Найти тему
Extreme Sound

Крис Сквайр: личные воспоминания

Автор и радиоведущий Джон Киркман работал с Yes и, в частности, с Крисом Сквайром над различными проектами. В этой статье он делится своими личными воспоминаниями о покойном басисте.

Британский бас-гитарист, сооснователь прог-рок-группы Yes. Он был самым долголетним оригинальным участником группы, оставаясь в ней до самой смерти и участвуя в каждом студийном альбоме, выпущенном с 1969 по 2014 годы.
В 2020 году занял 18-е место в списке 50 величайших басистов всех времён по версии Rolling Stone.
Британский бас-гитарист, сооснователь прог-рок-группы Yes. Он был самым долголетним оригинальным участником группы, оставаясь в ней до самой смерти и участвуя в каждом студийном альбоме, выпущенном с 1969 по 2014 годы. В 2020 году занял 18-е место в списке 50 величайших басистов всех времён по версии Rolling Stone.

Узнав о кончине Криса Сквайра , я, конечно же, был невероятно опечален. Я знал, что Крис серьёзно болен, и, как и многие, надеялся на лучшее, но опасался худшего. К сожалению, худшее случилось в тот день, и, как скажут вам многие, даже когда ты чего-то ожидаешь, это всё равно может стать страшным ударом.

Если честно, мне до сих пор трудно смириться с тем, что Криса больше нет с нами. Я был его преданным поклонником с тех пор, как впервые увидел его на The Old Grey Whistle Test, где транслировался концерт Yes в лондонском клубе Rainbow. С тех пор моя жизнь, связанная с Крисом, прошла путь от фанатской до профессиональных отношений: я работал и с Yes, и с Крисом над несколькими проектами.

Моё первое воспоминание о Крисе Сквайре относится к 14 годам, когда, как я уже упоминал, я смотрел специальный выпуск The Old Grey Whistle Test, в котором Yes выступали вживую в клубе Rainbow. Я был очарован не только Крисом, но и всей группой. Однако я сразу заметил, что у Криса невероятный звук — совсем не такой, как у обычного баса. Впрочем, Yes и не звучали как обычная рок-группа. Причина, по которой я сосредоточился именно на басе, была проста: я и сам был басистом, хотя, когда я говорю "басист", я имею в виду это в самом широком смысле!

Прошло чуть больше года, и к тому времени я уже приобрёл все альбомы Yes, выпущенные на тот момент, и у меня был билет в ливерпульский театр Empire на их концерт, где они должны были исполнить свой новый опус "Tales From Topographic Oceans". Yes, не нуждавшиеся в разогреве, вышли на сцену под бурные овации и начали играть "Close To The Edge" — всё шло хорошо.

Затем они перешли к новой музыке — вышеупомянутым "Tales From Topographic Oceans". Каким бы гениальным ни казался этот альбом моим 15-летним ушам, возможно, это было слишком для одного раза. И именно так всё и было, потому что группа, в отличие от многих в то время, играла весь альбом от начала до конца. Само по себе это было бы неплохо, если бы не одна проблема: из-за неполадок альбом не успели выпустить к началу тура. Я сидел и думал: "Когда же они сыграют что-нибудь знакомое?" С тех пор, конечно, этот альбом занимает одно из первых мест в моём списке любимых пластинок.

Я рассказал Крису Сквайру свои мысли об этом концерте 1973 года в ноябре 2006 года, когда мы сделали перерыв во время съёмок интервью для переиздания "Fish Out Of Water". Он расхохотался и сказал: "Да, иногда у нас не получалось сделать всё как надо, да и сейчас не всегда получается!".

Я продолжал следить за Yes, покупая альбомы, читая статьи в журналах и наблюдая за всеми перипетиями с приходом и уходом участников. К 1980 году Yes не только выпустили новый альбом, но и радикально изменили состав: Джон Андерсон и Рик Уэйкман отправились на вольные хлеба.

