Как писатель-фантаст прославившийся в будущем автор «Лунной Радуги» Сергей Павлов состоялся еще в 1965 году, когда в региональном красноярском журнале «Енисей» была опубликована совместная его с известным тогда фантастом Николаем Шагуриным повесть «Аргус против Марса». Однако книжный вариант этой повести появился только два года спустя в региональном красноярском издательстве, потом в том же издательстве в 1975-м последовало еще одно книжное издание, и на этом публикации этого раритета закончились, причем не только в СССР, но и в постсоветской России. О зарубежных выпусках мне ничего неизвестно, да и вряд ли они были, учитывая крайне антизападную идейную составляющую этого произведения.
Как я уже писал в других своих публикациях, вся «хрущевско-оттепельная» советская фантастика полностью закончилась во второй половине 60-х, когда в связи с новой брежневской внешней политикой потребовалось прекратить распространение в советской прессе всяких памфлетов, нацеленных против Запада. И особенно много такого «памфлетного творчества» расплодилось в «хрущевской» фантастике. В 50-60-е существовала даже мода на разоблачение не просто иностранных шпионов, пытающихся воровать в СССР секреты и совершающих крупные диверсии против экономики первого в мире социалистического государства, но и всяких капиталистических клик, орудующих руками западных спецслужб под прикрытием в основном американской «военщины» и правительства.
А наш любимый товарищ Брежнев, как известно, начал замирение с Западом, и поэтому критика оппонента с этих пор стала нежелательна. Как итог – совершенное исчезновение из сюжетов научно-фантастических произведений всяких масштабных, хоть и тайных нападений капиталистов на СССР. В повествованиях остались лишь шпионы, действовавших даже не по указке ЦРУ, а в интересах каких-то мутных частных структур. Ну, а всякие западные изобретатели-одиночки, которые до этого появлялись во множестве сюжетов со своими средствами, способными уничтожить мир, исчезли как дым.
Однако случались и рецидивы, немного, правда, но «старосветские» сюжеты нет-нет, да и проникали в прессу, правда, в основном в региональных издательствах. Так, например, в 1967 году в сибирском Красноярске вышел сборник (который можно считать и антологией) двух писателей-фантастов – Николая Шагурина и Сергея Павлова «Аргус против Марса». Примечательна эта книга тем, что в ней вышло дебютное произведение Павлова, впоследствии прославившегося своей дилогией «Лунная радуга».
Правда, тут есть несколько гюансов. Главный заключается в том, что это первое произведение С. Павлова – «Аргус против Марса» - написано им в соавторстве с Николаем Яковлевичем Шагуриным, но в сборник вошло и первое самостоятельное его произведение – фантастическая повесть «Корона Солнца». Но «Корона» была написана в год выхода книги – 1967 г., а «Аргус» - еще в 1965-м, таким образом это и есть первое произведение Сергея Павлова.
В этом же сборнике была опубликована еще одна совместная с Шагуриным повесть – «Кентавр выпускает стрелу», тоже, кстати, написанная в 1967-м. А вообще в том же 1967-м Павлов написал еще одну повесть – «Ангелы моря», но в книжном варианте она вышла только 20 лет спустя – в 1988 году, хотя в том же 1967-м появилась красноярском журнале «Енисей».
Интересно, что и «Аргус против Марса» появился впервые в «Енисее» именно в 1965-м, а не в сборнике в 1967-м, так что можно сказать, что дебют Сергея Павлова как писателя состоялся на два года раньше выхода его первой книжной публикации. Но все же журнальный дебют – это как бы и дебют, а как бы и нет, так что будем считать дебютом С. Павлова именно книгу.
Так вот именно этот книжный дебют меня и интересует, хотя и остальные две повести достойны рассмотрения, правда, в совершенно разных плоскостях. Я их рассмотрю в других своих публикациях.
Повесть «Аргус против Марса» - это скорее, произведение Николая Шагурина, чем Сергея Павлова, как, впрочем, и «Кентавр выпускает стрелу». По сюжетной линии от Павлова в этих двух произведениях практически ничего нет, в отличие от третьей повести – «Корона Солнца». Это типично «павловское» произведение, лишенное всех установок совместных повестей со всякими шпионами и оружием, способным уничтожить мир, поэтому именно ее и следует считать истинно «павловским» дебютом.
Дело в том, что харьковчанин Н. Я. Шагурин, последнюю треть своей жизни проживший в Красноярске, был сугубо убежденным «хрущевским» фантастом, то есть для него фантастика без научного открытия, которое может служить мощным оружием, и попыток завладеть этим оружием западной военщиной, просто не существовала. Вот и эти две повести, к которым он привлек и молодого по тем временам Сергея Павлова, шли вразрез с новой брежневской установкой - западную военщину не трогать!
Наверное, именно поэтому пути Павлова и Шагурина быстро разошлись, потому что молодого писателя потянуло на решение психологических проблем фантастики, а все эти шпионские страсти его не интересовали. Николай Шагурин был специалистом старой школы, и постичь новых идей просто не мог, потому после расставания со своим соавтором он еще больше погрузился в детективный жанр. Нет, была у него потом и космическая фантастика, тем не менее, нападки на Запад он прекратил.
Интересно, что повесть «Аргус против Марса» без всяких изменений по идеологической линии все же была переиздана гораздо позже – в сборнике Н. Шагурина «Тайна декабриста». Ну, ясно, что в центральном издательстве она вряд ли появилась бы, а вот в издательстве региональном члену Союза Писателей СССР с почти 20-летним стажем отказа не было. Правда, потом в СССР это произведение не переиздавалось уже никогда, и им не заинтересовались даже постсоветские издатели, которые должны были бы заинтересоваться как минимум творчеством ставшего безмерно популярным уже к тому времени Павлова.
Но если сильно не придираться к повести «Аргус против Марса», то критиковать это произведение совершенно не за что. Вполне читабельное повествование, а происки всяких западных спецслужб запросто можно перенести на современные времена. Какая разница, кто гоняется за абсолютным оружием, которое выписано в повести? Другое дело, что сегодня вряд ли можно будет изобрести такое оружие в одиночку, но, опять-таки – это фантастика, а в фантастике всё возможно.
Главное, что написано совсем не нудно, читается легко, научными расчетами не перегружено, экшен присутствует. Правда, непонятно, кому в заслугу это поставить, потому что и Николай Шагурин тоже, в принципе, писал свои собственные произведения бодро и весело, точно также, как потом их начал писать и сам Павлов. Другое дело, что Шагурин всегда пытался разрешать сугубо земные проблемы, а Павлова постоянно тянуло на поиски Неведомого в Космос.
Но вот почему такая интересная повесть потом не переиздавалась – непонятно. Тема абсолютного оружия, изобретенного ученым-одиночкой, присутствует во многих произведениях советских фантастов, но они популярны и по сей день. Для примера можно взять роман того же Александра Казанцева «Пылающий остров», который часто издавался и в СССР, и после 1991 года не забывался никогда.
«Аргус против Марса» имеет точно такую же идею, хотя и расписан несколько менее эпично. Но заинтересовались им после 1975 года только несколько частников и только пару лет назад, издавших эту повесть в рамках собрания сочинений Павлова и Шагурина суммарным тиражом всего в несколько десятков экземпляров.
А вот роман А. Казанцева выпускается до сих пор, и тиражи стандартные как по сегодняшним временам – 5-10 тысяч.
Ну ладно, хоть можно эту книгу прочитать в Интернете, а коллекционер может ее прикупить на Мешке рублей за 200-300, а в хорошем состоянии – за 700-800.
Выходила эта повесть, как я писал выше, в двух изданиях – в совместном сборнике Шагурина и Павлова «Аргус против Марса» в 1967 году, и в таком же сборнике «Тайна декабриста» а 1975-м, оба издания – «Красноярское книжное издательство», тиражи – 30 тысяч и 75 тысяч соответственно. Список произведений, входивших в эти книги, я разместил на скринах приложенных к изображениям каждого из этих изданий.
Конкретный сюжет я раскрывать не стану, опубликую только анонс к книге, в котором раскрыто только то, что можно знать тем, кто хочет эту книгу прочитать, чтобы не рассекретить интригу произведения раньше времени:
«Проект «Аргус» - установка нейтриновидения, позволят увидеть события, происходящие в любой точке земного шара, как известно для нейтрино нет проеград. Но установку можно использовать как для мирных целей, так и для шпионажа. Детище ученого-физика Анри Бертона не должно попасть в плохие руки, не для этого он выжил в фашистских застенках, не для этого боролся в составе «Сопротивления».
Хочу также сделать одно замечание к этому анонсу. Установка, которая «позволят увидеть события, происходящие в любой точке земного шара», описанная в повести – изобретение далеко не новое. Впервые такая установка стала основой произведения американского писателя Т. Л. Шерреда «Попытка». Повесть эта была написана еще в 1947-м году, хотя на русский язык была переведена только в 1971-м, когда появилась в советском журнале «Вокруг света». Я написал об этом произведении тут:
Я знаю, что за первые 20 лет после публикации в США «Попытка» очень активно издавалась по всему миру как «фантастический памфлет», и хотя не думаю, что Н. Шагурин и С. Павлов стянули идею у Т. Л. Шерреда, тем не менее, совпадение знаменательное.
Но опять-таки – я не стал бы обвинять наших авторов в заимствовании чужой идеи, все же сюжеты разные, а идеи в воздухе носятся, тем более научные, и тем более фантастические. Я уверен, что и Шерред тоже узнал об этой идее у кого-то еще, но он ведь не ученый, а писатель.
А как к писателям, способным закрутить мощный сюжет, у меня ни к кому из них претензий нет.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Лунная радуга» Сергея Павлова – яркий образчик советского «космического» фантастического детектива
Роман «Поединок с собой» Ариадны Громовой ~ приключенческая фантастика а-ля Александр Беляев
Михаил Матюшин, «Сокровища ангуонов», 1964 г. ~ авантюрная фантастико-приключенческая повесть