Не хочу преувеличивать, но многие споры о музыке, какими бы мелкими и незначительными они ни казались со стороны, на самом деле повторяют путь древних философских диспутов. И один из излюбленных вопросов - существует ли объективно хорошая или плохая музыка? Я твёрдо убеждён, что нет.
Проблема в том, что это затрудняет критику вкусов людей, покупающих самые популярные альбомы всех времён. И если саундтрек к «Титанику» или альбом Селин Дион вряд ли кто-то назовёт величайшими, то вот два хард-рок альбома - Appetite For Destruction от Guns N' Roses и Back In Black от AC/DC - не только продались тиражом более 60 миллионов копий, но и часто упоминаются как лучшие в своём жанре.
И вот тут у нас проблема.
Welcome to the Jungle: сомнительный гимн бунта
Ярче всего эта проблема проявляется в первой же песне альбома - Welcome To The Jungle. Её часто называют «взрывной», «тревожным звонком», «шокирующей» и хвалят «пронзительный вокал» Эксла Роуза. Welcome To The Jungle считается одним из поворотных моментов в музыке 80-х.
Однако, если абстрагироваться от этого ореола легендарности, то перед нами шаблонный хард-рок. Песня настолько бессмысленная и неприятная, с её хвастовством в стиле мачо, что её даже использовали американские военные во время вторжения в Панаму в 1989 году, чтобы выжить Мануэля Норьегу. Другими словами, Welcome To The Jungle настолько ужасна, что заставляет диктаторов покидать свои посты.
It’s So Easy, пожалуй, ещё хуже, за исключением бриджей, где Эксл решает петь, а не читать рэп загробным голосом. Эти моменты демонстрируют мелодический потенциал группы, но в остальном песня совершенно непримечательна.
Незапоминающиеся риффы и скучные куплеты
Как ни странно, то же самое можно сказать и о многих других песнях альбома. Учитывая репутацию Слэша как одного из выдающихся гитаристов современности, поражает то, как мало здесь по-настоящему запоминающихся песен.
За исключением Paradise City, Sweet Child O’Mine и Mr. Brownstone, на альбоме практически нет ярких моментов. Mr. Brownstone с его хриплым полурэпом Эксла и коротким, но цепляющим припевом - один из немногих случаев, когда Слэш пытается сделать соло гармоничным, а не просто вставить его в полуфабрикат песни.
Mr. Brownstone также подчёркивает часто недооцениваемую силу Guns N' Roses - присутствие Иззи Стрэдлина и Даффа Маккагана. Ритм-секция группы не раз спасала её от худших проявлений музыкальных излишеств. Даже в самые неудачные моменты альбома (например, Out Ta Get Me) заметно, как Стрэдлин задаёт песне импульс, давая ложную надежду, что это будет не очередной забег по хард-рок штампам.
Paradise City и Sweet Child O'Mine: проблески гениальности
О Paradise City написано всё, что только можно, и большая часть этого - правда. Это, бесспорно, одна из самых грандиозных и популярных хард-рок песен всех времён. Сочетание одного из лучших риффов группы, умения Эксла щеголять и двух минут чистого, незамутнённого безумия в конце делают её, возможно, лучшими шестью с половиной минутами за всю карьеру группы.
Между ней и сдержанной, но покоряющей Sweet Child O’Mine расположились My Michelle и Think About You, которые проигрывают им по всем статьям. Think About You, несмотря на неожиданное появление чего-то похожего на синтезатор, страдает от той же проблемы неуместного соло Слэша. Что уж говорить о My Michelle, которая поначалу звучит так, будто Guns N' Roses решили погрузиться в интроспекцию под ненавязчивый ритм гитары Стрэдлина, пока Эксл не начинает петь о том, как его папа снимается в порно, а мама умерла от героина. Многие хвалят Appetite For Destruction за реалистичное отображение жизни в некоторых районах Лос-Анджелеса, но тексты Эксла на этом альбоме часто становятся повторяющимися, теряя даже ту шокирующую ценность, которой они, возможно, когда-то обладали.
Вокал Эксла Роуза: на любителя
Нельзя не признать, что мое восприятие этого альбома сильно зависит от манерой пения Эксла Роуза - самого противоречивого элемента музыки Guns N' Roses. Иногда его вокал становится терпимым благодаря качественной музыке, которая маскирует все его недостатки. Но без поддержки группы, играющей на пике своих возможностей, его вокал часто режет слух, делая прослушивание Appetite For Destruction целиком довольно тяжёлым испытанием.
Сам альбом, однако, завершается на сравнительно сильной ноте благодаря Rocket Queen, хотя предшествующие ей You’re Crazy и Anything Goes заставляют задуматься о том, чтобы вернуть пластинку в магазин. You’re Crazy интересна лишь тем, что в ней Эксл умудряется ныть, как ребёнок, лишённый сладкой ваты, что совершенно не вяжется с его тщательно выстроенным образом на остальных песнях.
Rocket Queen, несмотря на знаменитый «оргазменный» вставки, которые звучат настолько же пошло, насколько это кажется на бумаге, является одним из самых удачных экспериментов группы. На фоне унылой, бессмысленной природы половины песен на этом альбоме Rocket Queen выглядит настоящим праздником.
Переоценённая классика?
Appetite For Destruction, возможно, не самый переоцененный альбом среди любителей музыки, но он определенно заслуживает места в списке претендентов. На альбоме есть три песни, которые могут хоть как-то оправдать феноменальные продажи и восхищение критиков. Остальные же девять песен - это то, что можно услышать на шестом или седьмом альбоме хард-рок группы, давно прошедшей свой пик.
Не живя в Соединённых Штатах в 1987 году, я не могу судить о том, какое культурное значение имел Appetite For Destruction. Но, с музыкальной точки зрения, я совершенно не понимаю, почему он до сих пор часто фигурирует в списках лучших альбомов всех времён.