Найти в Дзене

Кругоонежье и Воттоваара. Глава XII. Длинная дорога домой

Наступило утро последнего, восьмого дня нашего автопутешествия. Мы с дочерью проснулись в гостинице "Флотилия" в шесть часов утра. Я подумал: только мы начали в правильное время ложиться спать и просыпаться - а уже домой пора ехать. Попив чаю, мы быстренько погрузили вещи в Ховер и, оставив ключ от номера в двери, выехали из гостиницы. К восьми часам утра, как договорились, мы подъехали к знаку "Петрозаводск" на южном выезде из города. Буквально следом за нами подъехал и Хайлюкс - Катя даже не успела дожевать бутерброд, который вечером в гостинице дали вместо завтрака.

Такой ранний подъём был обусловлен тем, что до дома оставалось порядка 900 километров - и мы планировали покрыть это расстояние за один день. Кроме того, через 120 километров нам предстояло пересечь реку Свирь на пароме. Тот, как водится, ходил по расписанию: с нашего берега он уходил в 9:30, 10:30 и 11:30 - а затем уже в 13:10, после обеда. Я рассчитывал, что на рейс в половине одиннадцатого мы попадаем с запасом.

Мы покинули Петрозаводск - и пошло отличное шоссе А-215: ровное, почти прямое и без населённых пунктов. Саша по рации сказал, что такими темпами мы можем и на паром в половине десятого успеть.

-2

Однако оказалось, что не всё так просто. Где-то в районе деревни Вехручей мы попали в пробку. Через некоторое время причина пробки выяснилась: реверсивное движение из-за дорожных работ.

-3

Как обычно, финальную маршрута я проработал хуже всего: просто не хватило времени перед путешествием изучить достопримечательности по пути из Петрозаводска до Вытегры. А на юго-западном берегу Онежского озера (от Петрозаводска до Вознесенья) тоже есть немало интересного. Во-первых, это место компактного проживания вепсов - небольшого финно-угорского народа, численность которого менее пяти тысяч человек. Собственно, Вехручей - это старинная вепсская деревня. А столицей вепсов считается Шёлтозеро, которое мы тоже проехали. После него реверсивные движения закончились - и асфальт тоже кончился, что снизило скорость нашего движения. Во-вторых, в этой местности активно добывают некий камень под названием габбро-диабаз (магматическая порода). По пыльному грейдеру навстречу нам иногда проезжали грузовики-тяжеловозы, которые везли в своих кузовах по два-три огромных камня этой породы.

-4

Вскоре после Рыбреки (это тоже старинное вепсское село), видимо, располагается сам карьер, где происходит добыча: с дороги было видно высоченные горы этих камней - казалось, что одна из гор высотой с пятиэтажный дом. Но мы не останавливались для фото, поскольку спешили на паром. Фотографировал я только на ходу: вот, например, где-то в районе Щелеек за холмом мы снова увидели батюшко Онего, как его в этих краях называют. К слову, в самих Щелейках (а это уже Ленинградская область) сохранилась деревянная пятиглавая церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского) конца XVIII века - только мы, конечно, не заезжали на неё посмотреть.

-5

Наша гонка от стелы "Петрозаводск" до парома в Вознесенье завершилась в 10:10 у причала на правом берегу Свири. На дороге уже стояла очередь из нескольких автомобилей. Мы вышли на улицу и стали изучать окружающую обстановку. Александра сфотографировала паром "Марш славянки". Он стоял у другого причала - и было не очень похоже, что пересекать реку мы будем на нём.

-6

Перед нами в очереди стоял пожилой мужичок на "Жигулях". Я у него поинтересовался, надо ли идти куда-то в кассу покупать билеты на паром. Он ответил, что нас обилетят прямо на пароме, ничего заранее покупать не нужно. Разговорились. Мужичок рассказал, что страдает от астмы и ХОБЛ. На днях он выкопал на своём участке картошку, а ещё сходил в лес - после этого проблемы с лёгкими обострились. Собственно, он и ехал на левый берег за медицинской помощью. Сказал: хорошо ещё, что паром есть - а то пришлось бы делать огромный крюк через Подпорожье.

Пока мы говорили, мимо проезжал молодой мужик на самодельном квадроцикле, зачем-то тащивший за собой на верёвке колесо. Остановился, поздоровался с водителем "Жигулей". Похвастался, что в его квадроцикле двигатель от "Оки". Я подумал: Вознесенье вроде бы стоит на довольно важной дороге - при этом по посёлку ездят такие транспортные средства, как будто в далёкой глуши. Под эти разговоры и наблюдения с противоположного берега к нашему подошёл паром.

-7

По нашей автомобильной очереди прошёл сотрудник транспортной безопасности, попросив всех открыть багажники (наверно, это разумная предосторожность). Паром выпустил автомобили на наш берег - после чего на судно заехали мы.

-8

Проезд автомобиля на пароме стоит 170 рублей (пассажиры - бесплатно). Я пожелал заплатить картой. Билетёрша повела меня на верхнюю палубу, где в каюте стоял банковский терминал. После оплаты я сфотографировал широкую Свирь.

-9

- Так, спускаемся вниз! - закричала на меня билетёрша.
Однако я сделал ещё несколько кадров, прежде чем спуститься. Мы подходили к левому берегу.

-10

С паромом в Вознесенье была своя история. Долгое время переправу осуществляло судно "СП-28", построенное в далёком 1969 году. В 2015 году был введён в эксплуатацию новый паром "Аркадий Филатов" отечественного производства - который не проходил и двух недель, сломался. Починить его не удалось до сих пор. В 2023 году в Вознесенье пригнали тот самый "Марш славянки" с Сашиного фото. Он тоже ещё советского производства, построен в 1987 году. Не знаю, когда он ходит: мы переправлялись на старом добром "СП-28", который до сих пор эксплуатируется.

-11

Вскоре после Вознесенья мы покинули Ленинградскую область и въехали в Вологодскую.

-12

На границе регионов, как это нередко бывает - грейдер, асфальта нет.

-13

Первым населённым пунктом Вытегорского района на нашем пути была Ошта. Если на северном берегу Онежского озера финские войска в Великую Отечественную были остановлены в Повенце, то с южной стороны - как раз под Оштой. По-моему, там даже где-то обелиск есть: "Здесь был остановлен враг".

Началась отличная асфальтовая дорога, располагавшая к быстрому движению. Однако я заметил, что разгоняется Ховер как-то плохо. Да и выхлопными газами в салоне во время разгонов тоже стало пахнуть сильнее. Предложил по рации Саше остановиться, чтобы заглянуть под капот. Съехали мы в лесочек, открыли капот - а там...

-14

Патрубок воздушного фильтра - головная боль для турбо-Ховеров. Изготавливается из настолько жёсткого пластика, что им можно сделать харакири. Вот у меня и отломилась от него трубочка, на которую надевается шланг с буквой "H". Конечно, в лесу мы его как следует починить не могли. Подвязали шланг проволокой (чтобы он всё-таки как-то стыковался с патрубком) и поехали дальше, потратив на эту возню полчаса.

-15

Вскоре (где-то между Нижней Водлицей и Кедрой) был участок совсем плохой дороги, который нас тоже задержал. Пишут, что ещё в 2021 году вся трасса А-215 выглядела так и даже хуже - но к лету 2024 года на участке между Оштой и Вытегрой такой плохой дороги оставалось всего несколько километров. Всё-таки нынешние темпы ремонта и строительства дорог приятно впечатляют.

-16

Затем снова начался хороший асфальт. Проехали мы Мегру (где пересекли по мосту одноимённую реку), Кондушский погост, Палтогу... Сёла Южного берега Онежского озера выглядели справными, красивыми. В одном месте с холма мы видели само Онего - но из-за спешки не стали останавливаться для фото. А в Палтоге очень коварно установлена камера - на самом въезде, чтобы поймать тех, кто ещё не успел снизить скорость перед населённым пунктом. Впрочем, в Вологодской области вообще любят на загородных шоссе ставить камеры через каждый километр.

Вскоре после полудня мы въехали в Вытегру с запада и подъехали к шлюзу №1 Волго-Балтийского канала, замкнув тем самым наше Кругоонежье. В принципе, сам по себе маршрут вокруг Онежского озера имеет длину менее 700 километров, то есть проезжается за день. Мы же вернулись в Вытегру спустя шесть дней - да и по расстоянию проехали явно больше.

-17

Заправляться в Вытегре мы не стали: бак Ховера был заполнен бензином под Кондопогой, а экономичный дизель Хайлюкса ещё не успел израсходовать всю соляру из Медвежьегорска. Мы взяли хороший темп от Вытегры и примерно за полтора часа добрались до Липина Бора по идеальному асфальту трассы А-119. Дорога была очень слабо загружена, я как поставил круиз-контроль на 105 км/ч - так практически и не выключал его (несмотря на лопнувший патрубок воздушного фильтра). Заправились на "Лукойле" и пошли обедать в кафе "Баранка".

-18

Накормили нас в "Баранке", как всегда, хорошо. А дети наши явно устали от такого интенсивного перегона: после обеда они пошли на детскую площадку рядом с кафе - и там немножко расслабились.

-19

После Липина Бора мы держали почти такой же хороший темп. Патрубок воздушного фильтра меня, конечно, беспокоил. В салоне попахивало выхлопными газами - а мне казалось, что пахнет перегретой до красного каления турбиной, как в 2018 году во время возвращения из Мезени. После Кириллова я даже в одном месте резко остановился и свернул на просёлочную дорогу, после чего выскочил из Ховера и быстро открыл капот. Однако турбина не была красной. Пахло в салоне не ею, а именно выхлопными газами.

Мы ехали по полупустому шоссе А-119 и переговаривались по рации. Саша и Саша критиковали меня за то, что отказался с Воттоваары ехать на озеро Импилампи. Говорили, что это им напомнило фильм, закончившийся на самом интересном месте. А я ещё в первый день путешествия почувствовал, что с Ховером происходит что-то не то. Да и устали мы за эту неделю от жизни в лесу. Поэтому я отвечал, что Импилампи можно оставить на следующее путешествие.

Перед Вологдой, конечно, автомобилей на дороге стало чуть больше.

-20

Но самый загруженный участок нашего пути наступил после Вологды, когда мы выехали на федеральную трассу М-8 "Холмогоры". На 85 километров до Пречистого мы потратили полтора часа - правда, из них полчаса ушло на техническую остановку, когда я надумал вылить в бак одну из канистр, ездивших на верхнем багажнике Ховера: долго выливал, потом долго сушил воронку, чтобы в салоне не пахло бензином. Вологодская область сменилась на Ярославскую, а в Пречистом мы наконец-то покинули федеральную трассу.

На железнодорожном переезде в Пречистом я зазевался и переехал рельсы на слишком большой скорости. Ховер сильно тряхнуло. Экипаж Хайлюкса сообщил по рации, что из нашей машины что-то вывалилось. Это что-то оказалось прокладкой от турбины. Я в первый момент инстинктивно ужаснулся: "Прокладка из-под турбины вывалилась на асфальт! Так вот почему в салон идут выхлопные газы!" Потом, конечно, сообразил, что прокладка так просто отвалиться не может - разве что вместе с турбиной. Скорее всего, при предыдущей замене эту прокладку просто уронили, и она долго ездила где-то в моторном отсеке - а тут вот вывалилась.

-21

После Любима ехавший навстречу нам по шоссе одинокий внедорожник, явно подготовленный для путешествий, свернул на просёлочную дорогу и направился в лес. Мы поняли, что экипаж того автомобиля собрался ночевать: уже вечерело. А нам в тот момент до ночлега оставалось ещё без малого 250 километров. По дороге "около дела" мы перебрались из Ярославской области в Костромскую, проехали Буй и повернули на юг. Саша по рации сказал, что ему уже пришло письмо о штрафе за превышение скорости - возможно, как раз из Палтоги.

-22

Сусанино мы проезжали уже в сумерках, а когда добрались до поворота на Судиславль - совсем стемнело. Остановились и тепло попрощались с Сашей, Сашей и Ваней: они продолжали путь прямо до Костромы, а мы через Судиславль и Островское направлялись в Кинешму. Хайлюкс уехал, мы же с дочкой ещё немного перекусили, позвонили жене... Одним словом, на эту остановку у нас ушло 25 минут.

После Судиславля пошёл сильный дождь, дорога вся была мокрая, грязная - и сильно загруженная фурами до самого Островского. Мы ехали со скоростью 70-80 км/ч, обгонять фуры было опасно и бессмысленно. В Островском свернули на узкую и извилистую дорогу до Заволжска и поехали по ней на юг сквозь туман. А уж когда покинули Костромскую область и въехали в Ивановскую - почувствовали себя практически дома. Однако до дома мы добрались ближе к полуночи - через 16 часов после выезда из гостиницы в Петрозаводске.

-23

Разгрузили вещи и пошли домой - ужинать, рассказывать и спать.

* * *
Рассказ о хорошем путешествии, как обычно, требует эпилога. Тут можно написать, что я ещё когда познакомился с Сашей и Сашей в 2021 году
в путешествии в Опоки, сразу подумал: хорошо бы с ними съездить на Север. А в заключении к путевым заметкам к прошлогоднему путешествию на Унжу я писал:

Мне показалось, что мы готовы к более дальнему, более долгому и более масштабному путешествию в дикие места. А ещё мне показалось, что на Унже сама окружающая обстановка подсказывала направление для будущего путешествия. Заросший травой лесной грейдер до Даравки, напоминавший полудикие дороги в архангельской тайге; "бухалочная" возле устья Виги, напомнившая зимний путь от Усогорска до Кучкаса; настоящий северный закат, наблюдаемый нами с кологривского моста через Унжу - всё это будто звало следующим летом отправиться в путешествие по Русскому Северу. И я был бы рад, если бы мы в том же составе и на тех же машинах поехали дней на десять куда-нибудь в Пинежье.

Вот мы и съездили, хоть и не на десять дней в Пинежье, но на восемь дней в Карелию, в Кругоонежье. Получилось неплохое повышение градуса наших путешествий прошлых лет. И для путешествия такого формата сложно было бы подобрать товарищей лучше, чем экипаж Хайлюкса. Очень комфортно было с ними жить в лесу.

Если говорить об уроках, извлечённых из этого путешествия: в первую очередь, я подумал, что нашей команде немного не хватает дисциплины. К примеру, на 900-километровый путь от Петрозаводска до Кинешмы мы потратили 16 часов. Думаю, если бы мы делали остановки более редкими и короткими - легко бы уложились в 14 часов, даже с учётом парома и плохих участков дороги. А без парома, без грейдерных участков и без неисправностей такую дистанцию можно было бы проехать и за 12 часов.

Во-вторых, я подумал, что есть смысл разделять периоды езды и периоды кемпинга. Если мы стоим где-то на озере день-два - можно себе позволить и вечером у костра посидеть подольше, и шашлык пожарить, и выпить чего-нибудь, и утром поспать побольше. Но вот если мы останавливаемся на ночлег и знаем, что завтра снова нужно ехать - тогда график должен быть более суровым: восемь часов вечера - остановка, быстрый и простой ужин без спиртного, десять вечера - отбой, шесть утра - подъём, быстрый и простой завтрак, восемь утра - выезд.

В-третьих, в это путешествие пришлось заметить, что моложе не становится ни моя машина, ни я сам. Очень неприятной неожиданностью было, что на второй день поездки меня так подвели глаза из-за недосыпания и перенапряжения. И Ховер тоже более чем 2500 километров пути проехал неисправным. Патрубок воздушного фильтра на следующий день был отремонтирован золотыми руками моего тестя с использованием сантехнических труб.

-24

Уже осенью в Москве я заказал на АлиЭкспрессе эластичный силиконовый "тюнинговый" патрубок и поставил его взамен штатного. А чуть позже выяснилось, что и выпускной коллектор тоже лопнул - выхлопные газы в салон шли из-за его негерметичности. Его мне поменяли в сервисе.

В целом же многодневное путешествие на Север в летний период с проживанием преимущественно вне цивилизации стало для меня новым опытом: ранее я так ездил только
зимой. Есть желание следующим летом снова совершить подобное путешествие - и, может быть, забраться ещё дальше на Север.

P.S. Моё повествование о нашем летнем путешествии на этом завершается - а сейчас на дворе январь. Поэтому я снова делюсь ссылкой на свой Телеграм-канал, где фото, видео и краткие заметки о поездках появляются раньше всех (если есть возможность - в режиме "онлайн"):
https://t.me/beacon1143

Оглавление