Из рабочего процесса:
Сегодня была свидетелем разговора мамы со своим ребенком по телефону....
Суть такая: мама не могла дозвониться до своего ребёнка некоторое время (около часа). Она знала где он. Ребенок не отвечал на звонки. Позвонила она взрослому человеку и попросила его передать её просьбу ее ребенку о том, чтобы он перезвонил ей, со словами "Я его РАЗОРВУ сейчас...", от которых меня просто подкинуло!
Ребёнок перезванивает. Мама говорит, что не могла до него дозвониться и оглашает наказание:
1."Ты лишаешься прогулки".
2. "Ты лишаешься телефона"
И ещё там чего-то....
И закончила словами "Это не обсуждается".
Это ВОСПИТАНИЕ???
Это что за позиция сверху?
Почему не дать ребёнку объяснить почему он так поступил? Почему не сказать о своих чувствах, чтобы ребёнку было понятно почему на него наезжают и так разговаривают? Он что, в рабстве?
Почему нужно лишать ПРОГУЛКИ???? Такого важного для ребёнка (его здоровья) режимного момента????
Может его ещё еды лишить?!!!
ПОЧЕМУУУУУУ?????
Какая личность из него вырастет?
Увиденная воспитательная картинка может быть результатом развития различных событийных вариаций. Давайте рассмотрим наиболее вероятные.
1. У мамы произошел нереальный форс-мажор, ребенка нужно достать немедля, времени нет, надвигается катастрофа. Мама себя внутри форс-мажора перестает контролировать, не осознает, что говорит и делает, ей нужно достучаться до ребенка.
2. Ситуации предшествует пять-десять разговоров о том, что нужно брать трубку, держать телефон под рукой, потому что ситуации бывают разные, например, как в п.1. Вчера произошел разговор 11, а сегодня ребенок снова делает то, что делал раньше, что и вызвало все эти неприятные разговоры. Мама взрывается, и ситуация развивается, как в п.1.
3. Мама в принципе вспыльчивый человек, не считающий нужным сдерживаться в общении с близкими, тем более с детьми. Это муж или начальник может что-то возразить и противопоставить, а ребенок нет, поэтому думать об эмоциональной дисциплине ни к чему.
4. Мама сознательно придерживается авторитарной системы воспитания, где основное внимание уделяется наказаниям, именно они должны указывать ребенку его место в семейной иерархии и бояться нарушить то или иное указание или правило.
5. Скорее всего есть еще варианты, но в моей практике они не попадают в ряд наиболее часто встречающихся.
Рассмотрим, какие могут быть долгоиграющие последствия в каждом из указанных случаев.
1. Если мама обычно так себя не ведет. Указанное поведение – реакция на нереальный форс-мажор, то скорее всего, и ребенок не будет разорван, и прогулки никто не лишится, когда мама успокоится. Опасность минует, мама придет в себя и к ней вернется способность здраво рассуждать. С большой долей вероятности, никаких особых долгоиграющих последствий не произойдет. Мама и ребенок обсудят ситуацию, извинятся друг перед другом, и ситуация будет исчерпана.
2. Эта ситуация может отражать, как стихийно сложившееся положение дел: ребенок патологически забывает следовать некоторым родительским указаниям, так и эпизодом глобальной борьбы за власть в семье: Ты что-то там говоришь и требуешь, а я тебя не слышу и слышать не собираюсь. Здесь велика вероятность того, что мама доведет все угрозы или хотя бы какие-нибудь до своего логического завершения. В борьбе за власть очень важно оставить последнее слово за собой. Если ребенок не взял трубку, он должен быть наказан – наказание – это ход мамы. Если ребенок примет наказание и ничего не противопоставит, ситуация может быть исчерпана. Однако, скорее всего так просто все не завершится. Ребенок может, например, не смириться с домашним арестом и уйти гулять вместо сидения дома. Это выведет ситуацию на новый виток конфликта. И так до практически бесконечности, пока кто-то (желательно мама) не предпримет шаги к тому, чтобы остановить эскалацию агрессии. Это сделать может только взрослый, подростку остановиться почти невозможно, особенно, если он видит путь и возможность.
3. Эта ситуация как таковая к ребенку почти не имеет отношения. При такой постановке вопроса любое действие ребенка может вызвать мамин гнев. Это проблема, решаемая исключительно на территории мамы. Хотя дети и с такими мамами научаются жить: чего-то не замечают, какие-то свои проявления скрывают, довольно часто минимизируют общение, как только могут. Путь – кричать громче мамы не для всех, не каждому по силам.
4. Такая мама часто опасается, что если не будет давить, то ребенок непременно распояшется и станет неуправляемым. Это может быть системой, в которой воспитывалась сама мама. Воспитательная тактика может измениться, если мама увидит другой более эффективный инструмент. Дети таких родителей предпочитают не совершать активных действий без указаний, предпочитают не проявлять какой-либо активности. Или учатся скрытности: своя личная интересная жизнь возможна только, если она хорошо скрыта.
Анна Бердникова