Великий князь Кирилл Владимирович был вторым сыном великого князя Владимира Александровича, брата Александра III, и великой княгини Марии Павловны, урожденной принцессы Мекленбург-Шверинской. Родился Кирилл Владимирович 30 сентября (12 октября) 1876 года в Царском Селе. Крёстным отцом мальчика был его дед, император Александр II, крёстной матерью - будущая императрица, великая княгиня Мария Федоровна.
Чудесное спасение
Обучение великий князь получил военно-морское и прошел весь путь от мичмана до контр-адмирала в Свите. Принимал участие в Русско-японской войне - в Порт-Артур он прибыл в начале марта. 31 марта 1904 года, во время взрыва флагманского броненосца «Петропавловск» от японской мины, капитан 2 ранга великий князь Кирилл Владимирович находился на капитанском мостике вместе с вице-адмиралом С.О. Макаровым. Адмирал и большая часть экипажа погибли, но великий князь был одним из немногих, кому удалось спастись.
Кирилл Владимирович об этом страшном событии вспоминал:
«Страшная сила водной стихии захватила меня и штопором потянула в черную пропасть, засасывая все глубже и глубже, пока всё вокруг не погрузилось во тьму. Казалось, спасения не было. Это конец, подумал я. В голове мелькнула короткая молитва и мысль о женщине, которую я любил. Но я продолжал отчаянно сопротивляться стихии, державшей меня своей мертвой хваткой. /…/ Я боролся как одержимый и внезапно оказался на поверхности».
Еще 40 минут он продержался в холодной мартовской воде, уцепившись за какой-то обломок, пока его не подобрали спасатели с минного крейсера «Гайдамак». Он получил ранение ног и переохлаждение в холодной воде, но когда его заметили, Кирилл Владимирович крикнул:
«Со мною все в порядке, спасайте остальных!».
За мужество великий князь был награжден золотым оружием с надписью «За храбрость».
Скандал в императорском семействе
Кирилл Владимирович покинул Порт-Артур на поезде, лечение он проходил в Германии. Находясь на лечении, он в 1905 году в Баварии вступил в брак с принцессой Викторией Мелитой Великобританской и Ирландской и Саксен-Кобург-Готской, в которую давно был влюблен. Несмотря на громкие титулы невесты, свадьба великого князя Кирилла вызвала большой скандал в императорской семье. Причин для этого было несколько: невеста была великому князю двоюродной сестрой, она была не православной и разведённой. По этим причинам император согласия на брак не дал, что было необходимым условием для вступления в брак представителей императорской семьи.
Долгое время чувства Кирилла Владимировича и Виктории Мелиты носили платонический характер, так как родители великого князя – Владимир Александрович и Мария Павловна, стремились всеми силами не допустить брака сына с разведённой женщиной. Великая княгиня Мария Павловна даже предложила сыну взять Викторию в любовницы, но жениться на другой, достойной женщине. Но Кирилл Владимирович не согласился.
25 сентября 1905 года Виктория Мелита и Кирилл Владимирович поженились в небольшом местечке недалеко от Мюнхена. Свадьба была скромной, гостей было немного. Родственники присутствовали только со стороны невесты. Также был приглашен дядя жениха и невесты, великий князь Алексей Александрович. Но из осторожности, на всякий случай, он прибыл, когда церемония бракосочетания была уже закончена.
Реакция Николая II на этот брак была быстрой и гневной. Он заявил, что брак не признает, что дети, рождённые в этом союзе, будут не Романовы, а получат фамилию князей Кирилловских и титул «Ваша Светлость». Кроме того, Кирилл Владимирович был уволен со службы на флоте, лишён звания флигель-адъютанта и полагающихся для членов императорской семьи выплат, ему с супругой был запрещён въезд в Россию и проживание в стране.
Столь резкая реакция императора Николая II на брак своего кузена многим показалась чрезмерной. Но объяснялось это просто: первым супругом Виктории Мелиты был родной брат императрицы Александры Федоровны. А она заявила, что никогда не сможет простить ни «женщину, которая вела себя так безобразно», ни великого князя Кирилла.
Молодожёнам ничего не оставалось, как поселиться в Европе. Они уехали в Париж, приобрели там дом недалеко от Елисейских Полей, а на жизнь средства им выделяли родители.
В 1907 Николай II, наконец, признал этот брак. Все-таки, великий князь Кирилл Владимирович в списке наследования императорского трона стоял четвёртым. К тому же, вскоре после свадьбы Виктория Мелита перешла в православие и приняла имя великой княгини Виктории Федоровны.
15 июля 1907 года Именным указом императора супруга Кирилла Владимировича и их единственная к тому времени дочь Мария были включены в список членов Императорского дома с предоставлением титула «Высочества». Кирилл Владимирович был восстановлен на службе и получил приглашение вернуться в Россию.
В мае 1910 года супруги и две их дочери, Мария и Кира, приехали в Петербург и поселились в доме Кирилла Владимировича на улице Глинки, 13.
Кирилл Владимирович вернулся на службу - служил на крейсере «Олег», а в 1913 году был переведен в Гвардейском экипаже, который был расквартирован в Царском Селе. В 1915 году был назначен его командиром. С началом Первой мировой войны переведен в штаб верховного главнокомандующего.
Февральская революция. Была ли измена?
