На пике популярности Guns N' Roses называли «самой опасной группой в мире». Но к середине 90-х, пережив излишества 80-х и больше взлетов и падений, чем Гималаи, они выпустили всего три с половиной альбома с оригинальным материалом. Участники группы оказались втянутыми в различные личные - и межличностные - неурядицы, и Guns N 'Roses стали восприниматься не более чем сборищем. В результате их творческая деятельность застопорилась на 15 лет.
Когда-то все было совсем иначе.
Появившись в то время, когда в чартах доминировали пресные танцевальные и попсовые мелодии, Guns N' Roses стали настоящим ураганом захватывающего, подпитываемого наркотиками гедонизма. Это произошло в 1987 году с выпуском Appetite For Destruction: возможно, одного из величайших дебютных альбомов - не говоря уже об одном из величайших рок-альбомов - всех времен.
До этого они прошли непростой путь объединения. Слэш прослушивался в Poison и раннюю версию GN'R; друзья детства Иззи Стрэдлин и Эксл Роуз играли в ранних LA Guns. Вместе они стали Guns N' Roses.
Они не сдавались, получили свой шанс на Сансет Стрип и воспользовались им. Мини-альбом 1986 года Live ?!*@ Like A Suicide привлек внимание британских журналов, в том числе Metal Hammer. В июне 87-го они отыграли три знаменитых концерта в лондонском клубе Marquee, а в октябре того же года гастролировали с Faster Pussycat, выступив хедлайнерами в Hammersmith Odeon. Напряженная, подтянутая и мускулистая - полная злых гедонистических гимнов в одну минуту, способная на потрясающую чувствительность в следующую - именно мощная баллада, после того как сингл Sweet Child O'Mine взлетел в чартах, окончательно закрепила за ними статус звезд.
Эти пятеро молодых рок-сорвиголов, способные на зажигательные живые выступления, действительно жили так, как пели. Их окружали истории о разврате, и те, кто был достаточно близок, знали, что это не просто шумиха. Они были новыми спасителями метала, гастролировавшими с Aerosmith и Mötley Crüe.
Первые признаки того, что дела идут наперекосяк, появились с выпуском GN'R Lies, не в последнюю очередь из-за дико неуместной One In A Million - послушайте этот текст сейчас и постарайтесь не поморщиться. Затем барабанщик Стивен Адлер был уволен за то, что - что удивительно - принимал слишком много наркотиков. Затем долгожданное продолжение Appetite..., Use Your Illusion, вышло в виде двух отдельных томов, намекая на раздутые и снисходительные идеи. Гитарист Стрэдлин ушел, его заменил Гилби Кларк, а тур с Metallica закрепил за группой репутацию непредсказуемой машины противоречий.
Выпущенный в 1993 году альбом панк-каверов The Spaghetti Incident? был в лучшем случае небрежным - и вряд ли это была та пластинка, которая могла бы удержать флаг группы в стиле глэм/трэш-метал на высоте перед лицом натиска Nirvana. Истерики Роуза испытывали терпение публики и критиков всего мира. Но больше всего от этого страдали его коллеги по группе. Один за другим они уходили, чтобы работать над множеством сольных проектов, оставляя затворника Роуза окружать себя кучей неизвестных музыкантов и сессионщиков. В конце концов, в 2008 году, мы получили Chinese Democracy, альбом GN'R, который многие считают таковым только по названию.
Долгое время появление Velvet Revolver, с барабанщиком Мэттом Сорумом вместе со Слэшем и Даффом Маккаганом, было самым близким к полноценному воссоединению Guns. Но, как всегда, слухи работали без остановки, и со временем стало казаться, что в этих слухах что-то есть.
В 2016 году было объявлено, что Слэш и Маккаган вернулись в строй, а это означало, что 3/5 классического состава воссоединились. Для большинства это было достаточно близко к оригиналу.
Перенесемся в наши дни: группа все еще находится в туре Not In This Lifetime. Слухи о новом студийном альбоме ходили с момента их воссоединения, а в мае 2019 года Слэш подтвердил, что работа над новой записью ведется. Ждать ли нам еще 15 лет - никому неизвестно.
Пока этот альбом не появится на свет, нам придется довольствоваться тем, что у нас есть. Вот наш подробный путеводитель по всем альбомам Guns N' Roses.
Appetite For Destruction (Geffen, 1987)
Это альбом, который создал Guns N' Roses. Он также помог сформировать тот рок-ландшафт, который мы видим сегодня. И он подарил нам группу, которая одним махом переосмыслила, что такое рок-н-ролл в те дни, когда еще не было Nirvana. Уличная буря, состоящая из равных частей Rolling Stones, AC/DC и Aerosmith, любовь участников к Hanoi Rocks придала им глэм-оттенок, но под всем этим скрывался ненасытный голод, который был попросту опасен. Секс, наркотики и рок-н-ролл - вот из чего состояли Guns N' Roses, записавшие Appetite For Destruction.
Альбом сразу же вызвал споры, когда MTV пожаловался на обложку - творение художника Роберта Уильямса, изображавшее робота-насильника, готовящегося встретить свою металлическую смерть, было заменено изображением креста и пяти черепов, представляющих пятерых участников группы. Appetite... очень успешен, потому что он очень реален. Горечь и ненависть к собственной среде обитания, которые можно найти в таких песнях, как пропитанная героином Mr. Brownstone ("Я встаю около семи / встаю с постели около девяти"), мольба о чем-то лучшем в Paradise City ("Капитан Америка разорван на части / он - шут гороховый с разбитым сердцем") и мрачная паранойя Out To Get Me - все это реально. Но, будучи пронизанным врожденным чувством музыкальной перспективы и скрепленным чуть ли не кровью (в случае с наркоманами группы), это рок-н-ролл в его чистом и наиболее действенном виде.
Дело было не только в суровой реальности. Эти пятеро молодых людей умели писать убойные рок-песни, а главное - исполнять их на сцене с пугающей самоотдачей. Дрожащий крик падальщика в открывающем треке Welcome To The Jungle, незамысловатая It's So Easy и бьющая наотмашь Rocket Queen - все это из лучших образцов хард-рок-песен. И все же в мегахите Sweet Child O'Mine Эксл демонстрирует безошибочную чувствительную сторону, которая еще больше проявится позже. Все пятеро музыкантов на высоте, выдавая ядовитый напор.
Грязный, пугающий, но бесспорно великий хард-рок-альбом, обладающий горько-сладким очарованием и ужасающим жалом, которые во многом напоминали героин, который участники группы вкалывали себе в вены. И он был таким же захватывающим.
GN'R Lies (Geffen, 1989)
"Полицейские и ниггеры, это верно, убирайтесь с моего пути", - пел Эксл в One In A Million - и это было еще до того, как вы добрались до гомофобных оскорблений и выпадов в адрес иммигрантов. Сентиментальная Patience, возможно, и стала большим хитом, но именно эта песня попала в заголовки газет. В 2020 году этого было бы достаточно, чтобы положить конец карьере, но в конце 80-х? Не совсем.
Кипящая ярость и паранойя, скрывавшиеся под поверхностью многих песен на Appetite For Destruction, взорвались в этой песне, привлекая к себе то внимание прессы, которого большинство групп не хотело бы - но которое все больше становилось нормой для GN'R.
Целая сторона этого промежуточного мини-альбома состояла из концертных треков с редкого теперь Live ?!*@ Like A Suicide, включая дикие каверы на Nice Boys Rose Tattoo и Mama Kin Aerosmith. Акустическая сторона показала другую, прекрасную сторону группы, но, увы, именно на One In A Million Эксл подошел ближе всего к краю пропасти. Были ли это его собственные мысли или слова персонажа, имевшего отношение к тому мальчику, которым он был когда-то? Решать вам.
Use Your Illusion I (Geffen, 1991)
К моменту выхода в сентябре 1991 года оба тома Guns N' Roses Use Your Illusion стали самым ожидаемым продолжением дебюта, которое только может вспомнить наш затуманенный разум.
Как и положено самой большой группе в мире, Guns N' Roses подошли к делу с размахом. Некоторые могут сказать, что слишком большим, поскольку раздутость Use Your Illusion отчасти оттолкнула людей от группы - хотя в случае с Роузом это было несложно.
Это правда, что из обоих томов можно было бы составить убойный альбом - возможно, не уступающий дебютному - но первый из двух томов (он же красно-желтый) подчеркивал все то, что было не так с группой, что в конечном итоге и разрушило ее. Медленные рокеры Слэша и Иззи диссонируют с экстравагантными идеями Эксла, который видел себя не то королевой, не то Элтоном Джоном. Видео на November Rain, кто-нибудь? Иногда это срабатывало, но чаще всего - нет.
Use Your Illusion II (Geffen, 1991)
Выпущенный одновременно с Use Your Illusion I в сентябре 1991 года, второй из двух релизов (он же сине-фиолетовый) возможно, и не был таким же драйвовым, но его разнообразие доказывало, что у него есть своя собственная изюминка.
Если первый диск показывал группу, разрывающуюся между тем, что у нее получалось лучше всего (блюзовый хард-рок) и тем, чего хотел ее вокалист (Элтон Джон встречает Queen), то здесь они казались успокоившимися.
Правда, Civil War и Estranged претендуют на звание эпических, но You Could Be Mine и Pretty Tied Up - два лучших рокера с обоих альбомов. Knockin' On Heaven's Door Боба Дилана провалилась в студии (вживую такого никогда не было), а Get In The Ring - это звук взрослого мужчины, выбрасывающего свои игрушки из коляски. Тем не менее, на этом альбоме определенно были свои моменты.
The Spaghetti Incident? (Geffen, 1993)
Если это была шутка, то не очень смешная - впрочем, Guns N' Roses редко бывали смешными. Скорее всего, это была попытка показать, что Guns N' Roses на самом деле были панк-группой перед лицом гранжа Nirvana, а не глэм-металлистами, поклоняющимися Hanoi Rocks, какими они были на самом деле.
Все началось с мини-альбома с каверами на Iggy & the Stooges (Raw Power) и The Damned (New Rose), но затем он был расширен до полноформатного альбома с добавлением решительно не панковских Hair Of The Dog Nazareth и Since I Don't Have You The Skyliners.
Добавление Look At Your Game Girl Чарльза Мэнсона в качестве бонус-трека было таким же ляпом, как и One In A Million. Они звучали скорее как раздутая арена-рок-группа, вспоминающая старые любимые песни и плохо их исполняющая. Оглядываясь назад, вероятно, даже сами участники группы согласились бы с тем, что Appetite For Destruction был более панковским явлением, чем это.
Live Era ‘87-‘93 (Geffen, 1999)
К 1999 году Guns N' Roses, которых большинство людей любили, были уже далеко в прошлом. Пройдет еще два года, прежде чем новый рок-н-ролльный цирк Эксла отправится в путь, хотя даже тогда сообщения о якобы неудачной пересадке волос Эксла затмили собой любые музыкальные достижения группы в новом составе.
К сожалению, для группы, чьи живые выступления когда-то были предметом зависти практически любой рок-группы на планете, этот - единственный официальный концертный альбом Guns N' Roses на сегодняшний день - не оправдывает тех ожиданий, которые когда-то могла оправдать сама группа.
Основная проблема заключалась в широком временном разбросе материала. К 1993 году Guns N' Roses были бледной тенью той злой, голодной группы 1987 года, которая разорвала в клочья мир рока. Нельзя придраться к выбору материала, вплоть до гремящей Pretty Tied Up из Use Your Illusion II, но более поздние вещи скучны. Тем не менее, все доказательства того, что могло бы быть, здесь есть.
Chinese Democracy (Geffen, 2008)
Нужно было увидеть это своими глазами в магазинах, чтобы поверить. Спустя 15 лет, 13 миллионов долларов, череду меняющихся участников и такое количество фальстартов, что это стало мифом в мире рока, Chinese Democracy, долгожданный новый альбом Guns N' Roses, наконец-то увидел свет.
Спустя почти два десятилетия после выхода Use Your Illusion I и II, он стал первым новым студийным альбомом GN'R для целого поколения рок-фанатов и означал, что Эксл Роуз наконец-то сможет ответить на вопросы, которые преследовали его все эти годы, проведенные вдали от музыки. Вопросы вроде: кто, черт возьми, на нем играл? Как звучит альбом Guns без Слэша? И, самое главное, оправдает ли он 15 лет ожиданий и споров?
После выхода альбома рецензии были весьма неоднозначными. Rolling Stone охарактеризовал Chinese Democracy как "великолепный, дерзкий, безумный и бескомпромиссный хард-рок-альбом", поставив ему 4 звезды из 5. The Guardian дал ему твердые, но не впечатляющие 3 звезды, заявив, что он "носит свое мучительное рождение как знак отличия". Многие были менее добры: Pitchfork разгромил альбом, назвав его "прозаическим разочарованием", в то время как Metal Hammer поставил пластинке жалкие 5/10, прямо спросив: "Где же развязность? Где опасность?".
И все же ясно одно: на Chinese Democracy определенно есть отличные песни. Better и заглавный трек по праву остались в сет-листах GN'R после того, как Слэш и Дафф вернулись в строй, Sorry - чудесная меланхоличная смесь бунтарского кантри и обреченных риффов, а There Was A Time - это эпопея, достойная группы, подарившей нам November Rain и Estranged. Классический альбом Guns N' Roses? Нет, но где-то, подозреваем, существует параллельная вселенная, где Эксл выпустил это как сольный альбом, и он был встречен более открытыми объятиями.