В 2017 году, когда журнал "English Garden" спросил ландшафтного архитектора-новатора Найджела Даннетта о его любимом новом растении за последние 20 лет, он выбрал рудбекию почтивойлочную 'Henry Eilers'.
"Цветы такие нежные", - сказал он. "Чудесный ярко-желтый цвет с контрастным темным конусом. Куст не низкорослый и приземистый, как у некоторых других рудбекий, а довольно высокий и хорошо сочетается с позднецветущими декоративными злаками. Также я сажаю эту рудбекию с голубыми астрами, чтобы создать эффектное сочетание в цветнике в конце года".
Как и многие другие, Найджел Даннетт впервые увидел эту высокую, необычно выглядящую рудбекию в посадках лондонского Олимпийского парка работы Пита Удольфа в 2012 году, где она прекрасно сочеталась с посконниками и просом прутьевидным. С тех пор это выносливое, засухоустойчивое растение, цветущих с августа по октябрь, стало популярным среди садоводов, стремящихся создать цветники природного облика.
Однако история этого конкретного растения началась за 78 лет до лондонской Олимпиады. В 1934 году на сельской молочной ферме на северо-западе Германии у фермеров Рут и Генри Айлерсов родился сын. Мальчика назвали в честь отца, а от матери он унаследовал любовь к природе и интерес к полевым цветам. В 1952 году, в возрасте 19 лет, Генри поступил в садоводческий колледж. Три года спустя он жаждал приключений и искал работу, поэтому весной 1955 года отправился в США, чтобы начать новую жизнь.
Перенесёмся в конец 1960-х годов в американский штат Иллинойс на Среднем Западе. Генри, который к тому времени женился, обзавёлся тремя маленькими дочерьми и процветающим бизнесом — одноимённым питомником H.E., — ехал домой с работы жарким летним днём. По пути домой через «штат прерий» он улучал момент, чтобы остановиться и рассмотреть растения, знакомясь с местными травами и цветами.
В тот день он остановился между шоссе 16 и железной дорогой, недалеко от маленького городка Уитт. Его внимание привлекло растение, которое он знал как рудбекия почтивойлочная, — высокое, с жёлтыми цветками, похожее на ромашку, произрастающее в этом регионе. Но Генри никогда раньше не встречал ничего подобного. Обычно плоские, лепестки (или язычковые цветки) располагались отдельно друг от друга, каждый был свернут в идеальную узкую трубочку.
Цветки были намного бледнее обычных — с крошечными, похожими на ложечки кончиками на концах лепестков. Генри был заинтригован — эта естественная мутация раньше не встречалась у рудбекий. Довольный своей находкой, он посадил кустик у себя в саду, где он оставался очаровательной диковинкой около 30 лет.
Только в начале 2000-х годов, когда дочь Генри Хелен Трост управляла семейным бизнесом, а Генри сосредоточился на размножении растений, был замечен потенциал этого растения. Увидев возросший спрос на местные виды, они начали показывать на специализированных выставках растений некоторые из своих необычных находок, в том числе рудбекию почтивойлочную, которую в то время неофициально называли 'Montgomery County' («округ Монтгомери») в честь места, где она была обнаружена. На одной из таких выставок в 2003 году Генри и Хелен обменялись несколькими растениями, в том числе рудбекией, с Ларри Лоуманом, владельцем питомника Ridgecrest в Уинн, штат Арканзас.
«Экзотический внешний вид, похожий на цветочную скульптуру в стиле ар-деко, был потрясающим, — говорит Ларри. — Но растение должно быть сильным, неприхотливым и не подверженным болезням, чтобы произвести на меня впечатление. Вырастив его в течение сезона, я был очень впечатлён». Ларри начал размножать растения для продажи и дал ему название рудбекия почтивойлочная (Rudbeckia subtomentosa) 'Генри Айлерс', чтобы «отдать дань уважения Генри, который обнаружил эту уникальную садовую жемчужину в дикой природе».
Ларри объединил усилия с Тони Авентом из питомника Plant Delights в Северной Каролине, известным своими успешными экспериментами по выведению новых и необычных североамериканских видов, в том числе агав и баптизий, чтобы привлечь внимание садоводческой прессы к этому растению. С этого момента популярность растения начала расти. В 2008 году сорт 'Henry Eilers' был представлен в известных американских садоводческих журналах, в том числе Garden Gate и Fine Gardening, и примерно в это же время был высажен у входа в Ботанический сад Соединённых Штатов в Вашингтоне, округ Колумбия. Растение Генри стало популярным в США наряду с растущим интересом к посадкам в стиле прерий.
Селекция продолжалась, и в 2013 году карликовая версия, известная как 'Little Henry', была выведена и представлена ведущей мировой компанией по селекции растений Terra Nova Nurseries в Орегоне.
Растения американских прерий, как правило, хорошо растут на богатой, плодородной почве, поэтому они более надёжны в обычном саду, чем европейские полевые цветы (самые интересные и разнообразные из которых предпочитают минимальное количество конкурентов). Благодаря своему яркому внешнему виду и крепкому характеру сорт 'Henry Eilers' вскоре был приобретён питомниками в Нидерландах и Чехии, а затем стал популярным благодаря сарафанному радио по всему континенту. Знаменитый голландский дизайнер Пит Удольф использовал как полноразмерную, так и карликовую версию в нескольких своих проектах после той культовой посадки в Олимпийском парке в 2012 году, а также в садах Hauser & Wirth в Сомерсете в 2014 году, в Oudolf Garten при музее дизайна в Вайле-на-Рейне (Германия) в 2020 году, а затем в Oudolf Garden в Детройте, США, в том же году.
«Эта рудбекия долговечна и хорошо сочетается с другими растениями в Олимпийском парке, — говорит Пит Удольф. — В настоящее время я стараюсь использовать более компактную форму 'Little Henry', так как она нуждается в меньшей поддержке со стороны других растений. Форма цветка такая же особенная, и он хорошо подходит для срезки».
Не только Найджел Даннетт обратил внимание на это растение. Садовые дизайнеры Марта Кремпель и Алан Уильямс использовали рудбекию 'Henry Eilers' в своих садах на Цветочном шоу в Челси в 2021 году, ее можно увидеть посаженной огромными массивами в цветниках в Сассекс-Прери-Гарден, а также в виде вкраплений в бордюрах в Грейт Дикстер.
Генри Эйлерс не мечтал о всемирной славе, когда в тот день в конце 1960-х годов остановился на обочине дороги, но его интуиция его не подвела. «Цветы этой рудбекии казались мне немного жёсткими, как спицы в наших старых фермерских повозках. Я определённо никогда не думал, что это произведёт фурор. Очевидно, я недооценил ее потенциал!»
Перевод из статьи Кэти Элтон их журнала "The Garden"
Еще по теме:
Анонсы канала в мессенджере Telegram, группе "Сады и цветы" вКонтакте и на Одноклассниках, канал Ютуб, профиль в фотобанке Shutterstock.