Найти в Дзене

Зачем нужна речь

Оглавление

Важность речи

Ирина: - Сегодня мы обсудим, если говорить по-умному, «функции речи». Если же говорить человеческим языком – «зачем вообще люди разговаривают и зачем ребенку формировать речь». Фактически речь – это чуть ли ни единственная вещь, которая нас отличает от всех остальных животных. Да, да, да!

Мария: - Не люблю, когда нас сравнивают с животными.

Ирина: - Почему же? Мы вполне себе биологические организмы. Мы тоже дышим и кушаем. Размножаемся, оставляем потомство и обучаем его. На самом деле, все, что нас отличает от остальных животных это даже не наличие сознания. Современные ученые утверждают, что собаки, кошки и другие животные тоже имеют сознание. Ведь сознание — это отражение объективной реальности, ответная реакция на события, происходящие в этой самой реальности. Собачки тоже реагируют на эту реальность, они понимают её, как и мы. Но в отличие от них у нас есть речь, которая позволяет нам передавать информацию в большем объеме, чем тремя гав-гавками и самое главное – хранить эту информацию, передавать её через поколения, что позволяет развивать нам наши мозги, в отличие от собачек.

Речь относится к высшим психическим функциям (таким как мышление, внимание...), она появилась у людей самой последней и, скорее всего, именно поэтому она так легко портится от малейшего чиха в сложное моменты развития человеческого организма. Скажем, довольно сложно у человека, во время развития плода экзогенными факторами нарушить, скажем, двигательные функции, дыхательные функции. А вот речь может отвалиться буквально от того, что температура немного лишнего продержалась. И здравствуй алалия.

Зачем же люди разговаривают? Есть такая наука, которая называется психолингвистика, которая изучает психологию речи человека не как язык и количество слов, а зачем она нужна, как она формируется, в какой последовательности и много других важных вещей. Разные авторы называют разное количество функций (8 основных и 14 дополнительных). Дополнительные функции мы рассматривать не будем, потому что они относятся к лингвистике. А мы начнем с главного.

Коммуникативная функция

Ирина: - Первая функция речи, наиболее важная, появляющаяся самой первой – это коммуникативная функция. Как понятно из названия, с помощью этой функции мы общаемся между собой, обсуждаем погоду, молодёжную моду. Но! Именно коммуникативная функция заставляет ребенка развивать свою речь в раннем возрасте. Фактически именно из-за этого мы и начинаем разговаривать (сейчас ходят слухи, что даже неандертальцы умели разговаривать. Это определили по строению костей гортани). Так как это происходит? Что такое коммуникативная функция речи? Когда малыш не может сам взять какой-то предмет, удовлетворить свою потребность (поесть, попить, достать игрушку), он подходит к маме и просит её словами. И его «Дай» это и есть коммуникативная функция речи, то есть удовлетворение своих потребностей вербально. Если же у ребенка нет вербальной речи (например, при моторной алалии) – у него есть другие возможности, он все равно будет пытаться удовлетворить свои потребности (достать конфетку), просто он будет это делать не очень хорошими методами: кричать, валяться по полу, бить руками и ногами маму или пол, тянуть маму. В общем мама не может понять, что хочет её малыш, а ребенок не может объяснить, что он хочет. Между ними возникает конфликт, мама недовольна, ребенок плачет – всем плохо. Научите ребенка говорить, и ваша жизнь радикально улучшится. Это нам обеспечит как раз коммуникативная функция речи. Да, разумеется, всё намного серьезнее, глобальнее и тому подобное. Но нас интересует раннее развитие ребенка.

-2

Регулирующая функция речи

Ирина: - Следующая функция речи, которая очень и очень важна и которая тоже ухудшает качество жизни, если речь не развивается – это регулирующая функция речи. С помощью речи человек обслуживает все остальные высшие психические функции. С помощью речи мы мыслим, помним и самое главное – наше поведение регулируется речью. Ребенок тянет руку к хрустальной вазе. Если он говорящий, то он скажет: «Низя, мама аяяй» и уберет руку. Что произошло в этой ситуации? Ребёнок воспроизвёл то, что мы обычно сами себе внутри произносим: «Не надо трогать хрупкий предмет, а то разобьется и поругает мама». Наш ребенок всё жто произнес, только на своем языке. Это все происходит в мыслительном плане. Если же ребенок не умеет говорить – он тянет ручку, сам себя речью не останавливает и роняет вазу. И мама действительно делает аяяй.
Другой пример: Ребенок занят какой-то деятельность, что-то рядом с ним случилось, он все бросил, убежал, он никого не слушается. Почему? Потому что он сам себе не может сказать, что так себя вести нельзя, что здесь опасно, что мама сказала что-то сделать. Или вариант похуже (при сенсорной алалии), когда ребенок даже извне не регулируется. У моториков ситуация немного проще. Ребенок сам себе ничего не говорит, но может подойти мама и сказать: «не трогай хрустальную вазу, она упадет, разобьется и ты поранишься», то есть мама может эту ситуацию отрегулировать. Сенсорики даже внешне не понимают. У них самые сложные проблемы с поведением, потому что ребенок не говорит и не понимает то, что ему говорят. Его поведение ужасное, психологи пишут таким деткам «полевое поведение», «СДВГ». Хотя ребенок в этом совершенно не виноват, у него нет никаких отклонений, он просто не может понять, у него не развита регулирующая функция речи. И, как только сенсорику сформируешь речь и понимание – он сразу становится зайкой и лапой.

Мария: - Даже в начале коррекционной работы очень сильно меняется поведение ребенка. Как правило родители спрашивают: «А что мы будем делать с поведением?»

Ирина: - Речь развивать!

Мария: - Да, мы будем развивать речь! Понимание речи и экспрессивную речь. Всё это в комплексе и даст решение проблемы с поведением.

Ирина: - Забавный момент. У сенсориков в процессе коррекционной работы поведение непрерывно изменяется. Когда они начинают хоть немного что-то понимать – оно у них резко ухудшается. Раньше он хоть что-то выполнял, а теперь только «бе-бе-бе», он пытается что-то объяснять, весь такой непослушный, как будто у него кризис трехлетнего возраста второй раз наступил. Мама в ужасе, «Что делать?». Ничего мы здесь сделать не можем, нам остается только развивать понимание дальше. И когда оно у ребенка станет полностью нормальным, вот тогда всё нормализуется и с поведением.

Мария: - Зато поведение при сенсорной алалии, когда ребенок уже немного начинает понимать речь, становится не «полевым», как оно выглядит…

Ирина: - …Оно не полевое, оно сознательно-мерзопакостное.

Мария: - Поведение нашего малыша становится похожим на поведение обычного ребенка, который еще не разговаривает, но уже может тебе эмоционально объяснить всё, что он о тебе думает; будет он что-либо делать или не будет и по какой причине. Именно поэтому, когда у меня в очередной раз происходит такой момент – я умиляюсь. Отлично! Мы переходим на следующую ступеньку.

Эмоционально-выразительная функция речи

Ирина: - Следующая функция речи – эмоционально-выразительная. У моториков эта функция развита очень хорошо. Они жестами могут объяснить разницу между квантовой физикой и теорией струн. Одна моя преподавательница даже целую статью написала о том, что по контексту моторного алалика можно понять. Я согласна полностью. Однако здесь есть сложности. Чем взрослее становится ребенок с моторной алалией, без развития речи, тем сложнее ему проявлять свои эмоции. Например: ребенок злится, не может что-то сказать, и мама говорит ему: «Ты разозлился?». После чего ребенок соглашается «ну да, я просто злой» и успокаивается, не лезет никуда драться. Что это значит? В принципе эмоцию можно продемонстрировать или проявить, а можно её обозначить, назвать для самого себя и окружающих и её не нужно будет демонстрировать в тактильном варианте. Это тоже одна из частей работы логопеда - научить ребенка называть эмоции, чтобы он мог их осознать, и регулировать своё эмоциональное поведение.

Когнитивная функция речи

Ирина: - Следующая функция-когнитивная. Умное слово, простым языком модно сказать, что это познавательная функция человека. Эта функция очень нужна ребенку даже до школы. Именно с помощью этой штуки мы сопоставляем, сравниваем, анализируем речь и мышление. Мы мыслим с помощью образов и слов. Если нет слов – мыслить практически невозможно (на уровне абстрактных понятий точно невозможно). Поэтому то как раз мы и говорим в прогнозе, что в школе учиться практически нереально, если ребенок не разговаривает. Потому что не развита когнитивная функция речи.

