Рад приветствовать вас на моем канале. В материале, который вы сейчас читаете, я расскажу о кораблях Военно-морского флота СССР, на судьбы которых коренным образом повлиял распад великой страны. Какие-то из них уже давно порезаны, другие же сохранились до нашего времени, но в таком амплуа, о котором и не могли думать их создатели.
Из-за большого объема информации статью я решил разделить на две части. Вторая будет опубликована через неделю.
Большой атомный разведывательный корабль проекта 1941 ССВ-33 «Урал»
Слово «большой» в классификации этого корабля выглядит даже несколько скромно — он огромный. Длина ССВ-33 «Урал» составляла 265 метров, что на 15 метров больше, чем у ТАРКР «Петр Великий». Крупнее него в составе ВМФ был только авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов».
Такие внушительные габариты нужны были для размещения многочисленных комплексов радиоэлектронной аппаратуры. «Урал» предназначался для отслеживания пусков баллистических ракет в отдаленных районах планеты и ведения радиоэлектронной разведки. Главным образом, ССВ-33 должен был отслеживать пуски американских ракет по полигону на атолле Кваджалейн в южной части Тихого океана.
Чтобы уверенно ходить на большие расстояния, требовалась высокая автономность, поэтому корабль получил в качестве основной ядерную силовую установку. Также имелись две котлотурбинные силовые установки. Они использовались для обеспечения энергией корабля на стоянках, где отсутствовала возможность подавать её с берега.
Корабль заложили в 1981 году, спустили на воду спустя два года, а передали в состав ВМФ только в 1989-м: испытания затягивались из-за проблем с многочисленными электронными системами, разработанными специально под этот проект. Был заказан и второй однотипный корабль, но от постройки отказались на раннем этапе.
В том же году «Урал» совершил переход из Балтики, где строился, к месту базирования на Дальний Восток. По пути экипаж уже в реальной обстановке применял имеющиеся на борту разведывательные комплексы. В частности, был успешно зафиксирован старт шаттла «Колумбия».
«Урал стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей разведки Тихоокеанского флота. К сожалению, под базирование огромного корабля, инфраструктуру не подготовили: не было подходящей причальной стенки. В результате большую часть времени «Урал» находился на якорной бочке в заливе Стрело́к, вырабатывая ресурс котлов и дизель-генераторов.
В результате пожаров в 1990 и 1991 годах корабль лишился обеих котлотурбинных силовых установок, после чего остались только аварийные дизель-генераторы.
Нетрудно догадаться, что в связи с последовавшими в стране событиями денег на ремонт не нашлось. В результате реактор заглушили и корабль стали использовать лишь как плавучую казарму.
В 2001 году ССВ-33 «Урал» окончательно списали, посчитав, что ремонт не имеет смысла и будет слишком дорогим. Атомного исполина поставили ждать утилизации на отдаленный пирс рядом с другим советским гигантом — атомным ракетным крейсером «Адмирал Лазарев» проекта 1144.2 «Орлан» (про него будет во второй части статьи). Разделка уникального разведывательного корабля, который совершил только один боевой поход, стартовала в 2017 году.
Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог»
С 1978 по 1989 годы на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде были построены три универсальных больших десантных корабля проекта 1174 «Носорог»: «Иван Рогов», «Александр Николаев» (оба — для Тихоокеанского флота) и «Митрофан Москаленко» (для Северного флота).
От других советских БДК «Носороги» серьезно отличались, поскольку проектировались в том числе под влиянием информации о создании в США универсальных десантных кораблей «Тарава». Это выражалось как в больших габаритах, так и в разнообразии способов десантирования техники и личного состава. Немного расскажу о них.
Корабли проекта 1174 могли десантировать технику на берег с помощью выдвижной 32-метровой сходни в носовой части. В походном положении она располагается под верхней палубой.
Для высадки на воду в кормовой части имелась доковая камера, в которой могли размещаться шесть десантных катеров проектов 1785, 1176 или три десантных катера на воздушной подушке проекта 1206.
Для высадки морских пехотинцев с воздуха в ангаре размещались до четырех транспортно-боевых вертолетов Ка-29 (на первом корабле серии базировались Ка-25ПС). На других советских БДК доковых камер и вертолетов не было.
Для лучшего понимания разницы в возможностях «Носорогов» и других советских БДК приведу несколько цифр. В те же годы в Польше по заказу советского ВМФ строились корабли проекта 775. Они вмещали до 10 средних танков, а полное водоизмещение составляло 4400 тонн. БДК проекта 1174, в свою очередь, вмещали до 57 средних танков, а полное водоизмещение составляло 14060 тонн (у «Таравы», кстати, почти 40000 тонн, но и габариты куда больше). Дальность плавания составляла до 7500 миль при скорости в 14,5 узлов, что тоже больше, чем у других БДК.
Попытка сделать подобие УДК в габаритах БДК не могла не вызвать проблем. При взгляде на корабль сразу бросается в глаза непропорционально большая кормовая надстройка. Дело в том, что в процессе разработки заказчик добавлял все новые и новые требования, приходилось размещать в надстройке все новые объемы, например, тот же вертолетный ангар. Не самая удачная компоновка усложняла замену главной энергетической установки, состоявшей из двух турбин. Это сильно аукнется в будущем.
После распада СССР денег на ремонт этих больших и сложных кораблей не нашлось. Первый из построенных БДК проекта 1174 — «Иван Рогов» — был списан в 1996 году и разобран на металл в 2004-м. «Александр Николаев» выведен в резерв в 1997 году и списан в 2006-м. «Митрофан Москаленко» выведен в резерв в 2002 году и списан в 2006 году. С момента ввода в строй корабли прослужили 18, 15 и 12 лет соответственно, что для БДК совсем не срок.
После отказа французов отдавать уже оплаченные «Мистрали» обсуждалась возможность ремонта тогда еще не распиленных «Николаева» и «Москаленко» для использования вместо импортных УДК. Но дальше бурных обсуждений в сети и профильных изданиях дело не пошло, и оставшиеся корабли решено было утилизировать.
Тяжелые авианесущие крейсеры «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку»
О том, почему в СССР до последнего не хотели строить полноценные авианосцы, можно дискутировать очень долго. Рассуждать на эту тему я не буду, а лишь расскажу о том, что случилось с первыми четырьмя тяжелыми авианесущими крейсерами проекта «Киев» (проект 1143), «Минск» (проект 1143.2), «Новороссийск» (проект 1143.3) и «Баку» (проект 1143.4).
Эти корабли фактически не были авианосцами, а скорее являлись противолодочными крейсерами с авиационным вооружением. Между собой все они имели различия как по составу вооружения, так и по численности авиагруппы. Несмотря на возможность применения самолетов вертикального взлета и посадки Як-38 и Як-38М, главную скрипку все же играли вертолеты Ка-25ПЛ, а позднее Ка-27. Именно на них возлагалась задача по обнаружению и уничтожению подводных лодок. Для атаки вражеских кораблей у крейсеров имелись пусковые установки ПКР П-500 «Базальт», за ПВО отвечали ЗРК «Шторм», «Оса-М» и «Кинжал» (последний — только на «Баку»).
А что же самолеты? К сожалению, Як-38 и Як-38М не могли решать задачи поражения ни морских, ни воздушных целей: самолеты не имели РЛС, из управляемого вооружения могли применять только ракеты «воздух-воздух» Р-60 и ракеты «воздух-поверхность» Р-23М. Поскольку никаких систем обнаружения не было, выискивать цели необходимо было на глазок. Не блистал и боевой радиус, не превышавший 200 км. Зато первые отечественные «вертикалки» имели на борту автоматическую систему спасения, которая могла успешно катапультировать летчика даже из-под воды. Правда, не всегда она срабатывала штатно и преподносила не очень приятные сюрпризы...
Резко повысить эффективность самолетной составляющей авиакрыла должен был новый сверхзвуковой истребитель Як-41 (позднее Як-141), но его создание очень затянулось и первую посадку на палубу «Баку» он совершил только осенью 1991 года, тогда же случилась авария при посадке второго опытного образца, после которой программу испытаний приостановили, а потом и вовсе закрыли. Военные скептически относились к СВВП, к этому добавилось и прекращение финансирования.
Без новых самолетов особых перспектив у кораблей в будущем не было. Кроме того, начались и проблемы: пожары и другие аварии, описывать их всех не буду. После 1991 года ни один из перечисленных выше ТАВКР больше не отправлялись в походы в составе ВМФ СССР и России.
«Киев» (Северный флот) в 1993 году из-за нехватки финансирования вывели из состава флота, разоружили и продали в Китай. В 2004 году его открыли для посещения как корабль-музей в одном из развлекательных тематических парков, а в 2011-м перестроили в отель на 148 номеров. При этом внешне корабль особых изменений не претерпел.
«Минск» (Тихоокеанский флот) еще в 1991 году должен был отправиться на ремонт в Николаев, но по понятным причинам случиться этому было не суждено. Вместо этого в 1994-м его вместе с «Новороссийском» (также служил на ТОФ) продали для разделки на металл южнокорейской компании. Но тут подсуетились китайцы и выкупили «Минск» для использования в качестве главного аттракциона в музейном комплексе Minsk World. Торжественное открытие состоялось в 2000 году, парк проработал до 2016-го, после чего закрылся, а бывший советский ТАВКР переехал в новый тематический парк. «Новороссийску» же не повезло: его порезали на металл южнокорейском Пхохане в 1997 году.
«Баку» (c 4 октября 1990 года — «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», Северный флот). Этому крейсеру повезло куда больше остальных: довольно свежий корабль (вступил в строй в 1987 году) удалось продать Индии. Переговоры стартовали еще в 1994 году, а готовый корабль после глубокой модернизации покупателям передали только в 2013-м. Процесс сопровождался многочисленными скандалами и постоянным торгом.
При этом авианесущий крейсер превратили в полноценный авианосец, внешне сильно напоминающий «Адмирал Кузнецов»: паровых катапульт нет, самолеты (МиГ-29К) взлетают с помощью трамплина. По словам бывшего гендиректора ОСК Алексея Рахманова, корабль фактически построили заново.
Под новым именем «Викрамадитья» бывший советский авианесущий крейсер служит в составе ВМС Индии, на его борту базируются истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ противолодочные вертолеты Ка-28 вертолеты РЛДН Ка-31 и многоцелевые вертолеты HAL Dhruv.
Вторая часть рассказа о кораблях, чью судьбу перечеркнул распад СССР, читайте по ссылке.
Ну а другие мои статьи вы можете легко найти в подборках, ссылки ниже.