В 1978 году известный уже к тому времени советский фантаст Сергей Иванович Павлов издал первую часть своей нашумевшей впоследствии дилогии «Лунная радуга» - «По чёрному следу». Это произведение представляло собой ярко выраженный детектив, вписанный в мастерски оформленный фантастический антураж. И этот роман имел такой оглушительный успех, что по нему был снят фильм с очень известными на то время советскими актерами - Василий Ливанов, Юрий Соломин, Георгий Тараторкин, Александр Пороховщиков, Владимир Гостюхин и многие другие. Впоследствии Сергей Павлов написал и продолжение, но к детективу оно имело уже мало отношения.
Знакомство с романом Сергея Павлова «Лунная радуга» я начал еще с одноименного художественного фильма, который вышел в 1983-м и широко показывался в СССР в кинотеатрах. Ну, даже в те уже предперестроечные годы экранизированная фантастика у нас была редкостью, потому залы всегда были полными. Все хотели посмотреть фильм, а многие – и не единожды, особенно учитывая довольно низкую стоимость билетов, доступную даже детям.
Но мне фильм сразу не понравился, не заинтересовал даже спектр звездных актеров, которые в нем участвовали. Я просто не понял этого кино, идея произведения в коротком сценарии получилась какой-то невнятной, плохо проработанной. Ну, оно и понятно – книга, как я выяснил позже, была написана в таком ключе, что хороший сценарий по ней написать просто невозможно. Это как раз тот случай, когда кино гораздо хуже литературного произведения, хотя, конечно же, бывает и наоборот.
Так вот, кино мне не понравилось настолько, что я даже не собирался читать книгу. Но прочитать все же довелось по независящим от меня обстоятельствам – просто в конце 80-х я несколько дней скучал в одной провинциальной гостинице, дожидаясь остальных своих спутников, и в тумбочке я обнаружил маленький зачитанный томик первой части романа в мягкой обложке (издательство «Молодая гвардия», 1978 г., серия «Библиотека советской фантастики»).
Ну, я начал читать, и оторваться уже не смог. Я мало что помнил из фильма, который смотрел за много лет до этого, и который не оставил в моей памяти почти никаких впечатлений. Но интересное дело – книга «Лунная радуга» мне понравилась не как фантастическое произведение, а как детективное. Ведь, по сути, это и есть детектив, просто сделанный на фоне фантастических реалий недалекого будущего человечества, когда оно начало плотно осваивать дальние планеты Солнечной системы.
Вообще-то «Лунная радуга» - это цикл из трех романов, а если конкретно, то этот цикл состоит из дилогии – «По чёрному следу» и «Мягкие зеркала», написанных соответственно в 1978 и 1983 годах. А вот третья часть – «Волшебный локон Ампары», имеет мало отношения к этой дилогии, она только касается развившейся в них темы, а действие происходит совсем в другие времена. Фильм, который я смотрел, и книга, которую я прочитал в гостинице – это первая часть – «По чёрному следу». Вторая часть логически проистекает из первой, но ее можно считать неким «вторым сезоном» первой «Лунной радуги», а все эти сезоны, как правило, уступают первой части по качеству. Не всегда, конечно, но очень часто.
Вот также роман «Мягкие зеркала» уступает своему предшественнику «По чёрному следу», причем довольно сильно. По сути, захватывающий первоначальный детектив сменился стандартной научной фантастикой «космической категории», да и написана вторая часть дилогии более слабо и менее интересно. Поэтому в этой публикации я буду рассматривать только роман «По чёрному следу», а двум остальным частям и посвящу отдельные статьи.
Итак, действие романа «Лунная радуга. По чёрному следу» происходит в недалеком будущем, в котором человечество вовсю исследует все планеты Солнечной системы. И вот в один момент на Земле начинают проявляться какие-то паранормальные явления, которые передаются на рассмотрение некоему управлению космической безопасности, некогда учрежденному как раз для таких случаев. До этого подобного не случалось, но вот случилось в виде появления на некоторых видеоэкранах неких «черных следов» в виде растопыренной человеческой ладони.
В общем, космическая безопасность сразу же углядела в этом некую космическую опасность и приступила к расследованию. Оказалось, что к этим отпечаткам имеют отношение некоторые космические десантники – исследователи дальних планет. Незадолго до этого несколько таких десантников вернулись на Землю из экспедиции на один из спутников Урана, на космическом корабле «Лунная радуга». Половина членов экспедиции погибла, когда пыталась преодолеть какое-то опасное плато, но те, кто выжил и вернулся, получили в результате некие паранормальные способности.
В принципе, набор паранормальных способностей, которые получили выжившие десантники, был стандартным для фантастики не только тех лет, но и сегодняшней. Облученные на далекой планете люди получили телепатические способности, могли видеть в темноте, воспринимали радиоволны со всеми вытекающими из этого последствиями, имели возможность сканировать чувства не только людей, но и животных, а также имели еще набор паранормальностей, которые в романе раскрываются постепенно, но не очень внятно. В итоге люди превратились в неких монстров, которые могли многое из того, о чем даже современные фантасты сегодня только мечтают.
Но сами десантники, получившие такие способности, своих человеческих качеств не потеряли, принципиально они остаются такими же людьми, как и прежде, но не хотят, чтобы остальные узнали об их трансформации и тщательно это скрывают. Они не собираются пользоваться своими «дарами космоса» в личных целях, просто хотят, чтобы их оставили в покое и не проводили над ними каких-либо исследований и ставили опыты.
В принципе, желание вполне объяснимое, но так не бывает, чтобы какие-то новые революционные открытия, способные улучшить общий мир людей, можно было долго скрывать. Это то же самое, что прятать у себя в чулане инопланетянина, который знает секрет, например, телепортации, чтобы защитить его от земных ученых и помочь ему отправиться домой в противоположный край Вселенной.
Итак, роман «По чёрному следу» представляет собой чисто детективное расследование с целью выяснить, что же это за «черные следы», кто их оставляет, почему, и что с этим делать. Ну, а раз это детектив, то это именно детектив со всеми присущими этому жанру элементами и деталями. Правда, автор начал придумывать какие-то интересные моральные нормы, по которым даже в случае очень сильных подозрений, и даже основанных на реальных фактах, нельзя ограничивать свободу подозреваемых, потому он только крутится вокруг них, раскапывая «застарелое» дело с экспедицией «Лунной радуги» на Уран и вынюхивая всё, что обычно вынюхивает следователь-детектив.
Дело в том, что обычные медицинские проверки организма подозреваемых не выявляют никаких аномалий – те успевают от этих «чужеродных зарядов» на определенное время избавляться, положив ладонь на действующий экран, состоящий из определенных кварцевых элементов, и заряд как бы стекает на экранную поверхность. Потом, правда, приходится эти экраны разбивать и уничтожать, но детектив на то и детектив, чтобы разобраться и в этом.
В общем, первая книга заканчивается демонстрацией перед детективом как раз этого момента, когда «загнанный в угол» бывший космодесантник как раз и оставляет такой след на экране. Детектив оказался умным, он все раскопал и даже спровоцировал свою жертву на это действие, чтобы убедиться во всем самому и получить, наконец, все доказательства. Таким образом расследование закончено, все доказательства собраны, и уже полностью переходят в компетенцию управления космической безопасности.
Но автор решил на этом остановиться, так как на самом деле планировал именно детектив, а не полновесное фантастическое произведение. Но я думаю, что замысел продолжить начатую тему возник у него еще в момент окончания романа, потому что тема ему показалась гораздо более значительной, чем планировалось. В результате и появилось продолжение – «Мягкие зеркала», которое я прочитал несколько позже, чем «По чёрному следу». Но вторая часть не произвела на меня должного впечатления, потому что я ожидал увидеть продолжение детектива, а не чистый научно-фантастический роман.
Впрочем, «Мягкие зеркала» - это тоже неплохой роман, хоть и в совсем ином жанре, и достоин самого тщательного рассмотрения, чем я и планирую заняться в одной из следующих публикаций. Мало того – оба эти романа представляют собой единое повествование, и не зря они в 1989-м году они наконец были изданы в одной книге. Просто это я слишком привередлив, и хороший детектив люблю больше, чем хорошую фантастику. Именно поэтому я и решил рассматривать обе части раздельно, а не в одном обзоре.
В заключение следует сказать, что впервые роман появился в виде только одной главы «Плоскогорье Огненных змей», опубликованной в журнале «Техника-молодежи» в 1978 году, №7.
Затем, в том же, 1978-м году, последовало первое книжное издание в серии «Библиотека советской фантастики» издательства «Молодая гвардия», тираж – 100 тысяч экземпляров.
После этого роман снова отдельной книгой вышел в 1982 году в Красноярске, в котором Сергей Павлов жил и работал с 1962 по начало 80-х. Тираж книги ставил 50 тысяч.
В 1987 году произведение вышло в «Роман-газете» от издательства «Художественная литература», тираж составил 2 миллиона 500 тысяч экземпляров.
Далее, в 1989-м, идет издание в серии «Библиотека приключений и научной фантастики» издательства «Детская литература», тираж 100 тысяч. Однако в книгу уже входит вся дилогия – и «По чёрному следу», и «Мягкие зеркала».
Затем последовали еще два советских издания в 1990 и 1991 годах (400 и 300 тысяч тираж соответственно), а уже после 1991 года по нынешнее время случилось еще 8 изданий на русском языке. При этом суммарный советский тираж этих 6 изданий составил 3 миллиона 450 тысяч экземпляров, а постперестроечный российский (8 изданий) – всего 140 тысяч.
Кроме того, в 1980 году роман вышел на молдавском языке (20 тысяч), а в 1986-м – на литовском (тираж неизвестен). Таким образом в СССР он был издан 8 раз, включая национальные языки, а кроме того – еще и в Болгарии (1985 г.) и в Чехословакии (1987 г.). Болгарский тираж неизвестен, а на чешском языке книга вышла тиражом 75 тысяч.
При этом хочу повторить – я учитываю издания только первой части «По чёрному следу», как в отдельном виде, так и в составе дилогии или авторских сборников.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Алые крылья огня» Алексея Бессонова – отличный образец постсоветской авантюрной фантастики