-3

О других функциях речи

Ирина: - Есть еще номинативная, семантическая, обобщающая и много разных других функций. Все они очень важны для полноценного существования личности. Сформируем речь и все эти функции работают нормально. Если же речь полностью отсутствует – ни мышление, ни внимание, ни восприятие, ни память не работают в полном объеме.

Другой случай: устная речь у ребенка сформирована, но у него страдает номинативная функция речи или семантическая. Это когда ребенок учится в школе, говорит практически безупречно, если не вдумываться, не вслушиваться и не обсуждать с ним что-то сложнее, чем «Что ты сегодня кушал?». Такой ребенок не может обучаться в школе, потому что, несмотря на то, что он читает, считает – он ничего не понимает. У него нет достаточного объема слов (той самой номинативной функции), у него нет понимания корней, суффиксов, префиксов, у него страдает грамматическое понимание. Он элементарно не может решить задачи, которые пишутся в учебнике. Он посчитать может, цифры знает, арифметику осиливает, но выстроить логические связи в задачи он не может.

Мария: - На самом деле это очень печальное зрелище. Видела таких деток ни раз.

Ирина: - Вроде бы всё хорошо, но, когда ребенок в 12 лет из всего текста для третьего класса понимает 4 слова на родном языке – это удручает. Здесь приходится возвращаться на уровень 5–6-летнего развития речи ребенка.

Мария: - Опять же, возникают психологические проблемы.

Ирина: - И не только. Юридические проблемы тоже возникают, потому что таких детей приходится выгонять из массовых школ в школы для умственно отсталых, ввиду того что никто не понимает, что проблема речевая. А это для ребёнка дорога в один конец.

Мария: - Однажды видела, как из обычной девчонки, которую перевели на домашнее обучение, потому что не захотели идти в школу для умственно отсталых. А на домашнем обучении из жизнерадостный девочки получился замкнутый подросток. Печальное зрелище.

Как речь отражается на алаликах

Ирина: - Наша задача этим рассказом убедить читателя в том, что почти все особенности, которые вы видите в своем ребенке: непослушание, плохое поведение, невнимательность, забывчивость. Всё то, что вам кажется в нем плохим и неправильным – это не ваш ребенок, это алалия. Избавьтесь от алалии и ребенок будет совершенно нормальным и обаятельным, потому что эмоциональная сторона речи у него хорошо развита и он сможет обаять любого. Это касательно моториков. У сенсориков есть свои плюсы, идущие бонусом.

Мария: - Да, очень приятно потом видеть горящие глаза родителей на очередном занятии: «А вы знаете, он шел, ему что-то стало интересно, он что-то захотел купить».

Ирина: - Знаете ли вы, что сенсорики потом очень легко осваивают другие языки? Это связано с тем, что речь они схватывают автоматически. То есть, конечно, им нужно сформировать языковую систему и тогда они будут осваивать языки по щелчку пальцев. А какой у них музыкальный слух! Всем обязательно нужно записаться в музыкальную школу.

Мария: - Один из случаев. Ещё не успели закончить с ребенком коррекционную работу, а он уже начал со мной разговаривать еще и на испанском. Хвастался: «Маша, а я умею!»

Ирина: - Кстати, в отличие от обычных детей (не как билингвы, которые знают мамин язык и папин язык), они прямо обозначают: «А на немецком это называется так».

Мария: - Да, и кто бы мог поверить, что когда-то этот ребенок бегал…

Ирина: - …И вызывал впечатление аутиста, который мог мыслить только об одной вещи в этой жизни: пожарные машинки.

Мария: - Или выстраивал эти пожарные машинки в ряд. Еще иногда тыкал пальцем в буквы и цифры.

Ирина: - А сейчас уже сидит, переводчиком для мамы работает.

Мария: - Подведем итог. Дайте возможность своим детям овладеть этой важной высшей психической функцией – речью. И ваш ребенок сильно изменится.

Ирина: - Вернемся к началу моего монолога. Самое важное, чем мы отличаемся от животных – это наличием речи. Да, на самом деле без речи мы бы были всего лишь обезьянками.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Ссылка на наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК.

-4

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?

Вопросы и ответы о сенсорной и моторной алалии: