Мы продолжили путь по шоссе А-119 на север и вскоре покинули Вологодскую область, въехав в Карелию. Александра по рации сказала:
- Вы меня обманули, куда-то не туда завезли! Я же знаю, как выглядит Карелия: там камни, скалы и реки - а тут сплошные леса.
Саша в юности участвовала в водном походе по северной части Карелии. Конечно, местность там выглядела совсем по-другому. Хотя, если сравнивать с нашими родными Ивановской и Костромской областью - пейзажи рядом с дорогой начали меняться ещё перед Вытегрой: в лесу из земли торчали валуны. Для средней полосы это не совсем привычно.
Заманчивой была идея добраться до Бесова носа и посмотреть на онежские петроглифы. Но мы с Сашей прикинули, что на это уйдёт ещё целый день - и решили туда не заезжать (слишком много планов у нас было на восемь дней путешествия). Мы проехали Пудож, симпатичный малоэтажный город, районный центр. На выезде заправились на "Роснефти", отстояв приличную очередь: брендовые заправки в этих краях - редкость, как и заправки вообще. Там же мы перекусили хот-догами, чтобы уже не останавливаться где-то для приготовления обеда, а дотерпеть до ужина. Мне понравилось, что рядом с заправкой стоит отдельный киоск, где продают такие же хот-доги и кофе: можно не стоять в очереди в здании АЗС и не мешать тем, кто приехал просто заправиться, а спокойно добыть еды в киоске.
Дальнейший наш путь лежал в Пяльму, до которой было почти 100 километров. Впрочем, трасса А-119 там тоже ровная, по большей части прямая и почти без населённых пунктов. Мы добрались примерно за час. На грейдере, ведущем в Пяльму от шоссе, мы остановились - и минут пятнадцать не могли оторваться от поедания ягод на огромном густом черничнике, располагающемся прямо рядом с грейдером. Только внезапно начавшийся дождь заставил нас вернуться в автомобили и доехать-таки до Пяльмы-деревни, остановив машины перед деревянным мостом через Пяльму-реку.
Дома в Пяльме - уже настоящие северные, высокие и большие по площади. Река Пяльма - каменистая, порожистая (недалеко находится её устье, где она впадает в Онего). Деревянная часовня Илии Пророка, на которую мы хотели посмотреть, находится на другом берегу реки, которую мы перешли пешком по мосту. А неподалёку от часовни возле огромной избы стояло много машин, а также палаточный лагерь. Я сразу подумал, что это реставраторы.
Догадка была верной: подойдя поближе, мы разглядели развевающийся на ветру флаг фонда "Общее дело", занимающегося реставрацией старинных северных деревянных церквей, колоколен и часовен. Деятельность там была развёрнута очень широко. Несколько человек пилами делали фигурные узоры на досках, видимо, предназначавшихся для крыши часовни. Кто-то понёс мыть на реку большой котёл (в котором, видимо, готовили еду на всех). На берегу, к слову, лежала лодка - тоже деревянная. Не знаю, считается она карбасом или не считается.
Перед тем как идти смотреть часовню, мы сфотографировались на каменистом берегу Пяльмы на фоне каменистого же русла и на фоне моста. В Каргополье на таких реках, где нет возможности вбить сваи в дно, строят ряжевые мосты. Здесь же мост опирается как будто на стальные цилиндры, вырезанные из большой цистерны.
Ильинская часовня в Пяльме построена в клетском стиле. Судя по архивным документам, построили её в XVIII веке. Выглядит она красиво как издалека, так и вблизи - не в последнюю очередь, благодаря восьмистенной звоннице, возвышающейся над крышей. Когда мы подошли поближе к часовне, реставраторы нас попросили не заходить внутрь: не потому, что они такие вредные - а из заботы о нашей безопасности. На крыше они вели строительные работы, поэтому боялись: как бы какая доска не упала нам на голову.
Полюбовавшись часовней и погуляв по Пяльме, мы по мосту вернулись к своим автомобилям и поехали далее на север. Последней промежуточной остановкой на этот день были запланированы Чёлмужи. Съехав на ведущий туда грейдер, мы первым делом остановились у известного Родника любви.
К этому моменту у нас образовались две пустые пятилитровки, которые мы заполнили ключевой водой.
С родником связан тайник, который мы успешно нашли. А ещё перед нашим отъездом на родник заехали две дамы на Дастере, интересовавшиеся: как проехать на Чёлмужскую косу, чтобы там заночевать? Мы подсказали им дорогу - а сами поехали собственно в село Чёлмужи. Село справное и большое: населения в нём больше 500 человек, а ехали мы сквозь него примерно два километра. Основная достопримечательность села - шатровая деревянная церковь Богоявления Господня (она же - церковь Петра и Павла), стоящая на дальнем краю села, прямо на берегу Онежского озера. К ней-то мы и подъехали.
Богоявленский храм - один из древнейших деревянных храмов Заонежья, построен в самом начале XVII века, в 1605 году (то есть ему уже больше 400 лет). Если я правильно понял, тогда шатровая архитектура деревянных церквей только входила в моду - и Богоявленская церковь в каком-то смысле является переходной от более старых и более простых клетских храмов к шатровым. При этом построена она по довольно стандартной для русских деревянных церквей схеме "восьмерик на четверике" - хотя, строго говоря, большой восьмерик стоит не на основном четверике главного помещения церкви, а смещён на запад, в сторону трапезной. Получается, ось большого шатра находится как раз над западной стеной основного четверика - а западная и восточная стены восьмерика опираются не на стены четверика, как обычно, а на некую систему балок. Пишут, что такой архитектурный приём для русских церквей практически уникален.
Церковь реконструировали в конце XVIII века - тогда над сенями в восточной части храма появилась колокольня, тоже шатровая. Реставрация церкви проводилась в начале XX века, по случаю 300-летия дома Романовых. И ещё любопытный факт: во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила недалеко от Чёлмужей - поэтому было принято решение разобрать большой шатёр и колокольню храма, чтобы они не служили ориентирами для артиллерии противника. После войны, в 50-е годы оба шатра восстановили.
Глаза мои, покрасневшие и воспалившиеся от недосыпания, к вечеру чувствовали себя ещё хуже: сказывалась усталость от вождения. Они постоянно слезились, а слёзы в уголках глаз высыхали - и больно впивались в кожу. Я умылся в водах Онежского озера, но легче от этого не стало. От церкви вид открывается как раз Чёлмужскую косу, куда ехали ночевать две женщины на Дастере. Они нам говорили, что с косы очень живописно смотрится Богоявленская церковь, подсвеченная солнцем.
Время было - восьмой час: подходящий момент, чтобы направиться на ночёвку. Саша ещё в июле вычитал в Интернете информацию о тайном озере не так далеко от Чёлмужей - туда-то мы и направились с расчётом переночевать аж две ночи. По пути проезжали Новую Габсельгу - довольно большой посёлок. Саша по рации сказал:
- Если увидишь магазин, нужно будет остановиться, хлеба купить - а то у нас мало.
- Я с собой на подобный случай взял много крекера, - ответил я.
- Ну что ты, суп с крекером будешь есть? - удивился Саша.
Магазина по пути не нашлось, и вскоре мы свернули с трассы А-119 на грейдер, ведущий к тайному озеру.
На улице темнело. Сухой каменистый грейдер вёл нас в глубь леса. Иногда на пути попадались болота и озёра, а также реки и деревянные мосты через них.
В одном месте дорога шла через довольно большую вырубку леса. Кругом были пни, какие-то кустарники, трава - и только тонкие наклонившиеся сосны в небольшом количестве возвышались над этой прогалиной. В сумерках эта картина вызывала некоторое смятение чувств. Саша по рации сказал:
- Выглядит крипово. Куда ты нас завёз?
- Я завёз? Это же ты захотел на это озеро поехать! - ответил я.
Уже ближе к девяти часам вечера мы приехали на тайное озеро и нашли стоянку на нём. На улице было холодно, и на нас сразу же напали полчища комаров.
Хотелось поскорее поужинать, разбить палатки и повалиться спать. Но экипаж Хайлюкса отправился на поиски другой стоянки. Таковая нашлась ещё метров через пятьсот. Мы с дочерью тоже подъехали туда - и все начали разбивать лагерь. Костёр долго не хотел разгораться, Александр даже раздувал его электрическим насосом для лодки. Поэтому вторую половину мяса, замаринованного для шашлыка, Александра пожарила на сковородке.
К мясу Саша снова нарезала салат из огурцов, помидоров и лука. Я предложил покрошить чеснок то ли в салат, то ли в сковородку с мясом, сказав:
- Что нужно, чтобы сделать из обычной еды еду мужскую? Добавить чеснок!
- Это сексизм! - ответила Александра. - Я тоже люблю чеснок!
Ужин у костра с душевными разговорами под коньяк и чай снова затянулся надолго, и спать мы легли ближе к полуночи, уже в кромешной темноте.
P.S. Раньше всего о моих путешествиях можно почитать (а также посмотреть фото и видео) в Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/
Оглавление