Найти в Дзене
АиФ – Урал

Работать за долги? Власти придумали, как снизить дефицит кадров в ЖКХ

Оглавление
   Работать за долги?
Работать за долги?

Дефицит кадров на предприятиях Свердловской области приобретает всё более угрожающие размеры. Ситуацию не может исправить даже серьёзное повышение заплат. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

Трудятся за двоих

Судите сами: в органах службы занятости Свердловской области зарегистрировано 9 276 человек (по данным на 19 сентября 2024 года). При этом заявленное работодателями число вакансий составляет почти 60 тысяч. То есть по­требность в сотрудниках превышает официальное количество безработных более чем в шесть раз!

Некоторым категориям специалистов предприятия готовы платить по 100, 150 и даже 200 тысяч рублей в месяц, но вакансии всё равно остаются открытыми. И это учитывая то, что в отличие от других регионов УрФО Свердловская область не вводила серьёзных ограничений на трудоустройство для мигрантов.

Особенно остро обстоят дела с кадрами в сферах жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, в образовании и здравоохранении. Квалифицированных рабочих не хватает на стройках, на заводах и фабриках, в том числе выполняющих оборонные заказы.

По словам министра энергетики и ЖКХ региона Николая Смирнова, из-за нехватки рабочих рук свердловские коммунальщики сегодня трудятся за двоих. Причина – низкие заработки: средняя зарплата в отрасли, по информации чиновника, составляет около 30 тысяч рублей. Очень не хватает электриков, сварщиков и вообще «технарей», руководителей «нижнего уровня», в частности, бригадиров. «Они закрывают свой функционал и функционал своего напарника, но работы всегда выполняются в тяжёлых условиях», – добавил министр.

Выход из ситуации?

Заместитель главы Екатеринбурга Владимир Гейко нашёл выход из ситуации: для решения кадрового дефицита в коммунальной сфере он предложил привлекать... должников. На сегодняшний день жители Екатеринбурга имеют задолженность за ЖКУ в 6,5 млрд рублей. (Есть информация, что в стране эта сумма превысила триллион.) «Если у людей нет возможности оплачивать долги, мы всегда готовы принять их на работу и часть суммы гасить из заработной платы», – сказал чиновник.

Правда, Гейко подчеркнул, что заставить людей трудиться за долги нельзя: «Мы можем только предложить, заставить человека работать – нет. Если он согласен – с удовольствием сделаем рассрочку».

Напомним, что летом нынешнего года «оригинальный» способ сокращения дефицита электриков озвучил руководитель Фонда содействия капремонту МКД Свердловской области Станислав Суханов. Для этого женщины должны больше рожать, желательно – не менее трёх детей. Понятно, что слова Станислава Константиновича были, что называется, вырваны из контекста. Однако с лёгкой руки СМИ данное заявление быстро разошлось по соцсетям и почти стало мемом.

Менее «оригинальный», но, возможно, более действенный способ решить проблему нехватки учителей в школах предложил заместитель губернатора Павел Креков. По его мнению, необходимо обязать студентов педагогических вузов отработать 5–10 лет в школах после выпуска: «Все, кто обучается на бюджете, должны быть распределены, либо к ним должны быть использованы методы, аналогичные распределению. В данном случае речь идёт о целевых местах».

По его словам, молодого специалиста можно поставить перед выбором: или отработать, или вернуть сумму, по­траченную на обучение. При этом чиновник подчёркивает: повышать педагогам зарплату необходимо.

«Ничего страшного»

Заявление Крекова вызвало в социальных сетях споры, но у него нашлось много сторонников. Правда, даже представители старшего поколения, которые помнят систему распределения, говорят, что 5–10 лет – многовато: «При СССР отрабатывали три года, по любой специальности, там, куда назначено. И ничего страшного не происходило. Напротив, кое-кто создавал семьи и оставался жить в месте отработки».

На самом деле, даже резкий рост зарплат далеко не всегда ведёт к решению проблемы. С сентября 2024 года повышение проанонсировал Екатеринбургский метрополитен: рабочим – на 30 %, руководящему составу – на 20%. Утверждается, что средний уровень вырос с 59 000 до 78 000 рублей. А высококласс­ные спецы, например, машинисты электропоезда будут получать за 100 000. Несмотря на это, предприятие продолжает испытывать нехватку кадров. Сегодня метрополитен нуждается в 25% рабочих специальностей.

Примерно та же ситуация в ЕМУП «Гортранс». Если верить объявлениям, то зарплата водителей автобусов у них выросла до 100 тысяч рублей, кондукторов – до 76 тысяч, а ремонтников – до 58 тысяч рублей. Из открытых источников известно, что на предприятии не хватает 30% водителей и 50% кондукторов, но так обстояли дела до повышения.

ЖКХ
2331 интересуется