Найти тему
Русская и мировая живопись

Впечатляющее искусство Жана-Леона Жерома

Жан-Леон Жером (родился 11 мая 1824 года, Везуль, Франция — умер 10 января 1904 года, Париж) - французский живописец, скульптор и педагог, один из самых выдающихся академических художников конца 19 века во Франции.

Фернанд Кормон - "Скульптор за работой. Жером в своей мастерской", 1891, х.м.
Фернанд Кормон - "Скульптор за работой. Жером в своей мастерской", 1891, х.м.

Жером учился у Поля Делароша. Его исторические и мифологические композиции были иногда анекдотичными, кропотливыми, часто мелодраматичными и часто эротичными. Жером был очарован технической виртуозностью. Он был хорошим рисовальщиком в строгом линейном стиле Жана-Огюста-Доминика Энгра и изобретательным иллюстратором в манере Делароша. Будучи преподавателем в Школе изящных искусств, он числил среди своих многочисленных учеников Одилона Редона и американских художников Томаса Икинса и Дж. Олдена Вейра. Очень успешный художник, Жером оказал большое влияние ни мир искусства Парижа. Он был крайне враждебно настроен по отношению к импрессионистам и еще в 1893 году призвал правительство отказаться от завещания их 65 работ.

Жан-Леон Жером: Продавец ковров в Каире, 1887
Жан-Леон Жером: Продавец ковров в Каире, 1887

Жан-Леон Жером: Рождение Венеры,  1890 Интерпретация знаменитого мифа рождения богини любви.
Жан-Леон Жером: Рождение Венеры, 1890 Интерпретация знаменитого мифа рождения богини любви.

Сын ювелира, Жан-Леон Жером родился во французском провинциальном городке Везуль в 1824 году. Умный, прилежный ребенок, он изучал латынь, греческий и историю в средней школе. Рисованию его учил Клод Базиль Кариаж, художник-неоклассик и бывший ученик Жана-Огюста-Доминика Энгра. Юный Жером проявил впечатляющий талант к искусству.

В 16 лет Жером уехал из своего родного города в Париж, где стал заниматься в студии Делароша, которого обожал.

В течение трех лет Жером придерживался строгого распорядка дня: утром учился по слепкам, а днем рисовал или зарисовывал эскизы на пленэре. Он копировал работы старых мастеров в Лувре и посещал занятия в престижной Школе изящных искусств.

В 1843 году Деларош и Жером отправились в Италию, посетив Рим, Венецию и Неаполь. Благодаря связям Делароша он познакомился с несколькими молодыми художниками и начинающими фотографами. Эти новые знакомства в дальнейшем повлияли на его работы. По возвращении он выставил "Петушиный бой", который принес ему медаль третьей степени на Салоне 1847 года.