В ходе Февральской революции 1917 года великий князь Кирилл Владимирович повел себя недостойно своему высокому положению. Он надел «красный бант», перешел на сторону революции и предоставил возглавляемый им Гвардейский экипаж в полное распоряжение Государственной думы. Многие считали его предателем, отрекшимся от своего брата-императора. Но так ли все было просто в поведении Кирилла Владимировича? Была ли измена Николаю II, или это была попытка спасти и императора, и монархию?
Фактически в Петрограде к концу февраля 1917 года не осталось законной власти. Император находился в пути, направляясь в столицу, правительство распалось, Дума была распущена до апреля. Между тем, в городе было «двоевластие» - реальная власть оказалась в руках революционеров, которые поделились на две партии: «умеренные» революционеры, подчинявшиеся Временному правительству, и «крайние» революционеры, подчинявшиеся Совету рабочих и солдатских депутатов.
В этом сложной ситуации Комитет при Временном правительстве выпустил воззвание к народу. В нем, в том числе, говорилось о незыблемости Монархии, о том, что монархический строй неприкосновенен и что какие-либо изменения будут осуществляться только с санкции императора. Также в воззвании говорилось, что войска должны подчиниться Временному правительству, чтобы до приезда Государя поддерживать порядок в городе.
Но военные части не спешили становиться под знамена Временного правительства. В городе начался хаос. И тогда великий князь вместе со своим дядей, великим князем Павлом Александровичем, попытался взять эту непростую ситуацию под свой контроль с тем, чтобы спасти положение, чтобы сохранить монархию и государя Николая II на престоле. Поэтому он принял сторону «умеренных» революционеров, чтобы к власти не пришли революционеры «крайние». Кирилл Владимирович предложил Временному правительству верный ему и императору Гвардейский экипаж в качестве силы, способной навести порядок в городе и поддерживать его до приезда императора.
Это намерение великого князя не всеми было понято правильно, и даже ближайшее окружение обвинило его в предательстве. Императрица Александра Федоровна отреагировала на это так: «Кирилл ошалел». Но присягу Кирилл Владимирович не нарушал, Государственной думе и Временному правительству он не присягал.
Кирилл Владимирович также рассылал письма за своей подписью командирам колеблющихся частей, в те формирования, в которых еще не начали срывать погоны с офицеров, отбирать оружие и убивать. Он призывал их не поддаваться влиянию радикалов из Совета, а встать на сторону Временного комитета. Следует сказать, что Кирилл Владимирович остался единственным из начальников воинских частей, кто сохранил в подчинении вверенное ему подразделение. Это служило хорошим примером, и к его Экипажу стали присоединяться другие части.
Красный бант на великом князе
Кириллу Владимировичу многие ставили в вину, что он надел «красный бант». Но есть множество свидетельств людей, лично видевших князя в те дни, которые отмечали, что тот был одет по Уставу:
«Великий князь вошел в сопровождении двух офицеров; все трое были одеты по форме - в черных шинелях, с башлыками, продетыми под погоны, - и ни на одном из них не было никаких бантов или каких-либо неформенных отличий».
Выдумки про «красный бант» могли распространять его недоброжелатели.
Попытка сохранить монархию
О намерении Думы вынудить Николая II отречься от престола в пользу своего брата Михаила Александровича и последующего намерения свергнуть монархию великий князь Кирилл Владимирович не догадывался. 2 марта, когда в Петрограде еще не было известно об отречении императора, но слухи уже начали распространяться, великий князь Павел Александрович пишет своему племяннику Кириллу Владимировичу:
«Вчера вечером мне ужасно не понравилось новое течение, желающее назначить Мишу регентом. Это недопустимо, и возможно, что это только интриги Брасовой. Может быть, это только сплетни, но мы должны быть начеку и всячески, всеми способами сохранить Ники на Престоле».
На это письмо Кирилл Владимирович ответил:
«Совершенно с тобой согласен, но Миша, несмотря на мои настойчивые просьбы работать единовременно с нашим Семейством, прячется и только сообщается секретно с Родзянкой. Я был все эти тяжелые дни совершенно один, чтобы нести ответственность перед Ники и Родиной, спасая положение, признавая новое правительство».
Эти письма подтверждают, что действия Кирилла Владимировича не были предательством. Так он старался «всеми способами сохранить Ники на Престоле». Он надеялся, что частичные уступки, такие, как признание Временного правительства, помогут сохранить монархию и удержать Николая II у власти.
Эмиграция
7 марта 1917 года Временное правительство приняло решение об аресте отрекшегося императора Николая II и его супруги. Узнав об этом, великий князь Кирилл Владимирович счел дальнейшую службу в подчинении Временному правительству невозможной – это было несовместимо с честью. Он подал в отставку и с беременной супругой и дочерями Марией и Кирой уехал в Финляндию. Там у него родился сын Владимир.
Три года он жил в Финляндии, что было не очень безопасно, но он ждал и надеялся. Надеялся, что белое движение возьмет власть и его, как претендента на русский престол, призовут вернуться. Но не дождался.
В 1920 году стало известно, что мать Кирилла Владимировича, великая княгиня Мария Павловна, смогла, наконец, покинуть революционную Россию и прибыла во Францию. Великий князь с семьей покинул Финляндию, чтобы встретиться с матерью и другими родственниками. В Финляндию они больше не вернулись, поселились во Франции, в Бретани, где в местечке Сен-Бриак приобрели имение.
В эмиграции великий князь Кирилл Владимирович объявил себя Императором Всероссийским в изгнании.
О жизни Кирилла Владимировича в эмиграции в другой публикации.
Родители великого князя Кирилла Владимировича: