавление

Что относится к тяжелым нарушениям речи

Ирина: - Сегодня я предлагаю обсудить тяжелое нарушение речи.

Мария: - Что же все-таки такое тяжелые нарушения речи и что к ним относится. Тяжелые нарушения речи это такие нарушения, которые долго исправляются, и очень сильно ухудшают качество жизни людей. К тяжелым речевым нарушениям относятся афазия, тяжелые формы дизартрии, моторная и сенсорная алалия, ринолалия.

Ирина: - И тяжелая форма заикания. Да, даже заикание может быть тяжелым нарушением речи. Что понимают под выражением «существенно ухудшают качество жизни индивидуума». Такая красивая формулировка. Ну, во-первых, ТНР не позволяет выбирать определенные профессии во взрослом возрасте. Это накладывает определенный психологический отпечаток на личность. А в особо сложных случаях ТНР приводят к умственной отсталости.

К чему приводит наличие ТНР

Мария: - Как правило, у детей и взрослых с тяжелыми речевыми нарушениями имеют появляется страх речи, страх общения. Лишний раз они стараются промолчать. Дети в школе стараются не отвечать у доски или не поднимать руку.

Ирина: - Ну и дальше минус высшее образование. Иногда бывало такое, что приходят родители и говорят: «ну и что, что он плохо разговаривает или не разговаривает, он будет программистом». Увы и ах! Честно говоря, я не знаю, какую нужно иметь силу воли, чтобы преодолеть собственные комплексы неполноценности из-за плохого уровня своего речевого развития и пойти все-таки получать хорошее образование, устраиваться на работу, читая в глазах окружающих осуждение. Общество не всегда толерантно относится к нашим людям.

Мария: - Да, в моей практике общество действительно относится нетолерантно. Я бы сказала, что уже к подростковому возрасту веселый ребенок становится…

Ирина: - …Закомплексованным подростком.

Учреждения для детей с ТНР

Ирина: - Раньше, по крайней мере, существовали очень хорошие учреждения. Советский Союз первым, пожалуй, в мировой практике начал организовывать это на уровне государства. Старались помогать всем людям, нуждающимся в коррекционной работе. Поскольку логопедов в начале прошлого века было мало, было придумано делать так: устраивать сады для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопедические группы, специализированные при обычных садах. Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Благое начинание. Не всегда это так хорошо, как звучит в этой красивой сказке. Дело в том, что в сады ТНР, особенно в последнее время, брали детей в группу с различными нарушениями и в массе довольно сложно было подобрать индивидуальную коррекционную программу. Занимались с ними по общей программе. А при этом некоторые дети, скажем так, дети с некоторыми видами речевых нарушений (сенсорной алалии и моторной алалии в частности) подхватывают то, что слышат вокруг себя. И если ребенок приходил в сад ТНР с одними проблемами, то в саду он набирался еще и других проблем. Поэтому по статистике, Хватцев часто пишет, довольно честно, что 70% детей из садов ТНР с моторной алалией могли поступить в массовую школу с уровнем речевого развития ОНР3. Ну так вот там написано честно. МОГЛИ ПОСТУПИТЬ. Никто не сказал, что они могли ее хорошо и успешно закончить. При этом дети с моторной алалией находились в садах ТНР с двух с половиной лет и до самой школы. Дети же с сенсорной алалией вообще никогда не собирались в группу. Это было просто невозможно. Везде и всюду было написано, что с детьми с сенсорной алалией работать только индивидуально. Им сады ТНР были недоступны.

-2

Какая сейчас ситуация со школами ТНР

Ирина: - После распада Советского Союза система садов с ТНР практически прекратила свое существование в целях оптимизации экономии средств. Детей стали брать не с двух с половиной, а с пяти лет. В группах уже было не по три-пять моторных алаликов, а по 8-12, что вообще недопустимо. И, разумеется, результаты просто кончились. Что ходит ребёнок в садик, что не ходит в садик. Что же происходит дальше? Научился ребёнок говорить худо-бедно или не научился, ему нужно идти в школу. Если ребёнок с алалией (сенсорной, моторной, сенсомоторной) в 7 лет пытается поступить в учебное заведение, то неговорящего ребенка не берут никуда. Такое вот открытие происходит для многих родителей как раз в момент поступления в школу. Потому что массовую школу такой ребенок, не может посещать, потому что он не потянет никакую программу. В школу ТНР его уже не могут взять, поскольку у него к 7 годам уже заметно интеллектуальное отставание. А в школу для умственно-отсталых его не берут, поскольку он не говорящий. И все. И ребенок попал между трех школ. И все, что остается, это оформлять инвалидность и даже не обучаться. Потому что, чтобы обучаться, нужно записаться хоть в какую-то школу. А его никуда не взяли. Всё, на этом жизненный цикл закончился.

