Я давно увлекаюсь Кавказом, и каждая моя поездка в Азербайджан открывала для меня новые слои истории этого древнего региона. За шесть визитов я узнал много интересного, не только о культуре, но и о том, как тесно переплетены судьбы народов, живших здесь столетиями. Одной из тем, которая постоянно всплывала в разговорах с местными жителями, было исчезновение азербайджанских культурных памятников на территории Армении. Когда-то столица Армении, Ереван, носила имя Иреван и была мусульманским городом, а теперь на его территории сохранилась лишь одна мечеть — Голубая мечеть. И то она известна как иранская, а не азербайджанская, что вызывает множество вопросов о том, почему так произошло.
Иреван: мусульманское прошлое Еревана
История Иревана, ныне известного как Ереван, уходит в глубокую древность. В XVII-XVIII веках это был важный мусульманский город, входивший в состав Персидской империи, а затем — в состав Российской империи после русско-персидской войны 1826-1828 годов. До конца XIX века в Иреване жила значительная мусульманская община, преимущественно азербайджанцы. Город был важным культурным и религиозным центром, где насчитывалось около восьми мечетей, караван-сараи, бани и другие элементы мусульманской городской инфраструктуры.
Одна из главных мечетей, которых было несколько в Иреване, — это Голубая мечеть, построенная в XVIII веке во времена правления Хусейн Али-хана, правителя Иреванского ханства. На тот момент город был центром азербайджанской и персидской культуры. Здесь существовало множество мечетей, которые служили не только религиозными, но и общественными центрами для азербайджанцев и других мусульман, живших в Иреване.
Уничтожение азербайджанских памятников
С момента создания Армянской ССР в 1920 году и вплоть до наших дней азербайджанское культурное наследие на территории Армении подвергалось значительным изменениям. Процесс изменения демографической картины начался еще в XIX веке, когда после переселения армян из Персии и Турции число мусульман стало сокращаться, но окончательные перемены произошли в советский и постсоветский периоды. В результате к концу XX века азербайджанское население Еревана практически исчезло, а вместе с ним исчезли и многие памятники его культуры.
Примером может служить исчезновение или перестройка мечетей. На момент советской власти многие религиозные здания, включая мечети, были уничтожены или переоборудованы под другие нужды — музеи, склады, культурные центры. В Ереване, который в свое время был мусульманским городом, сегодня сохранилась только одна мечеть, о которой я писал выше, — Голубая мечеть. Остальные мечети города были снесены или преобразованы в другие здания в процессе массовой урбанизации и реструктуризации. Однако, даже эта оставшаяся Голубая мечеть больше не ассоциируется с азербайджанцами. Она официально признана иранской, так как на средства иранского правительства была отреставрирована в 1990-е годы.
Голубая мечеть, таким образом, стала своеобразным символом того, как азербайджанское наследие исчезает или меняет свой статус. Когда-то служившая как место поклонения для местных азербайджанцев, теперь она действует как культурный и религиозный центр для иранской общины в Ереване. Однако другие мечети города не имели такой судьбы. Мечеть Аббас-Мирза, к примеру, была полностью разрушена в советский период, а ее место заняли жилые кварталы. Это же касается и многочисленных караван-сараев и азербайджанских кладбищ.
Уничтожение азербайджанских кладбищ
Кладбища — это не просто место погребения, это важная часть культурной памяти любого народа. На территории современной Армении, в том числе в Ереване, некогда существовали крупные азербайджанские кладбища. Однако большая часть этих кладбищ была уничтожена, что для многих азербайджанцев стало символом стремления стереть их культурное присутствие на этой земле. В Ереване, на месте одного из старейших мусульманских кладбищ, теперь находится городской парк, и ни одно захоронение не сохранилось. Это кладбище существовало вплоть до середины XX века, и уничтожение захоронений стало одним из самых болезненных символов исчезновения азербайджанского культурного наследия в Ереване.
Переселение и изменение топонимов
Смена демографической картины в Армении также отразилась на топонимах. Иреван, как уже было сказано, был азербайджанским и персидским городом, но с течением времени многие его районы и улицы были переименованы, чтобы стереть следы мусульманского прошлого. Азербайджанские названия улиц были заменены армянскими. Это также касается и сел вокруг Еревана, где раньше жили азербайджанцы. Некоторые из них были полностью выселены, а названия сел изменены.
Армянские и азербайджанские споры о культурном наследии
Исчезновение азербайджанских памятников в Армении — это лишь часть более широкой и сложной картины отношений между двумя народами, история которых полна противоречий. Армяне и азербайджанцы часто обвиняют друг друга в уничтожении и присвоении культурного наследия. Азербайджан утверждает, что многие армянские памятники на его территории были перестроены или уничтожены армянами, а армяне в свою очередь обвиняют Азербайджан в уничтожении их культурного наследия, как это произошло, например, с кладбищем в Джульфе.
Моя поездка в Азербайджан научила меня тому, как хрупка культурная память. Памятники, мечети, кладбища, названия улиц — все это не просто исторические артефакты, а важные элементы идентичности. Их уничтожение или изменение может стереть следы целых народов, когда-то населявших ту или иную территорию. Азербайджанское наследие в Армении — это одна из тех тем, о которых редко говорят, но которая важна для понимания всей сложности кавказского региона. Сегодня на территории Армении осталось мало следов когда-то процветающей азербайджанской общины. Но воспоминания об этих памятниках и историях продолжают жить в памяти азербайджанцев, путешественников и историков.
Читать мои статьи:
1. Почему после мобилизации россияне охотнее выбирают Армению и Грузию, а не Азербайджан? https://dzen.ru/a/ZvSPfi1hGm7l41qW
2. Следы истории, стертые временем: армянские памятники на территории Азербайджана и вопрос исторической фальсификации https://dzen.ru/a/ZvKnphVrRyRXvqHI
3. Исчезающие следы: памятники азербайджанского присутствия на территории Армении https://dzen.ru/a/ZvKnrntWcUk-nS0y
4. Армянская и азербайджанская диаспоры за пределами Кавказа: конфликты или сотрудничество? https://dzen.ru/a/ZvBzCrRXXAz4HPsu
5. Криптоармяне в Турции: тайные истории и исламизированные армяне https://dzen.ru/a/ZvBrbH1ZvyAQIzXe
6. История азербайджанского алфавита: арабская вязь, кириллица и латиница. https://dzen.ru/a/ZuyDa2nOgxBEN-mc
7. История армянского алфавита, и почему его называют «эфиопским». https://dzen.ru/a/ZuyDb6c8_35c-N3b
8. Всегда ли границы России и Азербайджана были такие, как сейчас? Почему Медведев "отдал" Азербайджану часть Дагестана и какие это земли? https://dzen.ru/a/ZuqOmn30tR6YEw3o
9. Карабах после войны: кто решится жить на этой земле? Армяне, беженцы или новые жители? https://dzen.ru/a/ZuitMBKhohKPG-hg
10. Какие церкви стоят на территории Азербайджана: армянские или древнеалбанские? https://dzen.ru/a/ZudU2hxXVzzkROry
11. Разные народы под одной крышей и один народ в разных государствах? История и причины конфликтов на Южном Кавказе https://dzen.ru/a/ZuabzmeujUu4V5ix
12. Какая кухня на Кавказе самая вкусная? Помидоры, плов и шашлык. https://dzen.ru/a/ZuWmA3EReTeiEECK
13. Лезгины и талыши: как климат влияет на менталитет этих народов! От холодных гор до теплых субтропиков! https://dzen.ru/a/ZuVZe8S6C3ZU-ZTV
14. Третья Карабахская война и Зангезурский коридор: новое противостояние Армении и Азербайджана возможно? https://dzen.ru/a/ZuRvzf1iXURtfu7D
15. Единственная армянская церковь в самом центре Баку! https://dzen.ru/a/ZuM-zTQ973sDEPxW
16. Карабахские армяне в составе Азербайджана: ассимиляция, миграция и вопросы дискриминации https://dzen.ru/a/ZuLQDWATJTrAlCi0
17. Почему в Иране так много азербайджанцев, и даже целый регион Ирана называется Южный Азербайджан? https://dzen.ru/a/ZuHWZcFg-QC684bT
18. Какие заимствования из армянского языка есть в азербайджанском языке и наоборот? https://dzen.ru/a/ZuCiN2cOQztOjQnO
19. Шуша: Колыбель азербайджанской цивилизации или древний армянский город? https://dzen.ru/a/ZuABKYDFpEfpGJXc
20. Карабах уже в составе Азербайджана. Но почему туристам ещё нельзя его посещать? https://dzen.ru/a/Zt7GcJ_-9h6zTXbD