Найти тему
Русская и мировая живопись

Искренний и суровый реализм Томаса Икинса, сделавший его изгоем среди своих современников

Томас Икинс (1844 — 1916) - художник, который довел традиции американского реализма 19-го века, возможно, до его наивысшего достижения. Икинс отказывался от идеализированных и романтических изображений и вместо этого выступал за точное изучение человеческой формы и мира природы. Его смелые и решительные картины оказали огромное влияние на следующее поколение американских реалистов, известных как Ашканская школа.

Автопортрет Икинса 1902 года
Автопортрет Икинса 1902 года

Икинс родился в Филадельфии и практически вся его жизнь прошла в этом городе. От своего отца, мастера письма, Икинс унаследовал не только ловкость рук и чувство точности, которые характеризуют его искусство, но и любовь к активному отдыху на природе и стремление к абсолютной честности, которые отличали его личную жизнь.

Он учился в Пенсильванской академии изящных искусств. Особенно интересуясь фигурой человека, он углубил свое изучение живой модели в академии, посещая при этом лекции по анатомии в Медицинском колледже Джефферсона, став свидетелем и участником вскрытий.

В 1866 году Икинс отправился во Францию. Он поступил в Школу изящных искусств и более трех лет учился у ведущего академического художника Жана-Леона Жерома. Не подверженный влиянию авангардной живописи импрессионистов, Икинс впитал в себя прочную академическую традицию с ее акцентом на рисование.

После окончания учебы в Париже Икинс в конце 1869 года отправился в Испанию, где на него оказали большое влияние картины Диего Веласкеса и Хосе де Риберы 17-го века.

Летом 1870 года Икинс вернулся в Филадельфию.

Томас Икинс: Шахматисты, 1876
Томас Икинс: Шахматисты, 1876

Самыми ранними объектами его творчества были сестры и другие члены его семьи. Икинс вернулся к активной жизни на свежем воздухе, как в прежние годы, — охоте, парусному спорту, рыбалке, плаванию, гребле. Эти занятия, как и семейный круг, дали ему материал для творчества. Искренний реалист, Икинс просто рисовал людей и мир, которые он знал лучше всего, выбирая сюжеты из своей жизни. Икинс часто изображал себя в качестве наблюдателя на своих картинах. Каждая из ранних уличных сцен была тщательно скомпонована на перспективной сетке, где каждый объект точно расположен в живописном пространстве. В основе каждого изображения лежит личное знакомство Икинса с изображенной сценой.

Томас Икинс: Начинаем после рельса, 1874
Томас Икинс: Начинаем после рельса, 1874

Томас Икинс: «Братья Биглины, поворачивающие вокруг кола», 1873
Томас Икинс: «Братья Биглины, поворачивающие вокруг кола», 1873

Томас Икинс: Джон Биглин с веслом, 1874
Томас Икинс: Джон Биглин с веслом, 1874

Томас Икинс: Бейсболисты тренируются, 1875
Томас Икинс: Бейсболисты тренируются, 1875

В 1875 году Икинс решил написать крупную картину для столетней выставки, которая должна была состояться в Филадельфии. В качестве сюжета он взял сцену, которая была для него знакомой: Сэмюэл Гросс из медицинского колледжа Джефферсона оперирует в своей клинике перед студентами. Гросс был одним из величайших хирургов страны.

Томас Икинс: Клиника Гросса, 1875, холст, масло, 244 х 198 см. Художественный музей Филадельфии
Томас Икинс: Клиника Гросса, 1875, холст, масло, 244 х 198 см. Художественный музей Филадельфии

В картине Гросс изображен одновременно и хирургом, и учителем. Он стоит в центре мрачного амфитеатра, ярко освещенный потоком холодного дневного света, льющегося каскадом из окна в потолке. Хирург делает разрез на ноге лежащего перед ним под наркозом пациента. Пока его ассистенты исследуют рану, доктор поворачивается, держа в одной руке окровавленный скальпель, чтобы рассказать своим студентам, что он сделал и что будет делать дальше. Слева сидящая женщина, возможно, мать пациента, закрывает лицо рукой, заслоняя глаза от происходящего, ее пальцы в отчаянии царапают воздух. Ее эмоциональность и нотка боли и страдания, присущие сюжету, разительно контрастируют с холодным профессионализмом Гросса, чьи спокойные черты отражают уверенность и решительность. Картина отражает реалистическую драму современной жизни, полную чувств, но свободную от сентиментальности.

В настоящее время "Клиника Гросса", по общему мнению, является шедевром Икинса.

К разочарованию Икинса, картина была отклонена для участия в выставке. Критики и публика того времени в равной степени негативно отнеслись к картине. Они могли без колебаний воспринимать исторические сцены ужасных мученичеств или кровавых расправ, "Клиника Гросса" представляла кровь, боль и страдания как непосредственные факты в Филадельфии. Это было оскорбительно и неприемлемо. Зрители не смогли оценить картину, которая не была ни развлекательной, ни облагораживающей, а просто откровенно отражала современную действительность. Отказ от картины был первым из многих отказов, которые Икинс получал от современников викторианской эпохи.

Томас Икинс: Молодая девушка задумалась, 1877, акварель, гуашь, темно-белая тканая бумага
Томас Икинс: Молодая девушка задумалась, 1877, акварель, гуашь, темно-белая тканая бумага

С самых ранних студенческих лет Икинс в первую очередь интересовался изучением и изображением человеческой фигуры.

В конце 1870-х годов Икинс начал преподавать в Пенсильванской академии изящных искусств, где в 1879 году стал профессором рисунка и живописи. Будучи популярным и влиятельным преподавателем, Икинс уделял особое внимание анатомии и рисованию с живых обнаженных моделей, а не изучению гипсовых слепков с античных скульптур.

Однако за пределами академии все чаще звучали возражения против безудержного использования Икинсом обнаженных моделей перед смешанными классами. Подозрительные люди не могли поверить в заверения Икинса о том, что отношения между художником и моделью были такими же невинными, объективными и профессиональными, как отношения между врачом и пациентом. Икинс продолжал настаивать на важности обучения на примере обнаженных натурщиц и в конце концов был вынужден уйти в отставку в 1886 году. Преподавание было важной частью его жизни, и это стало еще одним серьезным ударом.

Томас Икинс: Уильям Раш Вырезает свою аллегорическую фигуру реки Шайлкилл (1876-77), холст, масло
Томас Икинс: Уильям Раш Вырезает свою аллегорическую фигуру реки Шайлкилл (1876-77), холст, масло

В своей студии скульптор Раш стоит на заднем плане и вырезает женскую фигуру из дерева по мотивам обнаженной женщины, позирующей на переднем плане. Справа от модели сидит женщина, сосредоточенная на своем вязании, которая является сопровождающей на мероприятии в студии. Как ни странно, в центре внимания в этой работе не столько художник или его модель, сколько стул, на котором развешена одежда модели. Ярко-белое нижнее белье создает вспышку света на фоне мрачной в остальном сцены. Обнаженная женщина на переднем плане вызвала много споров в то время. Для некоторых оскорбление заключалось в непривлекательности модели, но другие были шокированы тем, как нагло Икинс представил ее. Как заметил один из авторов "Нью-Йорк Таймс":

"Картину портит не столько отсутствие красоты у модели..., сколько присутствие на переднем плане одежды этой молодой женщины, небрежно брошенной на стул. Это вызывает шок, который заставляет задуматься о наготе - и сразу же картинка становится неприличной!"
Томас Икинс: Урок танцев, 1878, акварель
Томас Икинс: Урок танцев, 1878, акварель

Томас Икинс: Майское утро в парке (Фэрмен Роджерс с экипажем четверкой), 1879
Томас Икинс: Майское утро в парке (Фэрмен Роджерс с экипажем четверкой), 1879

Томас Икинс: Место для купанья, 1884
Томас Икинс: Место для купанья, 1884

В картине "Место для купанья" изображены шесть обнаженных мужчин, купающихся в озере. Двое мужчин расположились на скале в расслабленных позах, один стоит спиной к зрителю, уперев руки в бока, предположительно, обдумывая прыжок и наблюдая, как мужчина перед ним ныряет в озеро головой вперед. Один человек стоит в воде перед скалой, глядя вниз на воду, а шестая фигура (художника) вместе с собакой плывет к скале (из правого нижнего угла). Икинс сделал множество фотографий купающихся молодых людей и изобразил их на холсте такими, какими они были в реальной жизни, без каких-либо романтизирующих эффектов. Несентиментальное и откровенное изображение обнаженных мужчин в различных позах вызвало много споров. Вуайеристский элемент картин усиливается, когда узнаешь, что Икинс изобразил себя в этой сцене в виде фигуры, плывущей к скале. Что это? Это невинное изображение мужского товарищества и легкомыслия, признание скрытого гомосексуалистического влечения, восхваление обнаженной натуры или намеренная попытка вызвать споры и укрепить свою репутацию? Картина по-прежнему остается предметом споров спустя более столетия после смерти художника.

Томас Икинс: Жена художника и его собака-сеттер, 1884-1889 Музей искусств Метрополитен
Томас Икинс: Жена художника и его собака-сеттер, 1884-1889 Музей искусств Метрополитен

На этой картине жена Икинса Сьюзен, одетая в светло-голубое платье, сидит в кресле, на коленях у нее лежит книга. Она смотрит на зрителя, склонив голову вправо. У ее ног на коврике лежит большая рыжая собака.

Икинс изображает свою жену сидящей в доме, который он описал как "мой собственный маленький дом... где я был очень счастлив". Икинс отказался изображать красивую, идеализированную женщину, отдав предпочтение более реалистичному изображению. Как отмечает искусствовед Марк Симпсон:

"Резкий, безжалостный свет, льющийся из потолочного окна, уменьшает любые шансы на идеализацию, подчеркивая линии и складки лица и шеи Сьюзен Икинс и подчеркивая силу ее больших рук пианистки".
Томас Икинс: Портрет Уолта Уитмена, 1887
Томас Икинс: Портрет Уолта Уитмена, 1887

На этой картине изображен портрет знаменитого американского поэта. Реалистичное изображение Уитмена таким, каким он был на самом деле, с морщинами и слегка непослушными волосами, было характерно для бескомпромиссно правдивого подхода Икинса к портретным сюжетам. Картина была хорошо принята. Натурщик любил этот портрет и, храня его до самой своей смерти, сказал о работе:

"Из всех моих портретов, выполненных художниками, мне больше всего нравится портрет Икинса: он не идеален, но ближе всего подходит ко мне".
Томас Икинс: Клиника Эгнью, 1889
Томас Икинс: Клиника Эгнью, 1889

На этой работе Икинс изображает доктора Эгнью, стоящего в операционной и наблюдающего за операцией, в ходе которой три врача выполняют удаление молочной железы пациентке. Позади них по стойке "смирно" стоит медсестра, предположительно готовая ассистировать во время операции. Ряды сидящих студентов-медиков мужского пола наблюдают за операцией. Белая одежда врачей, простыни, прикрывающие часть тела пациентки, а также ее бледная кожа резко контрастируют с темными тонами студентов.

На этой картине Икинс во второй раз изображает врача, который преподает и проводит операцию в медицинском колледже. В этой работе снова присутствует суровый реализм. Работа пронизана светом, который помогает привлечь зрителя к процессу операции. Выбор изображенной операции создает повышенный драматизм. Доктор Эгнью был специалистом по этому виду операций, которая была для широкой публики шокирующей и страшной. Тот факт, что она сопровождалась высокой летальностью, придает сцене более серьезный оттенок. И снова Икинс поместил себя в толпу студентов (в крайнем правом углу холста). Доктор Эгнью, знакомый с более ранней картиной доктора Гросса, настаивал на том, чтобы его руки не были испачканы кровью.

Успешный прием картины, когда она была представлена зрителям, сопровождавшийся бурными овациями, поднял настроение художнику и заложил основу для успешной, хотя и не без скандалов, дальнейшей карьеры.

Томас Икинс: Ведем счет, 1898, х.м.
Томас Икинс: Ведем счет, 1898, х.м.

Как следствие своего интереса к анатомии, Икинс был очарован фигурами людей и животных, находящихся в движении.

Его интерес к движению привел к знакомству с экспериментами в области последовательной фотографии. Икинс экспериментировал с многосюжетной фотографией движущихся спортсменов и животных. А в последующие годы его интерес к человеческой фигуре в движении привел его к созданию серии впечатляющих картин, изображающих сцены борьбы и бокса.

Томас Икинс: Борцы, 1889
Томас Икинс: Борцы, 1889

На картине Томаса Икинса "Борцы" изображены двое молодых мужчин, сцепившихся в борцовском захвате. Фигура сверху обхватила своим телом мужчину снизу, которого он притягивает к себе, одновременно с большой силой прижимая его правую руку. На заднем плане слева борец использует гребной тренажер, а справа (показан чуть ниже пояса) изображен другой спортсмен, стоящий рядом с тренером в спортивном костюме.

В конце своей карьеры Икинс вернулся к одной из своих ключевых тем - спортивным событиям. Икинс показывает пик действия между двумя фигурами, их тела зафиксированы в движении. Он заявил: "Чтобы нарисовать человеческую фигуру, необходимо знать о ней как можно больше, о ее строении и движениях, о костях и мышцах, о том, как они устроены и как действуют".

Томас Икинс: миссис Мэри Артур, 1900
Томас Икинс: миссис Мэри Артур, 1900

Томас Икинс: Портрет Мэри Аделины Уильямс, 1900
Томас Икинс: Портрет Мэри Аделины Уильямс, 1900

Томас Икинс: Мыслитель (портрет Луиса Н. Кентона), 1900
Томас Икинс: Мыслитель (портрет Луиса Н. Кентона), 1900

Композиция, изображающая погруженную в раздумья фигуру, была излюбленной для художника. Хотя Икинс часто выбирает для съемок людей, которые были состоявшимися людьми и лидерами в своих областях, Кентон - единственная фигура, изображенная на портрете, которая принадлежала к среднему или рабочему классу. Икинс решил охватить современную жизнь, изобразив обычного человека.

Томас Икинс: Клара, 1890-е
Томас Икинс: Клара, 1890-е

Томас Икинс: Мод Кук (миссис Роберт К. Рид), 1895
Томас Икинс: Мод Кук (миссис Роберт К. Рид), 1895

Интересы Икинса были широки — спорт, анатомия, движение, музыка, скульптура, фотография — в направлениях, часто напоминающих его великого французского современника Эдгара Дега, но без новаторских стилистических подходов этого художника. Однако нет никаких свидетельств того, что Икинс был знаком с творчеством Дега.

Томас Икинс: Чарльз Персиваль Бак, 1904
Томас Икинс: Чарльз Персиваль Бак, 1904

Искусство Икинса оптимистично в своем послании о том, что люди, благодаря своим индивидуальным действиям — врач с ножом, гребец с веслом, ученый со своими инструментами — все они могут действовать, совершать поступки, оказывать влияние на этот мир.

Икинса всегда уважали за его способности, но на протяжении многих лет он оставался кем-то вроде изгоя. Его современники, вместо того чтобы позволить себе быть потрясенными его откровенными заявлениями о состоянии человека и его радостной оценкой человеческого тела, игнорировали его. Он продал всего несколько картин, но небольшой личный доход соответствовал его скромным потребностям. Не связанный требованиями клиентов, Икинс был волен рисовать то, что он хотел и кого хотел. Его искусство никогда не было скомпрометировано необходимостью льстить покровителям или натурщикам. Его уделом были хорошие друзья и верные последователи, а не слава и богатство.

Томас Икинс: Портрет Амелии ван Бюрен
Томас Икинс: Портрет Амелии ван Бюрен

Первая крупная выставка его работ состоялась в следующем году после его смерти. Творчество Икинса имело долгосрочный эффект, послужив моделью и толчком для всплеска реализма в американской живописи в первые годы 20-го века.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.