Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Голубые" в небе над СССР

Про земные подвиги испанцев на нашей земле мы уже немного написали, но в принципе, немцы использовали испанцев не только на земле. 14 июля был сформирован испанский экспедиционный авиационный эскадрон (Escuadrón Aéreo Expedicionario Español), более известный как «Синяя истребительная эскадрилья» (Escuadrilla Azul de Caza) а для нас более привычно наименование «Голубая эскадрилья» (ибо голубой и синий в испанском суть одно и то же). Наверное, все же правильнее звать их "синими", хотя "голубыми" их звать привычнее.

В отличие от пехоты, летчики были более "идеологически накачанными" и осознанно рвались в "крестовый поход против коммунизма" (хотя по сути, этот самый "крестовый поход" ни чем не лучше "мировой революции" троцкистов, такая же б...я идея). И, вот...

Если говорить про испанцев в нашем небе, то первая волна пилотов отправилась учиться в 1-ю истребительную авиашколу ( Jagdfliegerschule 1)
в Германию (Werneuchen) 27 июля 1941 года.

-2

Почему "первая волна"? Потому, что испанцы отлетав какой-то срок, направляли следующую партию пилотов. Всего было 5 испанских "волн" в составе 15-й эскадрильи (потом она вновь стала немецкой). У пилотов и наземного персонала все было не так, как у пехоты. Их не выбивали "в ноль", утилизируя "ненужных" на родине. Испанцы готовили кадры для своих ВВС, попутно, отдавая ". союзнический долг"

-3

После двух месяцев обучения летчики и наземный персонал получили 12 самолетов Bf 109 D. 1 октября эскадрилья была переброшена на аэродром Мошна. Здесь эскадрилья получила 5 самолетов Bf.109 E-7 и была включена в состав авиации как 15.(Span.)/JG27. Испанцы оставили красивые мемуары о своих подвигах, но...

В первый же день эскадрилья потеряла самолет (летчик не отследил уровень топлива и разбился) Боевой дебют испанцев на востоке тоже оказался неудачным. 2 Октября их четвёрка атаковала группу бомбардировщиков ДБ-3, которых прикрывали И-16. Советские истребители смогли не просто отстоять своих подопечных, но и сбили одного из лучших лётчиков 15-й "испанской" Луиса Алькосера Морено-Абелья, который за время гражданской войны выполнил 182 боевых вылета и уничтожил 5 самолётов. Он попытался посадить изрешечённый "Мессер", но потерпел катастрофу и погиб. Однако уже через 2 дня на счету эскадрильи появились и первые победы. Командир подразделения Анхель Салас Ларраеабаль в одном бою сбил Пе-2 и И-16. Потом еще три машины не вернулись с задания.

11 ноября 1941 гда эскадрилья был полностью "пересажена" на "эмили" Bf.109 E-7 и количество самолетов (за счет пополнения) увеличилось до 14. Но ненадолго. Эскадрилья несколько раз меняла аэродромы, но 13 декабря 1941 года сразу шесть машин были разбиты в результате бомбового удара советской авиации. Потому 15 декабря 1941 года оставшиеся машины перелетели на на аэродром Дугино. Эскадрилья действовала на фронте до марта 1942 года, после чего испанцы вернулись домой. Из этой "смены" не вернулись пятеро испанцев.

Формирование 2-й экспедиционной эскадрильи было начато 6-го февраля 1942-го года на авиабазе в Мороне. В состав эскадрильи вошло 19 человек лётного состава и около 100 человек наземного персонала.

В марте 1942 года старую эскадриль сменила новая, вновь сфоормированная на самолетах Bf.109 E-7, которые испанцы использовали до октября 1942 года, постепенно, (по мере восполнения потерь новыми самолетами) меняя их на модификацию F-2. До 2-го марта эскадрилья прошла курс обучения и боевого слаживания на испанских авиабазах Морон и Таблада, после чего ее личный состав был переброшен немецкой транспортной авиацией на аэродром Орёл-Восточный.