Жан-Леон Жером (1824-1904), "Петушиный бой", 1846, 143 х 204 см (80,3 дюйма). музе д'Орсе Эта жанровая картина имела огромный успех, когда была выставлена на Парижском салоне 1847 года. На ней изображены два подростка. Перед ними два петуха дерутся насмерть в традиционном виде спорта классической Греции. Жером был искусным художником-анималистом и любителем природы и считал изучение и изображение животных неотъемлемой частью полноценной подготовки художника. Но работа была неудачно размещена в салоне, "висела так high...as, чтобы скрыть ее от посторонних глаз", по словам Жерома. Тем не менее, она все равно получила признание критиков. Поддержанный искусствоведом Теофилем Готье, который увидел в работе "чудеса рисунка, действия и цвета", художник Виктор Моттез добавил похвалы, назвав Жерома "жемчужиной салона" (действительно, похвала за работу, выставленную рядом с "Мыслителем" Огюста Родена). Эта работа представляет то, что станет визитной карточкой Жерома; сюжет, взятый из истории и преобразованный в его воображении. В своем плавном академическом стиле он воспроизводит изображения, сделанные из мозаик Неаполя, фресок Помпей и изображений итальянского Ренессанса. Академическое влияние Жака-Луи Давида также очевидно в его верном реализме и внимании к деталям.
Жан-Леон Жером (1824-1904), "Петушиный бой", 1846, 143 х 204 см (80,3 дюйма). музе д'Орсе Эта жанровая картина имела огромный успех, когда была выставлена на Парижском салоне 1847 года. На ней изображены два подростка. Перед ними два петуха дерутся насмерть в традиционном виде спорта классической Греции. Жером был искусным художником-анималистом и любителем природы и считал изучение и изображение животных неотъемлемой частью полноценной подготовки художника. Но работа была неудачно размещена в салоне, "висела так high...as, чтобы скрыть ее от посторонних глаз", по словам Жерома. Тем не менее, она все равно получила признание критиков. Поддержанный искусствоведом Теофилем Готье, который увидел в работе "чудеса рисунка, действия и цвета", художник Виктор Моттез добавил похвалы, назвав Жерома "жемчужиной салона" (действительно, похвала за работу, выставленную рядом с "Мыслителем" Огюста Родена). Эта работа представляет то, что станет визитной карточкой Жерома; сюжет, взятый из истории и преобразованный в его воображении. В своем плавном академическом стиле он воспроизводит изображения, сделанные из мозаик Неаполя, фресок Помпей и изображений итальянского Ренессанса. Академическое влияние Жака-Луи Давида также очевидно в его верном реализме и внимании к деталям.

Богородица с Христом и святым Иоанном, и Анакреонт с Бахусом и Купидоном получили медаль второй степени в 1848 году. В 1851 году он выставил "Пьяный Бахус и Купидон", "Пестум" (1852) и "Идиллия" (1853).

Жан-Леон Жером, Идиллия (Дафнис и Хлоя), 1852
Жан-Леон Жером, Идиллия (Дафнис и Хлоя), 1852

По возвращении в Париж Жером учился у швейцарского художника Шарля Глейра (Глейр возглавил студию Делароша). Глейр научил Жерома совершенствованию рисунка. Под влиянием Глейра он развил свое мастерство в жанровой живописи.

На выставку 1855 года он представил "Отдых в русском лагере" и большое историческое полотно "Рождение Христа", которое критики считали несколько запутанным по сути, но в знак признания его непревзойденных способностей государство его приобрело.

Жан-Леон Жером, "Отдых в русском лагере", 1855
Жан-Леон Жером, "Отдых в русском лагере", 1855

Жан-Леон Жером, "Столетие Августа: Рождение Иисуса Христа", 6.2 м х 10.1 м
Жан-Леон Жером, "Столетие Августа: Рождение Иисуса Христа", 6.2 м х 10.1 м

В 1856 году Жером предпринял свое первое путешествие в Египет и на Ближний Восток. Он путешествовал по Нилу, посетил Каир, пересек Синайский полуостров и исследовал Святую Землю, включая посещение Иерусалима и Дамаска. Он черпал вдохновение в пейзажах Северной Африки и ее жителях, создавая свои первые ориенталистские работы. Репутация Жерома значительно укрепилась на Салоне 1857 года благодаря коллекции работ более популярного характера: "Дуэль: после маскарада", "Египетские новобранцы пересекают пустыню", "Мемнон и Сесострис" и "Водопой верблюдов".

