Найти тему
Избранное

Рентгеновские лучи и искусственный интеллект раскрывают утраченные детали на знаменитых картинах Рафаэля

Две панели художника эпохи Высокого Возрождения подверглись обработке с помощью искусственного интеллекта, что позволило выявить химический состав произведений, что может помочь в сохранении произведений искусства.

Реконструкция алтаря Барончи Рафаэля, демонстрирующая две недавно исследованные ИИ работы
Реконструкция алтаря Барончи Рафаэля, демонстрирующая две недавно исследованные ИИ работы

Группа исследователей только что просканировала два известных произведения искусства художника эпохи Высокого Возрождения Рафаэля с помощью рентгеновских лучей, а затем использовала искусственный интеллект, чтобы определить химический и цветовой состав произведений искусства.

Произведения искусства, о которых идет речь, — это  Бог Отец  и  Дева Мария , две панели ныне уничтоженного Алтаря Барончи. Алтарь был первым зарегистрированным заказом Рафаэля, завершенным в 1501 году, на котором были изображены Дьявол, Дева Мария и коронация Святого Николая Толентинского Богом Отцом (отсюда и названия панелей ). Как художнику удалось выполнить эту работу, сохраняя при этом свою подработку в качестве черепахи, живущей в канализации, трудно сказать.

В своем недавнем исследовании, опубликованном сегодня в Science Advances, исследовательская группа взяла данные макрорентгеновской флуоресценции (MA-XRF) двух панелей и ввела их в нейронную сеть, обученную на синтетическом наборе данных, представляющем более полумиллиона спектров 57 пигментов и соединений. Другими словами, они научили модель искусственного интеллекта просеивать диапазон видимых цветов и химических соединений, которые их составляют, с помощью частых зубцов гребенки.

Модель представляла собой нейронную сеть, названную так из-за ее имитации способности человеческого мозга воспринимать и интерпретировать информацию, а затем принимать решения на основе этой информации. Применительно к рентгеновским данным панелей нейронная сеть правильно идентифицировала химические элементы, нанесенные Рафаэлем более 500 лет назад. Белый цвет в подготовительных слоях панели был правильно идентифицирован как основанный на свинце, в то время как оттенки кожи фигур содержали красную киноварь, пигмент на основе ртути.

Вы можете догадаться, что зеленые занавеси, окружающие Бога-Отца, были на основе меди. Но занавеси также были химически связаны с калием, что указывает на то, что краска, из которой они состояли, была сделана из минерала, похожего на азурит или медный резинат, смешанный с желтым пигментом лака, согласно пресс-релизу AAAS .

-2

Но это еще не все. «Сканирование MA-XRF также выявило позолоченные мотивы двух картин на панелях, частично скрытые в текущей видимой живописной композиции, и обнаружило реставрационные работы, которые проводились с течением времени с использованием анахроничных пигментов», — написала команда в статье. Другими словами, нейронная сеть смогла обнаружить работу, проделанную для исправления Рафаэля позднее, а также оригинальные мотивы, которые не попали в окончательный вариант.

Алтарь находился в церкви в Умбрии в течение трех столетий, прежде чем был серьезно поврежден в 1789 году во время землетрясения, и уцелевшие фрагменты шедевра были разделены. Затем неповрежденные панели отправились в бурную авантюру, были подобраны папой Пием VI, прежде чем были захвачены Наполеоном и помещены в Musée Napoléon (ныне Лувр). Бог Отец и Дева Мария были привезены в Неаполь, где и остаются. Вы можете прочитать полную историю панелей алтаря на веб-сайте Frick Collection .

Поскольку команда обучала модель на синтетических данных, у нее фактически был лист ответов, по которому можно было проверить производительность модели. Модель показала лучшие результаты в областях с проблемами деконволюции (пятислоговый способ сказать, отсеивание фактической информации от шума) в тех частях панелей, где художник Высокого Возрождения использовал несколько пигментов. В этих областях запутанное использование различных пигментов и соединений затрудняет для традиционных алгоритмов деконволюции надлежащий анализ элементов, сделанных MA-XRF.

Авторы заявили, что модель «эффективно преодолевает ограничения и артефакты, обычно связанные с традиционными методами анализа деконволюции». В будущем такая работа может помочь в разработке стратегий сохранения бесценных произведений искусства, а также выявить скрытые детали, которые трудно обнаружить иным способом.

Это была важная неделя для систем искусственного интеллекта и анализа изображений: ранее на этой неделе другая группа исследователей обучила нейронную сеть на изображениях геоглифов — произведений искусства из земли — и в итоге более чем вдвое увеличила общее количество линий Наски — группы монументальных геоглифов в Перу.

Реальная польза во многих из этих случаев заключается в том, что системы искусственного интеллекта могут выполнять работу, похожую на работу экспертов-людей, но гораздо быстрее. В случае с линией Наска исследователи заставили археологов просмотреть изображения, которые, по словам сети, содержали возможный геоглиф, — гарантируя, что при движении в более быстром темпе за рулем все еще находился человек.