В июле 1942 года номер эскадрильи поменялся, ее переименовали в 15.(span.)/JG.51. (командир- майор Julio Salvador Diaz-Benjumea, который командовал до декабря 1942 года),

-4

В декабре 1942 года испанцы вернулись домой (но далеко не все, где-то были потери пилотов, долго искать). По самолетам получается так: июль к 13 самолетам эскадрильи добавились пять Bf 109F-2 (из ремонта), но выбыло 7 самолетов. Август к 11 добавились два, потерян один. Сентябрь потерян 1 самолет. В октябре 1942 года добавились 5 самолетов Bf 109F-2, стало всего 15 в ноябре добавились два самолета, потерян один. В декабре при пересменке было 16 самолетов, но за месяц получено пять, выбыло 7. Таким образом видно, что испанцы постоянно несли потери. В декабре в эскадрилье поменялся командир

Испанский Bf 109F-2
Испанский Bf 109F-2

3-я экспедиционная эскадрилья была сформирована в сентябре 1942-го года на авиабазе Таблада (в составе эскадрильи было 20 человек лётного и около 100 технического состава). До октября 1942-го года эскадрилья проходила курс обучения в Испании, после чего была переброшена во Францию, где до ноября 1942-го года осваивали технику. В декабре 1942-го года личный состав эскадрильи переброшен на аэродром Орёл-Восточный в распоряжение 51-й истребительной эскадры.

С апреля 1943-го года эскадрилья начала перевооружение на истребители FW-190A-4 (получено сразу 10 штук). 3-я эскадрилья действовала на советско-германском фронте до июля 1943-го года. Ветераны этой эскадрильи очень сильно хватаются своими победами, но, по факту, они потеряли 7 пилотов.

-6

Формирование 4-й экспедиционной эскадрильи было начато в апреле 1943-го года на авиабазе Алькала-де-Энарес (в состав эскадрильи вошло 20 лётчиков и около 100 техников). В мае эскадрилья была переброшена на авиабазу Коломье во Франции, где прошла курс переучивания на истребители FW-190. В июне эскадрилья была переброшена на территорию СССР, где получила истребители FW-190A-8. Потери этой "партии" испанского "пушмяса" составили 7 пилотов и ещё три были тяжело ранены – 50% от общей численности части.

Я не разбираю подробно бои и потери советской авиации в боях с испанцами (коллеги сделали это за меня, с лучшим качеством (они больше в теме). По факту, их заявленные "победы" можно спокойно делить на три. Очень много самолетов потеряно в авариях (например, в марте 1943 года 9 самолетов испанцы просто разбили в авариях (ну, если верить донесениям). После поражений немцев в Тунисе, под Курском, на Сицилии и в особенности после капитуляции Италии Франко пришлось постараться, чтобы не пойти на дно вместе с Третьим рейхом. 10 октября 1943 года он снова публично заявил о нейтралитете Испании, а 12 октября отдал приказ об отзыве испанских добровольцев на родину. 18 октября начался отвод в тыл подразделений «Голубой дивизии», но вскоре выяснилось, что достаточно большое число солдат и офицеров хотело бы продолжать сражаться, поэтому командование дало добро на создание испанского добровольческого легиона (Legión Española de Voluntarios), иначе «Голубого легиона» (Legión Azul) – части полкового уровня, которая была сформирована 17 ноября и через месяц вернулась на фронт. Командование испанских ВВС вообще не собиралось пока отзывать свою эскадрилью и даже продолжало набирать добровольцев для её следующего состава.

Формирование 5-й экспедиционной эскадрильи (под началом команданте Хавьера Мурсия-Рубио Javier Murcia Rubio) было начато в октябре 1943-го года на авиабазе Алькала-де-Энарес (в состав эскадрильи вошло 20 лётчиков). В ноябре 1943-го - январе 1944-го года лётный и технический состав эскадрильи прошёл курс обучения на немецких авиабазах во Франции Сен-Жанд и Бержерак. Личный состав проходил обучение на истребитель FW-190, что вызвало проблемы по прибытию эскадрильи в Бобруйск (в распоряжение 27-й истребительной эскадры) - там были получены истребители Ме-109G-6. К моменту прибытия эскадрильи, правительство Испании уже приняло решение об отзыве своих военных с советско-германского фронта, по этому участие 5-й эскадрильи было крайне непродолжительным - с 6-го по 23-е февраля. Но даже за этот короткий период они потеряли 2 самолета и одного пилота.

В конечном итоге 23 февраля "гастроли" испанцев закончились (и очень вовремя).