Жан-Леон Жером, "Дуэль после бала-маскарада", 1859, Государственный Эрмитаж Дуэли были чрезвычайно популярны среди третьего сословия в эпоху Второй французской империи. Находясь под впечатлением от одного поединка, произошедшего зимой 1856—1857 года в Булонском лесу, Жером написал картину, в которой, по мнению критиков, отразил весь драматизм трагического итога дуэлей, губящих беспечную молодёжь. На полотне — трагическое окончание дуэли, состоявшейся при участии шести человек серым зимним утром, в окутанном туманом Булонском лесу. Человек, одетый в костюм Пьеро, смертельно ранен в поединке на шпагах и рухнул на руки друга, одетого герцогом де Гиз. Оставшийся в живых дуэлянт, одетый индейцем, бросил шпагу рядом с перьями из своего головного убора на оттаявшую от многочисленных следов и капель крови землю. Он идёт под руку со своим секундантом Арлекином по дороге к ждущей их карете, еле заметной вдали. Сцена дуэли, характеризующаяся диссонансом между серым фоном и яркими костюмами, несёт в себе пафос, проявившийся в позе фигуры Пьеро и крови на его одежде. Как отметил Норберт Вольф, картина исполнена истинного драматизма благодаря умелому цветовому решению, сочетающему в себе яркие всплески белого цвета, оттенённые чёрным и красным, которые уравновешены «меланхолической нейтральностью» фона.
Жан-Леон Жером, "Дуэль после бала-маскарада", 1859, Государственный Эрмитаж Дуэли были чрезвычайно популярны среди третьего сословия в эпоху Второй французской империи. Находясь под впечатлением от одного поединка, произошедшего зимой 1856—1857 года в Булонском лесу, Жером написал картину, в которой, по мнению критиков, отразил весь драматизм трагического итога дуэлей, губящих беспечную молодёжь. На полотне — трагическое окончание дуэли, состоявшейся при участии шести человек серым зимним утром, в окутанном туманом Булонском лесу. Человек, одетый в костюм Пьеро, смертельно ранен в поединке на шпагах и рухнул на руки друга, одетого герцогом де Гиз. Оставшийся в живых дуэлянт, одетый индейцем, бросил шпагу рядом с перьями из своего головного убора на оттаявшую от многочисленных следов и капель крови землю. Он идёт под руку со своим секундантом Арлекином по дороге к ждущей их карете, еле заметной вдали. Сцена дуэли, характеризующаяся диссонансом между серым фоном и яркими костюмами, несёт в себе пафос, проявившийся в позе фигуры Пьеро и крови на его одежде. Как отметил Норберт Вольф, картина исполнена истинного драматизма благодаря умелому цветовому решению, сочетающему в себе яркие всплески белого цвета, оттенённые чёрным и красным, которые уравновешены «меланхолической нейтральностью» фона.

Жан-Леон Жером: Правда, выходящая из колодца, 1896. Эта поздняя работа, одна из трех, изображающих один и тот же сюжет. Изображена бледная обнаженная женщина, появляющаяся из колодца. Она находится в движении, наклоняясь к зрителю, ее рот открыт либо в выражении гнева, либо в восклицании. В правой руке она держит плетку, возможно, для атаки, но ее очевидный гнев противоречит ее неприкрытой уязвимости. Бледность ее кожи подчеркивается темным, холодным на вид камнем и глубиной листвы позади нее. Вверху на кирпичную кладку отбрасывается призрачный сине-красный свет, создавая картину заката. В этой картине послание, стоящее за повествованием Жерома, неоднозначно. Художник редко создавал аллегорические произведения, и смысл, стоящий за этой картиной, был предметом споров. Возможно полотно является буквальным переводом высказывания греческого философа Демокрита: "Истина лежит на дне колодца". Однако директор национального музея Эжена Делакруа Доминик де Фон-Рео предположил, что работа послужила подтверждением собственного художественного выбора Жерома: "Эти изображения Правды были сделаны стареющим художником, чья манера и стиль подверглись серьезному испытанию со стороны молодого поколения художников, в частности импрессионистов, против которых он яростно выступал." Таким образом, в этой интерпретации Истина означает превосходство его реалистического стиля и его стремление к точности в живописи.
Жан-Леон Жером: Правда, выходящая из колодца, 1896. Эта поздняя работа, одна из трех, изображающих один и тот же сюжет. Изображена бледная обнаженная женщина, появляющаяся из колодца. Она находится в движении, наклоняясь к зрителю, ее рот открыт либо в выражении гнева, либо в восклицании. В правой руке она держит плетку, возможно, для атаки, но ее очевидный гнев противоречит ее неприкрытой уязвимости. Бледность ее кожи подчеркивается темным, холодным на вид камнем и глубиной листвы позади нее. Вверху на кирпичную кладку отбрасывается призрачный сине-красный свет, создавая картину заката. В этой картине послание, стоящее за повествованием Жерома, неоднозначно. Художник редко создавал аллегорические произведения, и смысл, стоящий за этой картиной, был предметом споров. Возможно полотно является буквальным переводом высказывания греческого философа Демокрита: "Истина лежит на дне колодца". Однако директор национального музея Эжена Делакруа Доминик де Фон-Рео предположил, что работа послужила подтверждением собственного художественного выбора Жерома: "Эти изображения Правды были сделаны стареющим художником, чья манера и стиль подверглись серьезному испытанию со стороны молодого поколения художников, в частности импрессионистов, против которых он яростно выступал." Таким образом, в этой интерпретации Истина означает превосходство его реалистического стиля и его стремление к точности в живописи.