Однако казалось, что группа по-прежнему находится под руководством Криса Сквайра, чьё присутствие ощущалось ещё сильнее. Мне посчастливилось тогда каким-то образом пробраться за кулисы, чтобы встретиться с ними. Все участники группы были очень дружелюбны, но именно Крис подошёл ко мне, пожал руку и сказал: "Привет, я Крис". За прошедшие годы я много раз видел, как Крис знакомится с людьми.

С годами мне довелось поработать со многими группами, а также на радиостанциях, где я вёл передачи, и мне всегда нравилось общаться с Yes, и в частности с Крисом, который, казалось, был не прочь давать интервью. Крис всегда был очень честен и в отличие от некоторых групп никогда не жаловался на тех, кто ушёл из группы. Он считал всех участников группы, как бывших, так и настоящих, частью единого целого — Yes. Также, в отличие от многих групп, вы никогда не увидите, чтобы Крис Сквайр вступал в мелкие перепалки в прессе или в Интернете. Он обладал невероятной порядочностью и никогда не выносил сор из избы — то, что вызывало у меня огромное уважение.

К 2006 году я уже работал с несколькими участниками Yes, как нынешними, так и бывшими, над DVD-проектами, бокс-сетами и турами, но для меня было огромной радостью — не говоря уже о чести — получить предложение провести видеоинтервью с Крисом для переиздания "Fish Out Of Water".

Как ни странно, вода сыграла большую роль в тот день, поскольку съёмки должны были проходить в квартире Криса в Челси, и мне пришлось пройти весь Кингс-роуд под проливным дождём. Когда я вошёл в гостиную, Крис вошёл, одетый в банный халат. "Извини, Джон, я немного опаздываю", — сказал он. (Ничего не меняется!) Он рассмеялся над моим жалким видом и спросил: "Дождь идёт? Можешь воспользоваться моим феном, если хочешь".

Интервью, которое мы сняли в тот день, впоследствии вошло в переиздание "Fish Out Of Water", куда также вошли ремастированная версия оригинального альбома и бонусный DVD с двумя промо-роликами на песни "Hold Out Your Hand" и "You By My Side". Будучи большим поклонником "Fish Out Of Water", я был невероятно рад поговорить с Крисом об этом альбоме, а также узнать много нового, о чём ни я, ни многие другие поклонники раньше не знали.

Чего, пожалуй, никто не знал в то время, так это того, что Крис был сессионным музыкантом на тех самых альбомах "Top 20 Hits", которые продавались в магазинах Woolworths. Мысль о том, что Крис Сквайр играл на песнях, прославленных такими группами, как Amen Corner, позабавила не только меня, но и его самого. Он с большим удовольствием рассказывал мне, что любил делать басовые партии немного сложнее, чем они были изначально, а также о том, что получал за эти сессии по 50 фунтов. По многим причинам видеоинтервью для "Fish Out Of Water" останется одним из моих любимых воспоминаний о Крисе Сквайре.

После видеоинтервью мы с Крисом устроились поудобнее для долгой беседы о Yes, и разговор, который я записал в тот день, в итоге вошёл в мою книгу интервью Yes. Мы говорили о Yes с самого начала и до настоящего времени, которое на тот момент ознаменовалось для группы творческим отпуском — Крис был полон решимости это изменить, и изменить как можно скорее. У него были планы на гастроли, даже если для этого придётся использовать разные составы, поскольку некоторые участники не хотят гастролировать так часто.

Я всегда считал, что баланс сил в Yes был распределён между Джоном Андерсоном и Крисом, но из этого интервью и многих последующих разговоров у меня сложилось впечатление, что на самом деле чаша весов склонялась в сторону Криса. Последующие события подтвердили это, и теперь, оглядываясь назад, становится ясно, что именно Крис был движущей силой группы. Это ни в коей мере не умаляет заслуг других участников, но определённо создавалось ощущение, что именно Крис Сквайр вёл Yes за собой. Я также понял, что Крис очень комфортно чувствует себя в роли лидера группы, и его миссией было сохранить Yes во что бы то ни стало. Даже после смерти он хотел, чтобы они продолжали играть.

Джон и Крис на съемках "Fish Out Of Water", ноябрь 2006 года.
Джон и Крис на съемках "Fish Out Of Water", ноябрь 2006 года.

После тех интервью в квартире Криса в ноябре 2006 года я брал у него ещё много интервью, вплоть до выхода последнего альбома "Heaven & Earth" в 2014 году. Чаще всего, если мне звонил Крис, он всегда опаздывал и всегда начинал разговор одинаково. "Привет, Джон, извини, что опоздал", — говорил он, а затем рассказывал, что именно заставило его опоздать. Он всегда был невероятно интересным и невероятно обаятельным собеседником.

Крис Сквайр
Крис Сквайр

Отношение Криса ко времени всегда было, скажем так, особенным. "Опоздание" в понимании Криса не имело ничего общего с временными рамками других людей, и я убедился в этом, когда ждал Криса на видеоинтервью на борту лайнера Cruise To The Edge в 2014 году. Конечно же, он появился с широкой улыбкой на лице, как всегда дружелюбный и как всегда виноватый. Я до сих пор улыбаюсь, когда вспоминаю эту улыбку — этот человек не мог не очаровывать.

У меня остались прекрасные воспоминания о последних годах, проведённых с Крисом и Yes. Мне посчастливилось поработать с группой в Америке и на мероприятиях Cruise To The Edge в 2013 и 2014 годах. В обоих случаях меня поражала способность Криса находить общий язык с поклонниками — он всегда был рад сфотографироваться с ними, дать автограф, и у него всегда находилось время, чтобы поговорить. В отличие от многих рок-музыкантов, которые иногда прячутся от своих поклонников, Крис был рад встречаться с ними и общаться. Я лишь жалею, что, несмотря на разговоры о новой встрече для записи интервью в студии для 5.1-ремикса "Fish Out Of Water", этого так и не случилось.

Я начал этот рассказ с того, что был поражён игрой Криса на бас-гитаре, поскольку сам был басистом. Конечно, сейчас я не питаю иллюзий по поводу своих способностей, но меня до сих пор поражает талант Криса на его любимом инструменте. Такого басиста, как Крис Сквайр, никогда не было и, пожалуй, больше не будет. На чём бы ни играл Крис, это всегда звучало как Крис Сквайр. Несмотря на то, что многие ассоциировали его с бас-гитарой Rickenbacker, это мог быть и Fender, и даже бас-гитара, сделанная на заказ, но вы всегда знали, что это Крис.

Могу добавить, что он играл невероятно громко. Этот человек мог обрушить на ваши уши горы, в чём я убедился однажды вечером на саундчеке в Манчестере, когда стоял прямо перед басовой установкой Криса. Группа репетировала "Machine Messiah" в пустом зале Manchester Apollo, а меня пригвоздило к задней стене! Невероятный звук, который практически определил целое поколение прогрессивного рока.

Крис Сквайр
Крис Сквайр

Один из последних вопросов, который я задал Крису в далёком 2006 году, касался наследия и творчества Yes. Он ответил: "Да, это целое наследие, и я не уверен в точных цифрах — думаю, за свою карьеру мы продали около 50 миллионов альбомов, включая переиздания, что весьма неплохо, и я просто рад, что мы дожили до этого момента. Уверен, что в этом [2007] или 2008 году состоятся концерты Yes с Риком, Джоном, Стивом, Аланом и мной. Возможно, появится и альтернативная версия Yes, если кто-то не захочет работать так же много, как другие. Нам нужно придумать новый формат концертов Yes, но я уверен, что группа продолжит своё существование".

В заключение хочу сказать, что я, как и миллионы поклонников Yes по всему миру, буду скучать по невероятному таланту Криса Сквайра как музыканта и композитора. Лично я буду оплакивать этого человека, потому что, хотя за последние 40 лет я брал интервью и работал со многими музыкантами, таких, как Крис Сквайр, больше не было, и я, безусловно, буду скучать по его удивительным историям.