Наутро мы с моей штурманессой проснулись рано, позавтракали, погрузили в автомобиль оставшиеся вещи - и ровно в семь часов начали наш путь.
Начало нашего пути на Север из Кинешмы было стандартным: мост через Волгу, Островское, Судиславль... Перед Сусанином мы остановились немного передохнуть и полюбоваться пейзажами Костромской области.
Проехали Сусанино - и в назначенном месте встречи свернули на отворотку. Вскоре прибыл экипаж Хайлюкса. Говорят, что коллектив единомышленников начинается с двоих человек. В нашем случае колонна путешествующих внедорожников состояла из двух автомобилей.
Саша изначально хотел ехать через Ярославль и встретиться где-то ближе к Вологде. Но когда я ему предложил вариант пути через Буй, Любим и Пречистое - согласился со словами:
- Путь из Костромы в сторону Ярославля у меня ассоциируется с дорогой в Москву. А здесь мы вроде в другом совсем направлении едем.
Первый день путешествия на Север почти всегда предполагает монотонную езду по асфальтовым шоссе - это называют метким словом "доездинг". Вот и наш "доездинг" шёл по стандартному маршруту: Сусанино, Буй, Любим, Пречистое, Вологда... К счастью, никаких приключений по пути не было. Мы отметили, что дорога между Буем и Любимом, которую всегда называли "около дела", за год стала ещё лучше. Сразу после Вологды мы заправились на "Газпромнефти" в посёлке Майском - и там же зашли пообедать в кафе "Баранка".
Саша, не до конца доверявший придорожным кафе, сказал полушутя:
- Мы так долго планировали это путешествие, так долго готовились - а ты предлагаешь в первый же день отравиться в кафе! Все планы насмарку пойдут!
Однако в "Баранке" нас не отравили, а очень неплохо накормили - после чего мы продолжили путь на Север. Трасса А-119, ведущая через Новленское, Кириллов, Ферапонтово и Липин Бор, была мне уже хорошо знакома по путешествиям в Каргополь - но только до поворота на Солзу. После этой отворотки появилось ощущение, что началось настоящее путешествие: пошла дорога, по которой я ехал впервые - впереди была terra incognita. Дорога стала местами более извилистой, но такой же малозагруженной и с таким же замечательным асфальтом. И так было почти до самой Вытегры.
Примерно за 30 километров до Вытегры пришлось снять Ховер с круиз-контроля: начались населённые пункты, движение стало оживлённым - скорость снизилась. Примерно с этого же момента на дороге стали появляться указатели: "Шлюз №6", "Шлюз №5"... Мы ехали вдоль Вытегры-реки, являющейся частью Волго-Балтийского канала. Шлюзов в этом месте целых шесть, перепад высот - около 80 метров. Доехав до Вытегры-города, мы поехали на другой берег канала на заправку. Дорога через канал идёт по шлюзу №1 - ближайшему к Онежскому озеру. Проехав шлюз, мы остановились посмотреть, как там всё устроено.
Понимая стратегическую важность такого сооружения, как шлюз - мы фотографировали только в сторону Онежского озера. А камера была наполнена водой, и в ней стояло какое-то огромное судно. Нам повезло: уже через несколько минут воду из камеры начали спускать.
Посмотреть на то, как судно проходит шлюз, было интересно не только нам.
Спуск такой огромной массы воды вызвал внизу настоящую турбулентность.
Судно, оказавшееся нефтеналивным танкером, вышло из шлюза примерно через 20 минут после начала спуска воды.
Наверно, от капитана и команды такого большого судна требуется немалое мастерство, чтобы протиснуться через узкий шлюз.
Насмотревшись (впервые в жизни) на процесс шлюзования, мы поехали на заправку "Лукойл", где залили полные баки. Расход у Ховера получился 15 литров на 100 км - это много. Кроме того, мне ещё в Костромской области казалось, что на подъёмах двигатель плохо тянет. А дочь жаловалась, что в салоне пахнет бензином. Мы с Сашей открыли капот Ховера, запустили двигатель, немного погазовали. Выяснили, что при резком нажатии на педаль акселератора из моторного отсека пахнет выхлопными газами. Я сразу подумал, что ослабли болты, крепящие выпускной коллектор - такое уже было зимой, после холодных пусков двигателя при морозах ниже 30 градусов в Каргополе.
В любом случае, путешествие наше ещё только начиналось. Оставалось надеяться на то, что Ховер осилит остаток пути - и ехать дальше. Мы снова проехали Вытегру насквозь (уже в обратном направлении) и продолжили путь на Север по шоссе А-119.
Проехав Тудозеро и реку Илексу, мы свернули налево - в сторону Онежского озера, Андомы-горы и нашей предполагаемой ночёвки. Солнце клонилось к горизонту, а пейзажи вокруг были уже совсем не те, что с утра в Костромской области. На небе над Онежским озером были тёмные, тяжёлые тучи - будто свинцовые. А окружающая обстановка чем-то напоминала Черноморское побережье: кругом были дачные посёлки, гостевые дома - а рядом с дорогой в одном месте даже стоял киоск с алкогольными напитками... Мы проехали учебно-спасательный центр МЧС "Вытегра", после которого асфальт кончился, начался грейдер. Через некоторое время мы с этого грейдера свернули на отвороточку к озеру, где планировали заночевать - в точке с координатами N61.228987, E36.390142.
Заночевать в этом месте, конечно, было можно - за неимением лучшего. Но палатки пришлось бы ставить с большим уклоном, а спать ночью - под навязчивый шум прибоя.
Онего поражало своей красотой, масштабами, мощью и величественностью.
Волны были большие, будто на море. Моя Катя сразу промочила ноги, когда одна из волн захлестнула её новенькие треккинговые ботинки.
Мы решили проехаться дальше и поискать более уютное место стоянки. На карте была отмечена дорога к озеру, ведущая к координатам N61.235876, E36.387133. На местности эта дорога также присутствовала, но туда как раз перед нами съехала машина (видимо, тоже в поисках стоянки для ночлега). Мы доехали почти до самой деревни Климовской, рассчитывая на стоянку по координатам N61.254703, E36.354119 - но дорога к Онежскому озеру, присутствовавшая на карте и на спутниковом снимке, в реальности оказалась заросшей и заболоченной колеёй... Тогда мы вернулись назад и, наконец, нашли свободную стоянку на берегу по координатам N61.248132, E36.372693.
Ровная местность там идёт довольно длинной полосой между дорогой и берегом Онежского озера. Мы остановились не так далеко от большой компании, сидевшей за огромным круглым столом рядом с многочисленными палатками. Предварительно спросили у них: как тут вообще полагается въезжать на стоянку? Они ответили:
- Какие вы вежливые! Мы просто приехали и встали на берегу, ни у кого не спрашивая. Заходите к нам в гости!
Остановились мы примерно в восемь часов вечера. Помня наше зимнее путешествие вдоль Онеги-реки с Сашей и Денисом, я рассчитывал, что к 22 часам мы уже все будем спать - а наутро проснёмся в шесть часов, быстренько позавтракаем и уже в восемь часов утра начнём движение (тем самым мгновенно сдвинув свой режим на правильный для путешественников: отбой в десять, подъём в шесть). Но тут выяснилось, что у экипажа Хайлюкса было с собой замаринованное мясо для шашлыка. Потребовался костёр, для которого мы притащили дрова и стали распиливать их на виду у соседей.
Эта полоса вдоль берега также напоминала Черноморское побережье: рядом большой водоём, а на суше - толпы туристов. По другую сторону дороги был огромный черничник, но мы не съели с него ни одной ягодки: на эту поляну все местные туристы ходили в туалет.
Огонь в мангале мы разожгли не сразу. Шашлык дожаривали уже в темноте.
Саша нарезала салат из огромного количества огурцов и помидоров, которые нам дали с собой в дорогу мои родители и родители моей жены. К шашлыку я достал бутылку коньяка, понимая: в эту ночь мы уже всё равно не сдвинем режим на правильный.
Да и не виделись мы с экипажем Хайлюкса давно. А с хорошими людьми всегда хочется подольше поговорить - особенно в такой обстановке: тёплым вечером среди сосен, у костра, под шум прибоя Онежского озера. Забрались в палатки спать мы ожидаемо ближе к полуночи. Так закончился первый день нашего путешествия - день "доездинга".
P.S. Подробные путевые заметки пишутся не так уж быстро. Раньше всего о моих путешествиях можно почитать (а также посмотреть фото и видео) в Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/
Оглавление