В "Цезаре" (1859) Жером попытался вернуться к более строгому жанру, но картина не смогла заинтересовать публику.

Жан-Леон Галль: "Да здравствует Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя", 1859                     На этой впечатляющей работе изображены гладиаторские бои в Колизее в Риме - тема, редко выбираемая для исторической живописи. На затемненном переднем плане лежит мертвый воин; вокруг него на песке валяются брошенное оружие и доспехи. Позади мужчина засыпает пятна крови песком, а за ним другие мужчины вытаскивают мертвые тела с арены. В центре группа из восьми гладиаторов, выкрикивающих слова титула императору Вителлию, который сидит выше. Слева от него сидит группа девственниц-весталок. Свет сзади освещает тысячи зрителей, размещенных в изогнутом пространстве колизея. Жерому нравилось представлять панорамное видение истории, фокусируясь не на отдельных людях или лицах, а на обширных сценах, охватывающих толпы, архитектуру, культуру и географию. Критики и публика были поражены работой, которая стала результатом тщательного исследования Жерома. Он изучал архитектурные чертежи Колизея, сделал бесчисленные наброски гладиаторов и их вооружения и даже включил в проект конструкцию, похожую на паутину, которая поддерживала навес, защищающий более состоятельных зрителей от римской жары. Тем не менее, картины Жерома не были исторически точными, что умаляло его авторитет как серьезного художника. Здесь, например, было отмечено, что строительство Колизея началось только через 11 лет после вступления в должность Вителлия.
Жан-Леон Галль: "Да здравствует Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя", 1859 На этой впечатляющей работе изображены гладиаторские бои в Колизее в Риме - тема, редко выбираемая для исторической живописи. На затемненном переднем плане лежит мертвый воин; вокруг него на песке валяются брошенное оружие и доспехи. Позади мужчина засыпает пятна крови песком, а за ним другие мужчины вытаскивают мертвые тела с арены. В центре группа из восьми гладиаторов, выкрикивающих слова титула императору Вителлию, который сидит выше. Слева от него сидит группа девственниц-весталок. Свет сзади освещает тысячи зрителей, размещенных в изогнутом пространстве колизея. Жерому нравилось представлять панорамное видение истории, фокусируясь не на отдельных людях или лицах, а на обширных сценах, охватывающих толпы, архитектуру, культуру и географию. Критики и публика были поражены работой, которая стала результатом тщательного исследования Жерома. Он изучал архитектурные чертежи Колизея, сделал бесчисленные наброски гладиаторов и их вооружения и даже включил в проект конструкцию, похожую на паутину, которая поддерживала навес, защищающий более состоятельных зрителей от римской жары. Тем не менее, картины Жерома не были исторически точными, что умаляло его авторитет как серьезного художника. Здесь, например, было отмечено, что строительство Колизея началось только через 11 лет после вступления в должность Вителлия.

"Фрина перед ареопагом", "Король Кандоль" и "Сократ, застающий Алкивиада в доме Аспазии" (1861) вызвали некоторый скандал из-за выбранных художником сюжетов и обрушили на него ожесточенные нападки Поля де Сен-Виктора и Максима Дюкампа.

Жан-Леон Жером: "Король Кандоль", 1859, х.м.
Жан-Леон Жером: "Король Кандоль", 1859, х.м.

Жан-Леон Жером: "Диоген", 1860
Жан-Леон Жером: "Диоген", 1860

Жан-Леон Жером: Фрина перед Ареопагом, 1861. Согласно рассказам античный скульптор Пракситель изобразил богиню Афродиту обнажённой, что само по себе было кощунством. Моделью ему служила его возлюбленная, гетера Фрина, что было кощунством вдвойне. По другой версии, Фрина исполняла роль Афродиты во время Элевсинских мистерий, являясь обнажённой перед народом.Оратор Евфий (Евтиас), отвергнутый поклонник Фрины, обвинил гетеру в безбожии. Адвокат — знаменитый оратор Гиперид, видя, что его речь не производит на суд особого впечатления, сдёрнул с Фрины одежды. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу. В лицах судей были представлены все возможные реакции на обнажённое женское тело — от радостного восхищения до страха и раздражения (ист. Wikipedia)
Жан-Леон Жером: Фрина перед Ареопагом, 1861. Согласно рассказам античный скульптор Пракситель изобразил богиню Афродиту обнажённой, что само по себе было кощунством. Моделью ему служила его возлюбленная, гетера Фрина, что было кощунством вдвойне. По другой версии, Фрина исполняла роль Афродиты во время Элевсинских мистерий, являясь обнажённой перед народом.Оратор Евфий (Евтиас), отвергнутый поклонник Фрины, обвинил гетеру в безбожии. Адвокат — знаменитый оратор Гиперид, видя, что его речь не производит на суд особого впечатления, сдёрнул с Фрины одежды. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу. В лицах судей были представлены все возможные реакции на обнажённое женское тело — от радостного восхищения до страха и раздражения (ист. Wikipedia)

В 1863 году Жером женился на Мари Гупиль, дочери преуспевающего международного арт-дилера Альдофа Гупиля, с которым он работал в течение четырех лет. Он описал свою 21-летнюю невесту как "молодую женщину редкой красоты и очаровательной грации".

Жан-Леон Жером, портрет Мари Жером, 1867
Жан-Леон Жером, портрет Мари Жером, 1867

В том же году родилась их первая дочь Жанна, и в дальнейшем у них родилось еще три дочери и один сын. Его удача продолжилась, когда в 1864 году он занял должность в престижной Школе изящных искусств, став одним из самых уважаемых преподавателей школы.

Профессиональные отношения Жерома с Альдофом Гупилем, известным как "международный центр дилеров современного искусства", сыграли решающую роль в успехе художника. Гупиль продавал фотографии и фотогравюры современных картин через офисы в Нью-Йорке, Лондоне и Берлине, и Жером стал его самым тиражируемым художником.

Лучшие картины Жерома посвящены восточным сюжетам; среди них можно назвать "Молитва в Каире" (1865), "Невольничий рынок" (1867).

Жан-Леон Жером: "Молитва в Каире", 1865  
Жан-Леон Жером: "Молитва в Каире", 1865  

 Жан-Леон Жером: Невольничий рынок в Риме,     1884. Холст, масло, 92 х 74 см, Государственный Эрмитаж.                              Жером написал шесть сцен невольничьего рынка, действие которых происходило либо в Древнем Риме, либо в Стамбуле 19 века. Тема предоставила ему возможность изобразить выражения лица и провести фигуративные исследования чувственной красоты.
Жан-Леон Жером: Невольничий рынок в Риме,  1884. Холст, масло, 92 х 74 см, Государственный Эрмитаж. Жером написал шесть сцен невольничьего рынка, действие которых происходило либо в Древнем Риме, либо в Стамбуле 19 века. Тема предоставила ему возможность изобразить выражения лица и провести фигуративные исследования чувственной красоты.

