Найти тему

Как на разделке в английском порту оказался целый флот советских подлодок и при чем тут «Пепси-Кола»

Оглавление

В уже достаточно далеком 1990-м году жители городка Блит на севере Англии могли наблюдать весьма необычную картину. В порту ждали разделки на металлолом почти два десятка подводных лодок. Советских подводных лодок.

Советские ПЛ проекта 613 в порту британского Блита
Советские ПЛ проекта 613 в порту британского Блита

Ещё больше удивления вызывает история о том, как же они туда попали. Именно ее я вам и поведаю.

Проект 613

Дизель-электрические подводные лодки проекта 613 были самыми массовыми субмаринами на советском флоте: 215 лодок были построены с 1951-го по 1957-й год. Несмотря на то, что довольно быстро устарели (прогресс в те годы был стремительным), они были любимы подводниками. При всей своей простоте лодки проекта 613 долгое время оставались одними из самых малошумных на всем флоте, в том числе на фоне более современных субмарин.

Одна из ПЛ проекта 613 на Тихоокеанском флоте в 1980-х
Одна из ПЛ проекта 613 на Тихоокеанском флоте в 1980-х

Интересно, что за основу проекта взяли немецкие «электролодки» типа XXI, которые были революционными для своего времени, но толком не поучаствовали во Второй Мировой войне. И это было к лучшему, поскольку они обладали огромной по тем временам автономностью. А еще могли в течение 48 часов идти на скорости 6 узлов на двигателях подкрадывания, создавая так мало шума, что имевшиеся у противника гидроакустические системы их просто не видели.

Подводная лодка С-390 проекта 613
Подводная лодка С-390 проекта 613

Что-то я отвлекся, вернемся к проекту 613. Построенные по нему подлодки прослужили более 20 лет и стали выводиться из состава в 1980-х. Все логично: ПЛ уже порядком устарели, их ждала утилизация. Субмарины этого проекта как раз и оказались в далеком английском порту.

Подлодки проекта 613 ждут разделки в порту Блита
Подлодки проекта 613 ждут разделки в порту Блита

При чем тут «Пепси-Кола»?

Американская компания PePsico впервые делала шаги в сторону СССР еще до войны: в 1938 году она зарегистрировала в нашей стране свой товарный знак. Однако последовавшие события не позволили развернуться.

Следующая попытка была в 1959 году, когда во время американской выставки в московских Сокольниках глава компании угостил стаканчиком газировки Хрущева. Помимо генсека, напиток за два месяца выставки попробовали многие тысячи советских граждан — было выпито более трех миллионов стаканчиков. Несмотря на это, зайти в СССР у PePsico получится только спустя 10 с лишним лет.

Бутылки «Пепси-Колы», разлитой в СССР
Бутылки «Пепси-Колы», разлитой в СССР

В 1974 году в Новороссийске откроется первый завод по производству «Пепси-Колы», оснащенный по всем стандартам американской компании. В чем была ее выгода? В обмен на концентрат для газировки и оборудование СССР поставлял водку, коньяк и шампанское, которое PePsico успешно продавала за рубежом. В частности, она стала дистрибьютором водки «Столичная».

К концу 1980-х в СССР работал уже 21 завод, в том числе в Москве и Ленинграде. Старое торговое соглашение истекало, требовалось подписать новое. В рамках него планировалось построить еще два с лишним десятков заводов. Само собой, не бесплатно. Тогда в бартерную схему добавили к алкоголю еще и суда: новые танкеры и старые военные корабли.

Конечно, руководство PePsico не планировало создавать свой флот и пускать на дно суда, перевозящие продукцию конкурентов. Нет, их просто должны были перепродать на металлолом. Именно так и оказались подлодки проекта 613 в английском порту.

Не стоит преувеличивать

Главе PePsico Дональду Кендаллу приписывают следующую фразу, обращенную тогдашнему президенту США Джорджу Бушу Старшему: «Мы их разоружаем быстрее, чем вы». Газеты же смаковали, что в распоряжении компании оказался седьмой по численности в мире подводный флот.

Но стоит понимать, что реально «западным партнерам» отдали уже разоруженные небоеспособные подводные лодки, построенные по технологиям середины века и уже не имевшие на тот момент какой-либо боевой ценности.

Подлодки в порту Блита. Одну уже разделывают, остальные ждут своей участи
Подлодки в порту Блита. Одну уже разделывают, остальные ждут своей участи

Также из источника в источник гуляет смешная перепечатка о том, что СССР помимо подлодок передал крейсер, фрегат и эсминец. Последний в некоторых статьях еще и называют торпедоносцем.

Что в этом такого?

Просто в составе советского флота такого класса кораблей как фрегат не было. Вообще. А торпедоносец — это тип самолета.

Про якобы переданные надводные корабли информации нигде нет, фото найти не удалось. Так что не исключено, что дело ограничилось подлодками.

Подводные лодки проекта 613 в порту города Блит в ожидании утилизации
Подводные лодки проекта 613 в порту города Блит в ожидании утилизации

В общем, заявления про «седьмой по величине подводный флот» при более близком ознакомлении оказываются сильно преувеличенными.

Нулевой результат

В итоге вся новая бартерная сделка, оценивавшаяся в три миллиарда долларов, закончилась ничем. В декабре 1991 года распался СССР, а в уже независимых республиках экономика стала рыночной, чем моментально воспользовались многие иностранные компании, в том числе главный соперник PePsico — The Coca Cola Company.

Появившись на рынке СНГ, она камня на камне не оставила от монополии производителя «Пепси-Колы», и в последующие годы регулярно опережала конкурента по всем параметрам.

Судя по всему, в плюсе оказалась только английская металлоприемка.

На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Другие мои статьи вы можете найти по ссылкам ниже.

Также рекомендую подписаться на мой Telegram-канал.

Флот | Ivanartu | Интересно о военной технике | Дзен