Если же ребёнок более-менее научился говорить (ОНР-2, допустим), он может поступить в школу ТНР. Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Честно говоря, я даже не представляю сколько их сейчас осталось по всей России. Их тоже очень активно сокращали в свое время. Туда ребенок поступает по результатам обследования ПМПК, на котором принимается решение, дать разрешение на поступление в такую школу или нет. А там дети... Честно говоря, это самое грустное место на Земле. Потому что ребенок там обучается 9 лет, проходит программу шести классов. В программе написано, основной акцент на рядовую деятельность. То есть могу копать, могу не копать. Заниматься интеллектуальным развитием детей там педагоги фактически не в состоянии. Потому что опять же, это целый большой класс. А с этими детьми нужна индивидуальная работа в огромном количестве. И если вы думаете, что мы отдадим ребенка в школу ТНР, потом он у нас там научится говорить, и мы его выведем в массовую школу - это практически невозможная версия. Потому что выйти из этой школы в массовую можно только опять же по заключению ПМПК, которая будет его тестировать по уровню его возраста и программы массовой школы.

Истории из практики

Мария: - Как правило, все происходит наоборот. Из моей практики. Много лет я работала в Беларуси, в здравоохранении и была связана со всеми этими коррекционными центрами. Наблюдала судьбы детей из массовой школы, из детского сада, или интеграционного класса (это, опять-таки, не самое хорошее место, потому что там сборная солянка, как любит говорить Ирина). Потом эти дети (даже если они шли в обычный класс, в обычную школу) после первого класса попадали снова на комиссию. Здесь им могли уже написать дисграфию. После второго класса их переводят на программу уровнем ниже, потому что дети не тянут. И, соответственно, всё, это уже интеграция до конца обучения.

Если происходит обратная процедура, когда дети сначала шли в интеграционный класс, а потом уже их в четвертом-пятом классе переводили в обычный класс. То здесь ситуация была такая: все эти дети возвращались назад к своим учителям, своим дефектологам, в свой интеграционный класс, потому что ребята из основного класса их просто не принимали. Потому что все равно кругозор, знание о мире, представление о жизни, да и в принципе школьные навыки, у таких деток просто натянуты, то есть не дотягивают к уровню. К тому же у ребенка уже есть психологические проблемы, которые сформировались, пока он находился в классе интеграции на протяжении прошлых лет.

Ирина: - Там же есть еще одна забавная штучка, которую никто не учитывает. Детей с особенностями развития учитель не имеет права оценивать как обычного ребенка. В ситуации, где обычному ребенку за письменную работу ставят 2, нашему поставят 4 и он выходит с оценками, как будто он красавчик, но в реальности он не соответствует массовой школе. И вот там как раз возникает конфликт. Потому что другие учителя говорят: «почему у тебя хорошие оценки, а ты не дотягиваешь». А вот из-за того, что не имеют права учителя оценивать дисграфика, например, как обычных детей.

Важность своевременного исправления тяжелых речевых нарушений


Мария: - На самом деле, если не успели ребенку до школы всё сформировать как положено, то дальше будет клубок проблем. Не так давно, мне в инстаграме написала мама мальчика, который когда-то был у меня на консультации в центре. Мама молодец, занималась с ребенком очень хорошо и даже довела сама до нормы, потому что жила в небольшом городе, специалистов не было. Она, конечно, периодически приезжала в Минск, но в основном занималась ребенком сама. Но проблема, которая у неё возникла – это то, что она не успела вытянуть ребенка до первого класса и поступили уже с тяжелым нарушением речи. По итогу у ребенка практически нет речевых проблем, но он ни с кем не общается в классе, и учительница не принимает его. Сейчас стоит вопрос о смене школы. В любом случае, все это не есть хорошо. Поэтому очень важно исправить тяжелое речевое нарушение до школы. А лучше еще немножечко раньше.

Ирина: - Да, чтобы было время на детство, и на подготовку к школе.

Мария: - Когда я училась в университете, нам преподаватель однажды сказала, что для того, чтобы не было в дальнейшем проблем у ребёнка в жизни, логопедическая работа должна закончиться за несколько лет до школы.

Ирина: - Итак, в других странах ситуация с тяжелыми нарушениями речи может быть обустроена по-разному. Где-то к этому относятся совершенно спокойно: «Ну не говорите - ничего страшного». Выдают вам карточки ПЕКС и ставят инвалидность. Например, в Англии к этому относятся очень спокойно. А в других странах вашего ребенка будут пытаться забрать спецучреждения, чуть ли ни принудительно.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Ссылка на наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК.

-3

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?

Вопросы и ответы о сенсорной и моторной алалии: