Найти в Дзене

Уникальный атомный разведчик и другие корабли-гиганты, чью судьбу перечеркнул распад СССР. Часть I

Оглавление

Рад приветствовать вас на моем канале. В материале, который вы сейчас читаете, я расскажу о кораблях Военно-морского флота СССР, на судьбы которых коренным образом повлиял распад великой страны. Какие-то из них уже давно порезаны, другие же сохранились до нашего времени, но в таком амплуа, о котором и не могли думать их создатели.

Из-за большого объема информации статью я решил разделить на две части. Вторая будет опубликована через неделю.

Большой атомный разведывательный корабль проекта 1941 ССВ-33 «Урал»

ССВ-33 «Урал» во время перехода на Тихий океан. Аббревиатура «ССВ» обозначала судно связи, под который «Урал» маскировали, как и все остальные разведывательные корабли. При этом отдельных судов связи во флоте на самом деле не было.
ССВ-33 «Урал» во время перехода на Тихий океан. Аббревиатура «ССВ» обозначала судно связи, под который «Урал» маскировали, как и все остальные разведывательные корабли. При этом отдельных судов связи во флоте на самом деле не было.

Слово «большой» в классификации этого корабля выглядит даже несколько скромно — он огромный. Длина ССВ-33 «Урал» составляла 265 метров, что на 15 метров больше, чем у ТАРКР «Петр Великий». Крупнее него в составе ВМФ был только авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов».

Такие внушительные габариты нужны были для размещения многочисленных комплексов радиоэлектронной аппаратуры. «Урал» предназначался для отслеживания пусков баллистических ракет в отдаленных районах планеты и ведения радиоэлектронной разведки. Главным образом, ССВ-33 должен был отслеживать пуски американских ракет по полигону на атолле Кваджалейн в южной части Тихого океана.

Чтобы уверенно ходить на большие расстояния, требовалась высокая автономность, поэтому корабль получил в качестве основной ядерную силовую установку. Также имелись две котлотурбинные силовые установки. Они использовались для обеспечения энергией корабля на стоянках, где отсутствовала возможность подавать её с берега.

ССВ-33 «Урал»
ССВ-33 «Урал»

Корабль заложили в 1981 году, спустили на воду спустя два года, а передали в состав ВМФ только в 1989-м: испытания затягивались из-за проблем с многочисленными электронными системами, разработанными специально под этот проект. Был заказан и второй однотипный корабль, но от постройки отказались на раннем этапе.

В том же году «Урал» совершил переход из Балтики, где строился, к месту базирования на Дальний Восток. По пути экипаж уже в реальной обстановке применял имеющиеся на борту разведывательные комплексы. В частности, был успешно зафиксирован старт шаттла «Колумбия».

ССВ-33 «Урал»
ССВ-33 «Урал»

«Урал стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей разведки Тихоокеанского флота. К сожалению, под базирование огромного корабля, инфраструктуру не подготовили: не было подходящей причальной стенки. В результате большую часть времени «Урал» находился на якорной бочке в заливе Стрело́к, вырабатывая ресурс котлов и дизель-генераторов.

«Урал» на якорной бочке в заливе Стрело́к
«Урал» на якорной бочке в заливе Стрело́к

В результате пожаров в 1990 и 1991 годах корабль лишился обеих котлотурбинных силовых установок, после чего остались только аварийные дизель-генераторы.

Нетрудно догадаться, что в связи с последовавшими в стране событиями денег на ремонт не нашлось. В результате реактор заглушили и корабль стали использовать лишь как плавучую казарму.

В 2001 году ССВ-33 «Урал» окончательно списали, посчитав, что ремонт не имеет смысла и будет слишком дорогим. Атомного исполина поставили ждать утилизации на отдаленный пирс рядом с другим советским гигантом — атомным ракетным крейсером «Адмирал Лазарев» проекта 1144.2 «Орлан» (про него будет во второй части статьи). Разделка уникального разведывательного корабля, который совершил только один боевой поход, стартовала в 2017 году.

ССВ-33 «Урал» и «Адмирал Лазарев» в ожидании утилизации
ССВ-33 «Урал» и «Адмирал Лазарев» в ожидании утилизации

Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог»

С 1978 по 1989 годы на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде были построены три универсальных больших десантных корабля проекта 1174 «Носорог»: «Иван Рогов», «Александр Николаев» (оба — для Тихоокеанского флота) и «Митрофан Москаленко» (для Северного флота).

БДК «Иван Рогов» проекта 1174
БДК «Иван Рогов» проекта 1174

От других советских БДК «Носороги» серьезно отличались, поскольку проектировались в том числе под влиянием информации о создании в США универсальных десантных кораблей «Тарава». Это выражалось как в больших габаритах, так и в разнообразии способов десантирования техники и личного состава. Немного расскажу о них.

Корабли проекта 1174 могли десантировать технику на берег с помощью выдвижной 32-метровой сходни в носовой части. В походном положении она располагается под верхней палубой.

Загрузка техники через носовую сходню на борт БДК «Александр Николаев»
Загрузка техники через носовую сходню на борт БДК «Александр Николаев»

Для высадки на воду в кормовой части имелась доковая камера, в которой могли размещаться шесть десантных катеров проектов 1785, 1176 или три десантных катера на воздушной подушке проекта 1206.

Для высадки морских пехотинцев с воздуха в ангаре размещались до четырех транспортно-боевых вертолетов Ка-29 (на первом корабле серии базировались Ка-25ПС). На других советских БДК доковых камер и вертолетов не было.

БДК «Иван Рогов» с вертолетом Ка-25ПС. Створки дверей вертолетного ангара открыты
БДК «Иван Рогов» с вертолетом Ка-25ПС. Створки дверей вертолетного ангара открыты

Для лучшего понимания разницы в возможностях «Носорогов» и других советских БДК приведу несколько цифр. В те же годы в Польше по заказу советского ВМФ строились корабли проекта 775. Они вмещали до 10 средних танков, а полное водоизмещение составляло 4400 тонн. БДК проекта 1174, в свою очередь, вмещали до 57 средних танков, а полное водоизмещение составляло 14060 тонн (у «Таравы», кстати, почти 40000 тонн, но и габариты куда больше). Дальность плавания составляла до 7500 миль при скорости в 14,5 узлов, что тоже больше, чем у других БДК.

БДК «Кондопога» проекта 775
БДК «Кондопога» проекта 775

Попытка сделать подобие УДК в габаритах БДК не могла не вызвать проблем. При взгляде на корабль сразу бросается в глаза непропорционально большая кормовая надстройка. Дело в том, что в процессе разработки заказчик добавлял все новые и новые требования, приходилось размещать в надстройке все новые объемы, например, тот же вертолетный ангар. Не самая удачная компоновка усложняла замену главной энергетической установки, состоявшей из двух турбин. Это сильно аукнется в будущем.

После распада СССР денег на ремонт этих больших и сложных кораблей не нашлось. Первый из построенных БДК проекта 1174 — «Иван Рогов» — был списан в 1996 году и разобран на металл в 2004-м. «Александр Николаев» выведен в резерв в 1997 году и списан в 2006-м. «Митрофан Москаленко» выведен в резерв в 2002 году и списан в 2006 году. С момента ввода в строй корабли прослужили 18, 15 и 12 лет соответственно, что для БДК совсем не срок.

«Митрофан Москаленко» в 2006 году
«Митрофан Москаленко» в 2006 году

После отказа французов отдавать уже оплаченные «Мистрали» обсуждалась возможность ремонта тогда еще не распиленных «Николаева» и «Москаленко» для использования вместо импортных УДК. Но дальше бурных обсуждений в сети и профильных изданиях дело не пошло, и оставшиеся корабли решено было утилизировать.

Тяжелые авианесущие крейсеры «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку»

О том, почему в СССР до последнего не хотели строить полноценные авианосцы, можно дискутировать очень долго. Рассуждать на эту тему я не буду, а лишь расскажу о том, что случилось с первыми четырьмя тяжелыми авианесущими крейсерами проекта «Киев» (проект 1143), «Минск» (проект 1143.2), «Новороссийск» (проект 1143.3) и «Баку» (проект 1143.4).

Эти корабли фактически не были авианосцами, а скорее являлись противолодочными крейсерами с авиационным вооружением. Между собой все они имели различия как по составу вооружения, так и по численности авиагруппы. Несмотря на возможность применения самолетов вертикального взлета и посадки Як-38 и Як-38М, главную скрипку все же играли вертолеты Ка-25ПЛ, а позднее Ка-27. Именно на них возлагалась задача по обнаружению и уничтожению подводных лодок. Для атаки вражеских кораблей у крейсеров имелись пусковые установки ПКР П-500 «Базальт», за ПВО отвечали ЗРК «Шторм», «Оса-М» и «Кинжал» (последний — только на «Баку»).

Як-38 на борту «Минска»
Як-38 на борту «Минска»

А что же самолеты? К сожалению, Як-38 и Як-38М не могли решать задачи поражения ни морских, ни воздушных целей: самолеты не имели РЛС, из управляемого вооружения могли применять только ракеты «воздух-воздух» Р-60 и ракеты «воздух-поверхность» Р-23М. Поскольку никаких систем обнаружения не было, выискивать цели необходимо было на глазок. Не блистал и боевой радиус, не превышавший 200 км. Зато первые отечественные «вертикалки» имели на борту автоматическую систему спасения, которая могла успешно катапультировать летчика даже из-под воды. Правда, не всегда она срабатывала штатно и преподносила не очень приятные сюрпризы...

Як-38М на авиасалоне МАКС-2001
Як-38М на авиасалоне МАКС-2001

Резко повысить эффективность самолетной составляющей авиакрыла должен был новый сверхзвуковой истребитель Як-41 (позднее Як-141), но его создание очень затянулось и первую посадку на палубу «Баку» он совершил только осенью 1991 года, тогда же случилась авария при посадке второго опытного образца, после которой программу испытаний приостановили, а потом и вовсе закрыли. Военные скептически относились к СВВП, к этому добавилось и прекращение финансирования.

Як-141 на авиасалоне «Фарнборо» в 1991 году
Як-141 на авиасалоне «Фарнборо» в 1991 году

Без новых самолетов особых перспектив у кораблей в будущем не было. Кроме того, начались и проблемы: пожары и другие аварии, описывать их всех не буду. После 1991 года ни один из перечисленных выше ТАВКР больше не отправлялись в походы в составе ВМФ СССР и России.

«Киев» (Северный флот) в 1993 году из-за нехватки финансирования вывели из состава флота, разоружили и продали в Китай. В 2004 году его открыли для посещения как корабль-музей в одном из развлекательных тематических парков, а в 2011-м перестроили в отель на 148 номеров. При этом внешне корабль особых изменений не претерпел.

«Киев» в тематическом парке в Китае
«Киев» в тематическом парке в Китае

«Минск» (Тихоокеанский флот) еще в 1991 году должен был отправиться на ремонт в Николаев, но по понятным причинам случиться этому было не суждено. Вместо этого в 1994-м его вместе с «Новороссийском» (также служил на ТОФ) продали для разделки на металл южнокорейской компании. Но тут подсуетились китайцы и выкупили «Минск» для использования в качестве главного аттракциона в музейном комплексе Minsk World. Торжественное открытие состоялось в 2000 году, парк проработал до 2016-го, после чего закрылся, а бывший советский ТАВКР переехал в новый тематический парк. «Новороссийску» же не повезло: его порезали на металл южнокорейском Пхохане в 1997 году.

«Минск» в тематическом парке в Китае
«Минск» в тематическом парке в Китае

«Баку» (c 4 октября 1990 года — «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», Северный флот). Этому крейсеру повезло куда больше остальных: довольно свежий корабль (вступил в строй в 1987 году) удалось продать Индии. Переговоры стартовали еще в 1994 году, а готовый корабль после глубокой модернизации покупателям передали только в 2013-м. Процесс сопровождался многочисленными скандалами и постоянным торгом.

«Адмирал Горшков» в процессе модернизации в 2005 году
«Адмирал Горшков» в процессе модернизации в 2005 году

При этом авианесущий крейсер превратили в полноценный авианосец, внешне сильно напоминающий «Адмирал Кузнецов»: паровых катапульт нет, самолеты (МиГ-29К) взлетают с помощью трамплина. По словам бывшего гендиректора ОСК Алексея Рахманова, корабль фактически построили заново.

«Викрамадитья» во время ходовых испытаний. Она и правда внешне похожа на «Кузнецова», но последний все же больше по размерам и водоизмещению и способен нести большую авиагруппу. Надо только из ремонта выйти.
«Викрамадитья» во время ходовых испытаний. Она и правда внешне похожа на «Кузнецова», но последний все же больше по размерам и водоизмещению и способен нести большую авиагруппу. Надо только из ремонта выйти.

Под новым именем «Викрамадитья» бывший советский авианесущий крейсер служит в составе ВМС Индии, на его борту базируются истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ противолодочные вертолеты Ка-28 вертолеты РЛДН Ка-31 и многоцелевые вертолеты HAL Dhruv.

Вторая часть рассказа о кораблях, чью судьбу перечеркнул распад СССР, читайте по ссылке.

Ну а другие мои статьи вы можете легко найти в подборках, ссылки ниже.

О военной технике простыми словами | Ivanartu | Интересно о военной технике | Дзен
Кино и сериалы | Ivanartu | Интересно о военной технике | Дзен