Он часто иллюстрировал историю, например, "Людовик XIV". и "Мольер" (1863); Прием сиамских послов в Фонтенбло (1865); и "Смерть маршала Нея" (1868).

Жан-Леон Жером: "Людовик XIV и Мольер", 1862
Жан-Леон Жером: "Людовик XIV и Мольер", 1862

Жан-Леон Жером: "Прием сиамских послов императором Наполеоном III во дворце Фонтенбло, 27 июня 1861 года", 1864, 128х260 см
Жан-Леон Жером: "Прием сиамских послов императором Наполеоном III во дворце Фонтенбло, 27 июня 1861 года", 1864, 128х260 см

Жан-Леон Жером: Смерть маршала Нея, 1868 Живое воображение Жерома лучше всего проявляется в этой работе, которую называют одной из самых удивительных его картин. Жертва, лежащая лицом вниз в грязи на переднем плане, - Мишель Ней, один из самых храбрых и преданных генералов Наполеона Бонапарта. Однако вскоре после битвы при Ватерлоо новое правительство обвинило его в государственной измене и бесцеремонно расстреляло в убогом уголке Парижа. Жером уделил пристальное внимание телу Нея, его рукам и костюму, в то время как мелкие детали в неряшливой стене и грязном переднем плане лишь подчеркивают масштаб опалы генерала. Однако на расстоянии мазок менее тщательно прорисован, изображая движение отряда убийц и добавляя сцене ощущения обыденности.    Для его значимости как художника было важно, чтобы Жером нашел новый стиль, особенно учитывая тот факт, что к середине девятнадцатого века французское искусство находилось на пороге нового расцвета. Такие реалисты, как Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле и Роза Бонер, уже отвергли иностранные влияния, историческую и мифологическую тематику в пользу реалистичных образов. Хотя они по-прежнему использовали традиционные живописные методы, такие художники, как Эдуард Мане, начали экспериментировать с более импрессионистическими техниками. Действительно, "Бар в Фоли-Бержер" Мане вскоре полностью изменит направление современного искусства. Выставленный на Салоне в 1882 году, импрессионист вызвал скандал в художественном истеблишменте, привнеся сомнительную мораль (Фоли-Бержер был печально известен тем, что снимал проституток) в сферу высокого искусства. Историческая живопись была сбита с пьедестала, и зрительская публика настаивала на новых способах видения и интерпретации настоящего. Для тех, кто все еще вкладывал средства в историческую живопись, "фактов" было уже недостаточно, и они требовали нового измерения психологии и драмы. Рассматривался ли этот подход как прогрессивный или регрессивный, зависело от взгляда на роль художника. Скотт К. Аллан объяснил: "В то время как несколько сочувствующих критиков нашли леденящую душу драматическую дрожь в описательной невозмутимости Жерома, большинство обвинило его в том, что он извращенно избегает всего потенциально грандиозного, героического и патетического в предмете. Подчеркивая постыдные последствия драмы, а не ее эмоциональную кульминацию, картина Жерома представляла собой уклонение". Действительно, такого рода критика была основана на убеждении, что исторический художник, если он хочет заслужить это почетное звание, должен обладать определенной надежностью и добросовестностью.
Жан-Леон Жером: Смерть маршала Нея, 1868 Живое воображение Жерома лучше всего проявляется в этой работе, которую называют одной из самых удивительных его картин. Жертва, лежащая лицом вниз в грязи на переднем плане, - Мишель Ней, один из самых храбрых и преданных генералов Наполеона Бонапарта. Однако вскоре после битвы при Ватерлоо новое правительство обвинило его в государственной измене и бесцеремонно расстреляло в убогом уголке Парижа. Жером уделил пристальное внимание телу Нея, его рукам и костюму, в то время как мелкие детали в неряшливой стене и грязном переднем плане лишь подчеркивают масштаб опалы генерала. Однако на расстоянии мазок менее тщательно прорисован, изображая движение отряда убийц и добавляя сцене ощущения обыденности. Для его значимости как художника было важно, чтобы Жером нашел новый стиль, особенно учитывая тот факт, что к середине девятнадцатого века французское искусство находилось на пороге нового расцвета. Такие реалисты, как Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле и Роза Бонер, уже отвергли иностранные влияния, историческую и мифологическую тематику в пользу реалистичных образов. Хотя они по-прежнему использовали традиционные живописные методы, такие художники, как Эдуард Мане, начали экспериментировать с более импрессионистическими техниками. Действительно, "Бар в Фоли-Бержер" Мане вскоре полностью изменит направление современного искусства. Выставленный на Салоне в 1882 году, импрессионист вызвал скандал в художественном истеблишменте, привнеся сомнительную мораль (Фоли-Бержер был печально известен тем, что снимал проституток) в сферу высокого искусства. Историческая живопись была сбита с пьедестала, и зрительская публика настаивала на новых способах видения и интерпретации настоящего. Для тех, кто все еще вкладывал средства в историческую живопись, "фактов" было уже недостаточно, и они требовали нового измерения психологии и драмы. Рассматривался ли этот подход как прогрессивный или регрессивный, зависело от взгляда на роль художника. Скотт К. Аллан объяснил: "В то время как несколько сочувствующих критиков нашли леденящую душу драматическую дрожь в описательной невозмутимости Жерома, большинство обвинило его в том, что он извращенно избегает всего потенциально грандиозного, героического и патетического в предмете. Подчеркивая постыдные последствия драмы, а не ее эмоциональную кульминацию, картина Жерома представляла собой уклонение". Действительно, такого рода критика была основана на убеждении, что исторический художник, если он хочет заслужить это почетное звание, должен обладать определенной надежностью и добросовестностью.

Жером путешествовал по Европе и Ближнему Востоку, посетив Испанию, Грецию, Турцию, Иерусалим и Сирию. Он посещал Египет не менее шести раз в своей жизни, и его туры вдохновили на создание нескольких впечатляющих, шокирующих и провокационных картин, в том числе изображений рабов, ожидающих продажи на рынке, женщин, нежащихся в турецких банях, танцовщицы живота, развлекающей солдат на отдыхе, и отрубленных голов, свисающих с крюков возле мечети.

Жан-Леон Жером - Невольничий рынок в Каире. 1871
Жан-Леон Жером - Невольничий рынок в Каире. 1871

Жан-Леон Жером: "Черкесская красавица под вуалью" (1876), Управление музеев Катара, Доха. Продана с аукциона Christie's в 2008 году за 2 057 250 фунтов стерлингов.
Жан-Леон Жером: "Черкесская красавица под вуалью" (1876), Управление музеев Катара, Доха. Продана с аукциона Christie's в 2008 году за 2 057 250 фунтов стерлингов.

Жан-Леон Жером: Заклинатель змей, 1879
Жан-Леон Жером: Заклинатель змей, 1879

Жан-Леон Жером: "Последняя молитва христианских мучеников"
Жан-Леон Жером: "Последняя молитва христианских мучеников"

Баши-базук Jean-Léon Gérôme 1868–69 гг.      Эта завораживающая картина была написана Жеромом по возвращении в Париж после двенадцатинедельной экспедиции по Ближнему Востоку. Когда он в своей студии облачил модель в ткани, приобретенные им в Ливанте, его карьера находилась на самом пике. Турецкое название картины вызывает образ безжалостных, необузданных и нерегулярных солдат турецкой армии, воевавших ради грабежа и разбоя; хотя сложно представить этого мужчину, облаченного в столь изысканную шелковую тунику, на поле боя. Известный тонкостью текстурного рисунка, Жером с легкостью создал это выдающееся произведение, придав своей модели достоинство, не свойственное другим его восточным фантазиям.
Баши-базук Jean-Léon Gérôme 1868–69 гг. Эта завораживающая картина была написана Жеромом по возвращении в Париж после двенадцатинедельной экспедиции по Ближнему Востоку. Когда он в своей студии облачил модель в ткани, приобретенные им в Ливанте, его карьера находилась на самом пике. Турецкое название картины вызывает образ безжалостных, необузданных и нерегулярных солдат турецкой армии, воевавших ради грабежа и разбоя; хотя сложно представить этого мужчину, облаченного в столь изысканную шелковую тунику, на поле боя. Известный тонкостью текстурного рисунка, Жером с легкостью создал это выдающееся произведение, придав своей модели достоинство, не свойственное другим его восточным фантазиям.

Интеллектуалы отвергали его как фантаста, чьи работы служили только коммерческим целям.

Жан-Леон Жером: Пигмалион и Галатея, 1890. Художественный музей Метрополитен
Жан-Леон Жером: Пигмалион и Галатея, 1890. Художественный музей Метрополитен

Жерому было 55 лет, когда он открыл для себя скульптуру и по словам писателя Эдуарда Папе, он взялся за нее "со всей страстью и серьезностью молодого художника". Как скульптор, он выполнил, среди прочих работ, "Омфалу" (1887) и статую герцога д'Омале, которая стоит перед замком Шантийи (1899). Его "Беллона" (1892), выполненная из слоновой кости, металла и драгоценных камней, которая также выставлялась в Лондонской королевской академии, привлекла большое внимание. Затем художник начал интересную серию изображений завоевателей, выполненных из золота, серебра и драгоценных камней: Бонапарт, вступающий в Каир (1897); Тамерлан (1898) и Фридрих Великий (1899).

К этому времени Жером также сделал себе имя как ярый антиимпрессионист. В 1884 году он выступил против Школы изящных искусств, когда она организовала посмертную выставку Эдуарда Мане. Жером сказал, что Мане "был апостолом декадентской манеры, поэтапного искусства", и хотя он (Жером) был "назначен нацией преподавать молодым людям грамматику искусства", он не думал, что его ученикам "следует представлять образец в высшей степени своевольного и мрачного искусства со стороны художника, который так и не развил в себе тех редких качеств, которыми он был наделен."

К 1898 году Жером был назначен великим офицером, предпоследнее звание в ордене Почетного легиона и редкое отличие для художника.

Его описывали как человека, очарованного внешностью - как чужой, так и своей собственной. Он хорошо одевался, гордился своей густой гривой и любил фотографироваться.

The Art Journal назвал внешность Жерома "необычной", прежде чем добавить, что "его голова с глубоко посаженными большими глазами, буйной копной седых волос и заостренными седыми усами в высшей степени живописна. Он худ, как тень, и отличается чрезвычайным трудолюбием, чрезмерной раздражительностью и крайней неприязнью к посетителям".

Забота Жерома о собственной внешности возможно стала причиной его собственной смерти в 1904 году, когда он умер аккуратно и без суеты в своей студии в возрасте 80 лет, перед портретом Рембрандта. Французский писатель Альбер Суби писал, что он скончался "внезапно, в полном расцвете сил, без предварительного периода постепенного физического упадка. Всего неделю назад его можно было увидеть стройным и прямым, как офицер в гражданской одежде". Его звание кавалера ордена Почетного легиона давало ему право на пышные военные похороны, но он оставил инструкции для более простого случая. Он был похоронен на кладбище Монмартр перед его собственной скульптурой "Скорбь". Подсчитано, что за свою жизнь он создал около 600 полотен, шестьдесят скульптур и сотни рисунков и этюдов.

Источник фото картин: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/Category:Paintings_by_Jean-L%C3%A9on_G%C3%A9r%C3%B4me_by_year

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.