24 сентября 1938 г. Щелковский аэродром.
На полосу выруливает необычный самолет с надписью «Родина» красной краской на серебристом фюзеляже. В кабине самолета известные всей стране три летчицы, уже установившие ряд мировых рекордов по высоте и скорости полетов: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова. Для нового рекорда дальности им специально выделили дальний бомбардировщик ДБ-2 - один из трех опытных экземпляров так и не запущенных в серию.
Этот самолет спроектирован под руководством Павла Сухого и построен в 1937 г. на заводе № 156 в Москве на углу ул. Радио и современной набережной академика Туполева. У него было обозначение «37-3» (37-й тип, 3-й экземпляр). Для рекорда его тщательно подготовили: взвесили самолет, опломбировали барографы (приборы фиксации высоты и свидетельствующие о беспосадочности полета), сняли вооружение, поставили дополнительные топливные баки и… дали ему имя «Родина».
8 час 16 мин. Взлет. Полет по маршруту Москва-Хабаровск шел почти все 6400 км в сплошной облачности. Самолет шел по приборам, беря пеленги радиомаяков, машина стала обледеневать, лобовые стекла покрылись льдом, но ниже 7450 метров из-за облачности машина не могла опуститься, экипаж работал в кислородных масках. Отказ радиооборудования. Идя строго на восток, боясь подойти близко к границе с оккупированной японцами Маньчжурии (два месяца прошло как закончился конфликт на озере Хасан), утром 25 сентября вышли к Тугурскому заливу Охотского моря. Значит, мировой женский рекорд уже побит!
Гризодубова решает посадить самолет не в Хабаровске, который уже позади, а в Комсомольске-на-Амуре. Самолет вели по реке Амур, но ошибочно за один из его рукавов приняли приток Амгунь. Топливо кончается. При посадке на фюзеляж носовая часть будет повреждена, а там – кабина штурмана М. Расковой. Гризодубова приказала ей выпрыгнуть с парашютом, потом она 10 суток будет выходить из тайги. Самолет в 10.45 по московскому времени садится на «брюхо» в заболоченной местности в 72 км южнее пос. Керби. После вынужденной посадки в тайге самолеты Гражданского воздушного флота еще десять дней искали пропавший экипаж.
В итоге за 26 часов 29 минут самолет пролетел 6450 км (по прямой – 5947 км).
Регистрация рекордов Международной авиационной ассоциацией была предметом гордости советского правительства. В прессе публиковались результаты рассмотрения документов Центрального аэроклуба СССР в Париже. Признанные на международном уровне, авиационные рекорды, особенно совершенные женщинами, поднимали престиж авиации и активно способствовали пополнению её рядов.
Можно сказать, что всё это сказалось в первый год Великой Отечественной войны, когда из действующих лётчиц и желающих ими стать Марина Раскова, тогда уже Герой Советского Союза, сумела сформировать три женских авиационных полка, которые принимали участие во многих сражениях.
О развитие советской авиации периода 20-30-х годов ХХ века вы можете подробнее узнать в зале № 7 экспозиции ЦМВС РФ. В этом же зале представлен уникальный экспонат – часы, которыми пользовалась во время полётов Марина Раскова.