Найти тему
АвиаОбоз

Музейные ВВС: сравниваем авиацию Кубы, Ирана и Северной Кореи

Куба, Иран и Северная Корея - известные враги США и уже давно имеют строгие эмбарго на поставки оружия. Все они когда-то имели мощные ВВС, которые сегодня больше похожи на экспонаты музея. В то время как эмбарго на вооружения заставило некоторые страны создавать собственные современные самолеты (например, Израиль), самолеты Кубы, Ирана и Северной Кореи стареют.

Иранские ВВС, Mirage Custom Thumbnail. Фото: Shahram Sharifi
Иранские ВВС, Mirage Custom Thumbnail. Фото: Shahram Sharifi

Куба

В конце холодной войны страна могла похвастаться самыми мощными ВВС в Латинской Америке (даже более боеспособными, чем Бразилия). Но когда в 1989 году распался Советский Союз, произошел закат кубинских ВВС. Без международной помощи и в условиях эмбарго на поставки оружия и нехватки инвестиций кубинские ВВС зачахли.

Индийские ВВС, МиГ-21. Фото: Индийские ВВС
Индийские ВВС, МиГ-21. Фото: Индийские ВВС

Во время холодной войны по некоторым оценкам СССР поставили Кубе 36 МиГ-15, 100 МиГ-17, 11 МиГ-19, 270 МиГ-21, 112 МиГ-23 и 14 МиГ-29. В 1980-х годах мощные кубинские ВВС проецировали свою мощь по всему миру, сражаясь с южноафриканцами в Анголе, участвуя в войнах в Сомали и других местах.

Сегодня боевые самолеты кубинских ВВС (согласно FlightGlobal) это

  • МиГ-21: 11
  • МиГ-23: 24
  • МиГ-29: 3

Это составляет около 7% от их прежнего размера (и также в значительной степени устаревшими самолетами).

Иран

Ко времени Иранской революции 1979 года страна могла похвастаться одними из самых современных и боеспособных военно-воздушных сил в регионе. Туда поставлялись новые американские F-14 Tomcat, много F-4 Phantom II и Northrop F-5.

Но революция привела к масштабному геополитическому сдвигу во внешней политике Ирана, последовал длительный разрыв с Соединенными Штатами и эмбарго на поставки оружия. В то же время Иран оказался в восьмилетней войне с соседним Ираком, в ходе которой потерял много самолетов. Что еще хуже, у Ирана были плохие отношения с СССР, а затем с Россией, которая также отказалась продавать Ирану истребители.

Полет самолетов F-4E Phantom ВВС Ирана во время авиашоу в Кише. Фото: mh.jahanpanah
Полет самолетов F-4E Phantom ВВС Ирана во время авиашоу в Кише. Фото: mh.jahanpanah

Единственным светлым пятном для ВВС Ирана стал 1991 год, когда большая часть иракских ВВС покинула свои авиабазы ​​в Ираке, ища убежища в Иране, опасаясь уничтожения военной машины США. Иран с радостью конфисковал и захватил самолеты Саддама Хусейна. Это единственные истребители, которые Иран получил за последние 45 лет.

Истребители Ирана в 2024 году (по данным FlightGlobal)

  • F-4 Phantom II: 63
  • F-14A Tomcat: 41
  • Су-24МКИ: 23
  • МиГ-29К: 18
  • Northrop F-5: 35
  • Mirage F-1: 12
  • Chengdu F-1 (китайская лицензионная копия МиГ-21): 17

Времена меняются, и отношения с Россией становятся теплее. Недавно было объявлено, что Россия поставит Ирану истребители Су-35С (первоначально предназначенные для Египта), вертолеты и современные учебно-тренировочные самолеты. Однако по состоянию на август 2024 года Су-35С еще не входят в состав ВВС Ирана — или, по крайней мере, вряд ли будут в рабочем состоянии, если они были поставлены.

Иранские действующие боевые самолеты 2024 года

  • F-4 Phantom II и Northrop F-5: 9 самолетов в одной эскадрилье
  • Су-24: одна эскадрилья
  • МиГ-29, F-7, F-14 Tomcats: неизвестное количество

Иран проявлял изобретательность в поддержании американских самолетов в надлежащем состоянии на протяжении долгих лет, несмотря на то, что был отрезан от них запретом на поставки оружия. И вопрос сколько из них находятся сегодня в работе остается открытым. Те самолеты, которые могут выполнять боевые задачи, вряд ли получили какие-либо существенные обновления.

FlightGlobal и IISS - Международный институт стратегических исследований дают совершенно разные оценки. Возможно, FlightGlobal просто считает планеры, имеющиеся в Иране, в то время как IISS подсчитывает те, которые действительно работают.

Четыре F-14 летят в ромбовидном строю. Фото: Пол Дработ
Четыре F-14 летят в ромбовидном строю. Фото: Пол Дработ

IISS оценивает, что наиболее боеспособными самолетами Ирана являются Су-24, или, по крайней мере, они находятся в «наилучшей степени готовности». Но они были разработаны в 1960-х годах, сильно устарели и не могут сравниться с самолетами 4,5-го поколения, такими как F-16 Block 70 или F15EX Eagle II, и являются легкой мишенью для истребителей 5-го поколения, таких как F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Северная Корея

Как и Куба, Северная Корея когда-то имела мощные военно-воздушные силы, намного более мощные, чем у Южной Кореи. Однако Северную Корею тоже поддерживали СССР и Китай, помощь которых испарилась после распада 1991 года. Сегодня в Северной Корее действует настоящий музей военно-воздушных сил с огромным количеством "экспонатов". Некоторые из них относятся ко времени Корейской войны 1950-х годов.

Боевые самолеты Северной Кореи (данные FlightGlobal):

Н-5 (копия Ил-28): 60

  • F-5 (Шэньян - копия МиГ-17): 106
  • F-6 (копия МиГ-19): 97
  • F-7 (копия МиГ-21): 120
  • МиГ-21: 26
  • МиГ-26: 56
  • МиГ-29: 35
  • Су-7: 18
  • Су-25: 34
Ил-28 в Центральном музее Вооруженных Сил. Фото: Арк Нейман
Ил-28 в Центральном музее Вооруженных Сил. Фото: Арк Нейман

Непонятно, почему Северная Корея по-прежнему расходует ресурсы на поддержание боеспособности этих самолетов. Некоторым странам не нужны современные самолеты, поскольку потенциальные противники оснащены устаревшими самолетами, но этого нельзя сказать о Северной Корее.

Потенциальными соперниками Северной Кореи являются ВВС США, ВВС Южной Кореи и ВВС Японии (возможно, и другие союзные страны, например, Австралия). Все они оснащены истребителями пятого поколения F-35 и другими современными самолетами 4,5-го поколения. Самолеты Северной Кореи, вероятно, будут почти бесполезны в вероятном конфликте.

Источник: Simple Flying

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале