Найти в Дзене

Кругоонежье и Воттоваара. Глава II. Марш-бросок на Онего

Наутро мы с моей штурманессой проснулись рано, позавтракали, погрузили в автомобиль оставшиеся вещи - и ровно в семь часов начали наш путь.

Начало нашего пути на Север из Кинешмы было стандартным: мост через Волгу, Островское, Судиславль... Перед Сусанином мы остановились немного передохнуть и полюбоваться пейзажами Костромской области.

-2

Проехали Сусанино - и в назначенном месте встречи свернули на отворотку. Вскоре прибыл экипаж Хайлюкса. Говорят, что коллектив единомышленников начинается с двоих человек. В нашем случае колонна путешествующих внедорожников состояла из двух автомобилей.

-3

Саша изначально хотел ехать через Ярославль и встретиться где-то ближе к Вологде. Но когда я ему предложил вариант пути через Буй, Любим и Пречистое - согласился со словами:
- Путь из Костромы в сторону Ярославля у меня ассоциируется с дорогой в Москву. А здесь мы вроде в другом совсем направлении едем.
Первый день путешествия на Север почти всегда предполагает монотонную езду по асфальтовым шоссе - это называют метким словом "доездинг". Вот и наш "доездинг" шёл по стандартному маршруту: Сусанино, Буй, Любим, Пречистое, Вологда... К счастью, никаких приключений по пути не было. Мы отметили, что дорога между Буем и Любимом, которую всегда называли "около дела", за год стала ещё лучше. Сразу после Вологды мы заправились на "Газпромнефти" в посёлке Майском - и там же зашли пообедать в кафе "Баранка".

-4

Саша, не до конца доверявший придорожным кафе, сказал полушутя:
- Мы так долго планировали это путешествие, так долго готовились - а ты предлагаешь в первый же день отравиться в кафе! Все планы насмарку пойдут!
Однако в "Баранке" нас не отравили, а очень неплохо накормили - после чего мы продолжили путь на Север. Трасса А-119, ведущая через Новленское, Кириллов, Ферапонтово и Липин Бор, была мне уже хорошо знакома по путешествиям в Каргополь - но только до поворота на Солзу. После этой отворотки появилось ощущение, что началось настоящее путешествие: пошла дорога, по которой я ехал впервые - впереди была terra incognita. Дорога стала местами более извилистой, но такой же малозагруженной и с таким же замечательным асфальтом. И так было почти до самой Вытегры.

-5

Примерно за 30 километров до Вытегры пришлось снять Ховер с круиз-контроля: начались населённые пункты, движение стало оживлённым - скорость снизилась. Примерно с этого же момента на дороге стали появляться указатели: "Шлюз №6", "Шлюз №5"... Мы ехали вдоль Вытегры-реки, являющейся частью Волго-Балтийского канала. Шлюзов в этом месте целых шесть, перепад высот - около 80 метров. Доехав до Вытегры-города, мы поехали на другой берег канала на заправку. Дорога через канал идёт по шлюзу №1 - ближайшему к Онежскому озеру. Проехав шлюз, мы остановились посмотреть, как там всё устроено.

-6

Понимая стратегическую важность такого сооружения, как шлюз - мы фотографировали только в сторону Онежского озера. А камера была наполнена водой, и в ней стояло какое-то огромное судно. Нам повезло: уже через несколько минут воду из камеры начали спускать.

-7

Посмотреть на то, как судно проходит шлюз, было интересно не только нам.

-8

Спуск такой огромной массы воды вызвал внизу настоящую турбулентность.

-9

Судно, оказавшееся нефтеналивным танкером, вышло из шлюза примерно через 20 минут после начала спуска воды.

-10

Наверно, от капитана и команды такого большого судна требуется немалое мастерство, чтобы протиснуться через узкий шлюз.

-11

Насмотревшись (впервые в жизни) на процесс шлюзования, мы поехали на заправку "Лукойл", где залили полные баки. Расход у Ховера получился 15 литров на 100 км - это много. Кроме того, мне ещё в Костромской области казалось, что на подъёмах двигатель плохо тянет. А дочь жаловалась, что в салоне пахнет бензином. Мы с Сашей открыли капот Ховера, запустили двигатель, немного погазовали. Выяснили, что при резком нажатии на педаль акселератора из моторного отсека пахнет выхлопными газами. Я сразу подумал, что ослабли болты, крепящие выпускной коллектор - такое уже было зимой, после холодных пусков двигателя при морозах ниже 30 градусов в Каргополе.

В любом случае, путешествие наше ещё только начиналось. Оставалось надеяться на то, что Ховер осилит остаток пути - и ехать дальше. Мы снова проехали Вытегру насквозь (уже в обратном направлении) и продолжили путь на Север по шоссе А-119.

-12

Проехав Тудозеро и реку Илексу, мы свернули налево - в сторону Онежского озера, Андомы-горы и нашей предполагаемой ночёвки. Солнце клонилось к горизонту, а пейзажи вокруг были уже совсем не те, что с утра в Костромской области. На небе над Онежским озером были тёмные, тяжёлые тучи - будто свинцовые. А окружающая обстановка чем-то напоминала Черноморское побережье: кругом были дачные посёлки, гостевые дома - а рядом с дорогой в одном месте даже стоял киоск с алкогольными напитками... Мы проехали учебно-спасательный центр МЧС "Вытегра", после которого асфальт кончился, начался грейдер. Через некоторое время мы с этого грейдера свернули на отвороточку к озеру, где планировали заночевать - в точке с координатами N61.228987, E36.390142.

-13

Заночевать в этом месте, конечно, было можно - за неимением лучшего. Но палатки пришлось бы ставить с большим уклоном, а спать ночью - под навязчивый шум прибоя.

-14

Онего поражало своей красотой, масштабами, мощью и величественностью.

-15

Волны были большие, будто на море. Моя Катя сразу промочила ноги, когда одна из волн захлестнула её новенькие треккинговые ботинки.

-16

Мы решили проехаться дальше и поискать более уютное место стоянки. На карте была отмечена дорога к озеру, ведущая к координатам N61.235876, E36.387133. На местности эта дорога также присутствовала, но туда как раз перед нами съехала машина (видимо, тоже в поисках стоянки для ночлега). Мы доехали почти до самой деревни Климовской, рассчитывая на стоянку по координатам N61.254703, E36.354119 - но дорога к Онежскому озеру, присутствовавшая на карте и на спутниковом снимке, в реальности оказалась заросшей и заболоченной колеёй... Тогда мы вернулись назад и, наконец, нашли свободную стоянку на берегу по координатам N61.248132, E36.372693.

-17

Ровная местность там идёт довольно длинной полосой между дорогой и берегом Онежского озера. Мы остановились не так далеко от большой компании, сидевшей за огромным круглым столом рядом с многочисленными палатками. Предварительно спросили у них: как тут вообще полагается въезжать на стоянку? Они ответили:
- Какие вы вежливые! Мы просто приехали и встали на берегу, ни у кого не спрашивая. Заходите к нам в гости!

-18

Остановились мы примерно в восемь часов вечера. Помня наше зимнее путешествие вдоль Онеги-реки с Сашей и Денисом, я рассчитывал, что к 22 часам мы уже все будем спать - а наутро проснёмся в шесть часов, быстренько позавтракаем и уже в восемь часов утра начнём движение (тем самым мгновенно сдвинув свой режим на правильный для путешественников: отбой в десять, подъём в шесть). Но тут выяснилось, что у экипажа Хайлюкса было с собой замаринованное мясо для шашлыка. Потребовался костёр, для которого мы притащили дрова и стали распиливать их на виду у соседей.

-19

Эта полоса вдоль берега также напоминала Черноморское побережье: рядом большой водоём, а на суше - толпы туристов. По другую сторону дороги был огромный черничник, но мы не съели с него ни одной ягодки: на эту поляну все местные туристы ходили в туалет.

-20

Огонь в мангале мы разожгли не сразу. Шашлык дожаривали уже в темноте.

-21

Саша нарезала салат из огромного количества огурцов и помидоров, которые нам дали с собой в дорогу мои родители и родители моей жены. К шашлыку я достал бутылку коньяка, понимая: в эту ночь мы уже всё равно не сдвинем режим на правильный.

-22

Да и не виделись мы с экипажем Хайлюкса давно. А с хорошими людьми всегда хочется подольше поговорить - особенно в такой обстановке: тёплым вечером среди сосен, у костра, под шум прибоя Онежского озера. Забрались в палатки спать мы ожидаемо ближе к полуночи. Так закончился первый день нашего путешествия - день "доездинга".

P.S. Подробные путевые заметки пишутся не так уж быстро. Раньше всего о моих путешествиях можно почитать (а также посмотреть фото и видео) в Телеграм-канале:
https://t.me/beacon1143/

Оглавление