Найти тему
Логопед и Я

ОНР 4 уровня: занимаемся дома — топ 15 упражнений для родителей с детьми шести-семи лет.

Оглавление

ОНР, 4й уровень речевого развития — это речевое нарушение, при котором у ребенка, имевшего в дошкольном возрасте заключение ОНР3 , ОНР2 или ОНР1 уровень речевого развития и прошедшего коррекционное обучение , в первом классе сохраняются трудности связанные с нарушением слоговой структуры слова, грамматического строя, и связной речи. Несмотря на то, что это нарушение не резко выражено, оно негативно сказывается на обучении.

Если вы заметили, что ваш ребёнок иногда искажает структуру слова, иногда неправильно  согласует слова в предложении, не может пересказать текст, необходимо ему помочь. Было бы правильно обратиться за помощью к логопеду, так как не все дети к концу дошкольного возраста успевают полностью избавиться от нарушения, а следствием, как правило, становится дисграфия.

Ниже приведены 15 упражнений, которые родители могут использовать для развития речи у ребенка с ОНР 4 уровня.

1. Пересказ историй.

Читайте с ребенком небольшие рассказы или сказки и предлагайте ему пересказать их своими словами. Важно, чтобы ребенок учился выделять ключевые моменты и использовать сложные предложения.

2. Игра «Кто? Что? Где? Когда?».

Покажите ребенку несколько картинок и попросите описать, кто на них изображен, что происходит, где это происходит и когда. Это упражнение помогает развивать связную речь и грамматические навыки.

3. Рассказ по картинкам.

Используйте серию картинок, рассказывающую историю, и предложите ребенку составить рассказ по этим картинкам. Пусть ребенок объяснит последовательность действий и опишет, что происходит.

4. Игра «Опиши предмет».

Попросите ребенка описать знакомые предметы, такие как игрушки или еда. Это упражнение помогает развивать описание и учить ребенка использовать прилагательные, наречия и предлоги.

5. Игра «Что было дальше?».

Начните историю или фразу, а затем попросите ребенка продолжить. Это упражнение помогает развивать воображение и учит ребенка строить сложные предложения.

6. Игра с вопросами.

Задавайте ребенку вопросы о происходящих вокруг событиях или предметах: «Что это?», «Как ты думаешь, почему?». Поощряйте его задавать вам вопросы. Это развивает диалогическую речь и учит логическому построению предложений.

7. Ролевая игра.

Проводите ролевые игры, например, «в магазин» или «в больницу». Пусть ребенок попробует вступать в диалоги, используя сложные фразы и предложения. Это развивает коммуникативные навыки и уверенность в речи.

8. Работа с трудными словами.

Если ребенок искажает слова,проговаривайте эти слова по слогам. Если в слове слогов больше чем один, сначала произнесите первый слог , затем второй и третий, далее первый второй и третий - отработали , получилось- добавляем четвёртый. Регулярно выполняйте упражнения для развития артикуляции. Такие упражнения помогут улучшить переключаемость органов артикуляции с одного звука на другой. Разучивайте скороговорки, но произносить их надо в медленном темпе четко выговаривая слова.

9. Игра «Построй предложение».

Предлагайте ребенку слова, из которых он должен построить предложения. Например, дайте три слова: «кошка», «стол», «сидит», и предложите составить фразу: «Кошка сидит на столе». Это помогает развивать структуру предложений.

10. Игра «Исправь ошибку».

Предложите ребенку исправить специально допущенные вами ошибки в предложениях. Например: «Птица плавает в воде» — ребенок должен сказать, что птица не плавает, а летает. Это учит анализировать предложения и исправлять ошибки.

11. Рассказ по картине.

Покажите ребенку большую картину с множеством деталей и попросите его рассказать, что он видит, что делают люди на картине. Это упражнение развивает описательную речь и учит ребенка строить сложные фразы.

12. Развитие речевого слуха. 

  • Упражнение « Поймай звук»:

«Услышишь звук [ш] хлопни в ладоши.» Взрослый четко произносит цепочку звуков, [ш,с,а,ц,ж,ш,а,…] ребёнок ,услышав звук ш хлопает в ладоши. 

  • Упражнение « Определи место звука в слове»

Например: Взрослый предлагает ребёнку определить место звука [С] в словах Сок ,нос, коса (начало, конец, середина)

  • Упражнение: «Придумай слово с заданным звуком в начале ,конце или середине слова»

13. Упражнения с предлогами.

Учите ребенка правильно использовать предлоги, описывая местоположение предметов. Например: «Мяч лежит под столом» или «Книга на полке». Важно научить понимать и применять предлоги перед и после . Дети часто их путают при определении положения звука в слове. Проверьте, на сколько хорошо ваш ребёнок владеет предлогами из-за, из-под. 

14. Игра «Закончи предложение».

Начните предложение, а ребенок должен его закончить. Например: «Когда я вышел на улицу, я увидел...» Это упражнение учит ребенка строить сложные предложения и развивает связную речь.

15. Работа с антонимами и синонимами.

Попросите ребенка подбирать антонимы и синонимы к словам. Например, «большой — маленький», «хороший — замечательный». Это упражнение помогает развивать словарный запас и улучшает грамматические навыки.

Для детей с ОНР 4 уровня речевого развития важна регулярная работа по расширению словарного запаса, развитию связной и грамматически правильной речи. Родительские занятия дома могут быть эффективным дополнением к работе с логопедом.