Современная живопись, казалось бы, отдалилась от классических тем и сюжетов, но не от красоты природы. Выставка «Ах, эта магия заката!» представляет работы талантливых художников разного возраста – профессионалов, любителей, учащихся и студентов, – вдохновленных одним из самых романтичных моментов дня – заходом солнца.
Необычайную яркость мира и природы видим в работах юных художников: «Сказочный вечер» Анны Бердышковой (13 лет, г. Лесной Свердловской области), «Горячий закат» Виктории Тихомировой (11 лет, Воронеж), «Южный закат» Михаила Егорова из Санкт-Петербурга.
Михаил представил еще два рисунка, показывающих чудо уходящего дня. В пленэрной работе «Закат в горах Абхазии» он передал удивительные оттенки вечернего неба на Кавказе.
«Это рисунок с натуры, такого необычного цвета закат я увидел в горах Абхазии, в окрестностях Нового Афона», – прокомментировал свою работу юный художник.
И совершенно иные цвета использует Михаил в акварельно-гуашевой работе «Закат на озере Бездонка»: заросшее камышом озеро в Ленинградской области дарит миру не менее прекрасные картины.
Японский сад парка «Краснодар» подсказал Маргарите Часовской (10 лет, Краснодар) два удивительных сюжета, созданных с отсылкой к восточной стилистике: «Золотой Дракон в лучах заката» и «Закат в Японском саду».
Художественно размышляя над темой заката, современные художники ищут новые формы выражения, экспериментируя с цветами и композицией.
Сильный и сочный закат представили Ольга Ильченко (Якутск) в работе «Золотой час» (вольная копия картины Л. Афремова) и Полина Башкайкина (Borya Boris) из Отрадного. «Яркость» – так и назвала художница свою работу. Простой сюжет, но при этом насыщенные, интенсивные цвета, четко выверенная композиция.
Эта работа словно перекликается по цветовой палитре с ярким фантазийным сюжетом «На лодочке» Натальи Антипьевой (Томск).
На первом плане – буйство красок, изумительно интенсивные цвета, улетающий в небо воздушный шар, будто часть закатного неба, напоминающего рериховские горы.
И вторит им фактурный «Апельсиновый закат» Александры Джугля (Тольятти).
Созданный на одном дыхании, обобщённо-символический образ магически притягивает взгляд зрителя и отражает разнообразие настроений пограничных минут: спокойствие, тревога, тишина, надежда…
«В такие моменты кажется, что всё кругом замирает» – прокомментировала Александра свою работу.
Тема заката раскрывается художниками как через интересные цветовые сочетания, так и через различные техники и стили, позволяющие зрителю ощутить всю магию этого мгновения.
Оригинальную, очень интересную трактовку темы представила Наталья Камышан (Екатеринбург). Картина «Домой» написана для Героя России Дамира Юсупова. Яркие, тревожно-оранжевые закатные облака, светящиеся огни посадочной полосы – и, словно огромная птица, удаляющийся самолет.
Летящий домой.
«Чудеса начинаются!..» – так назвала свою работу Татьяна Карамнова (Ижевск). И ведь действительно: время заката – это время тайн, загадок, рождения фантастических сюжетов.
«Закат всегда завораживает. Золотой, серебряный, бронзовый, он всегда волшебный и сказочный».
Эти слова Виктории Бурковой (Новодвинск) о своей работе «Сказочный закат» можно отнести и к волшебному «Дереву на закате», созданному Верой Климовой (Верочкой) из Норильска с использованием зеркал, потали, структурной пасты, лака, эпоксидной смолы.
Яркие, насыщенные цвета и необычный образ отличают работу «Мысли о тебе» Татьяны Пантюхиной (Ижевск).
Что в голове героини?
Любовь или одиночество?
Тайные страхи или надежда?
А вот мысли героев рисунка «Рыбалка на закате» 12-летней Виктории Купрюхиной (Ви) из Калуги понятны и многим близки. Юная художница изобразила человека и пришельца с другой планеты, которые пришли порыбачить на озеро, освещенное лучами уходящего солнца.
Но, конечно, самые невероятные закаты можно наблюдать на Волжской земле. Так утверждает 17-летняя жительница Нижнего Новгорода Александра Шухрина. Её картина «Закат на Волге» передает впечатление последних мгновений дня, когда солнце, вспыхнув огненным шаром, нависает над рекой и лесом, ярким прощальным светом подсвечивая лиловые облака.
Именно такое, удивительно-фантазийное «Закатное облако» появилось в работе нижегородки Екатерины Бобровой.
Поистине, Нижний – столица закатов!
Художники часто обращаются к природе, чтобы передать не только свои эмоции и переживания, но и красоту окружающего мира через тему заката.
15-летняя Ксения Бобровицкая (Клинцы Брянской обл.) увидела последние лучи заходящего солнца, которые пробиваются над стенами одного из красивейших монастырей в Брянской области, и нарисовала «Закат над Свенским монастырём».
Галина Федина из Калуги в модульной картине «Ока» создала живописный образ реки, которая предстаёт перед зрителем, словно красавица в разных нарядах: «Тихая заводь», «Речной простор», «Заря вечерняя».
И это не капризная красавица, а величественная, неспешная, вечная. Глядя на триптих, кажется, и дышать начинаешь полной грудью, и взгляд не в силах охватить всю ширь закатной реки.
На картине Людмилы Сорокиной «У излучины» и в акварели «Туман у реки» Александры Шухриной природа будто замерла. Приглушенные тона, тишина, покой.
Это «…магнетический пейзаж летнего вечера, когда ясное небо, провожая солнце, окрашивается в сиренево-желтые тона, а лес на той стороне и реку окутывает стелющийся туман», – так описала Александра Шухрина свою работу.
Мягкие тона среднерусского пейзажа, чуть колышущиеся на закате луговые травы и цветы представлены на картинах «У камыша» Галины Симановой (Симановой-Утемовой, п. Яр Удмуртской республики), «Закат на реке Мста» москвички Марины Сатиной (Муриц), «Река в лучах» Ольги Ильченко (Якутск). Эти работы будто иллюстрации к строкам Феодосия Савинова, написанным еще в 1885 году:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Надежда на новое чувствуется в пастельной работе «Прогулка на закате» Светланы Никитиной (Краснодар). Лёгкий сюжет, воздушное исполнение.
Однако не только сочными и интенсивными цветами завораживает закатное небо. Порой это красота неяркая, навевающая меланхолические мысли.
«Апрельский вечер», запечатлённый темперой Ильёй Кучерявым (Волгоград), создаёт ощущение магии, таинственности. Еще довольно яркое небо – и уже погружающаяся в сумрак деревня.
Мягкие, нежные цвета использовала Ирина Румянцева (Клинцы Брянской обл.), изобразив Клинцовскую ТЭЦ в необычном малиново-розовом свете уходящего солнца на камерной картине «Вид на Стодольское озеро».
Меланхолия и лёгкая грусть чувствуются в работе москвички Александры Крыловой (ТТХ) «Вечереет».
Окрашивая облака в самые необычные цвета, солнце неспешно скатывается за горизонт. Удивительное по колориту закатное небо, яркость которого усиливается уже темным городом, отражается в водах канала.
Какое место вдохновило Александру?
Питер?
Венеция?
Возможно, кто-то узнает и другой город, переживающий это постоянное, но никогда не повторяющееся чудо заката.
Любимый многими художниками сюжет – закат на море – представлен в работах Светланы Ивановой, Людмилы Збутевич, Татьяны Ставской, Рустама Батчаева.
Но если на картине «Утомленное солнце Юрмалы» Светланы Ивановой (Москва, ТТХ) холодные оттенки голубого, бирюзового, зеленоватого, освежают, создавая эффект спокойствия и легкости, а в сочетании с облаками цвета фламинго придают сюжету насыщенность и сочность, то практически те же цвета в работе «В объятьях неизвестности» Рустама Батчаева (Черкесск) создают ощущение смятения, тревоги, напряжения, которые усиливаются подчёркнуто заостренными формами волн и корабля.
Парусник на фоне заходящего солнца – тема работ Людмилы Збутевич (Подольск). «Море. Облака» и «Море. Розовый закат. Парусник» словно повествование о долгом пути одного корабля. Вот он окрашен золотом лучей среди уходящих в тёмную синь морских волн и неба, а вот – розово-фиолетовые тревожные облака охватывают паруса холодом.
В определенной степени декоративная работа «Море, солнце, весна» Татьяны Ставской (Раменское МО) словно переносит зрителей в волшебное царство: ярко-розовые цветы магнолии на переднем плане, виднеющиеся башни фантастического замка… И всеохватное солнце, символизирующее не столько завершение дня, сколько начало чего-то нового.
Безусловно, отдельная тема – закат зимний.
Сергей Денисов (Куса Челябинской обл.) в импрессионистической работе «В лучах заката» создал яркий образ деревенского вечера. Собственно заката не видно, но свет уходящего солнца окрашивает снег в теплые, почти золотые тона.
«Зимний пейзаж» Ольги Ромазановой (ПГТ Пиндуши Медвежьегорского р-н респ. Карелия) создает настроение сказки, знакомой с детства. Величие природы и необъятность просторов подчеркиваются небольшой фигуркой, машущей вслед уходящему солнцу. Это не страшная сказка – это сказка веры и надежды.
Подобным светлым настроением проникнута и работа «Зимний хутор» Анны Ашаевой (Чистополь РТ).
А вот весенне-холодные работы «Сухогруз на Волге» Антонины Шестаковой (Шахты) и «Закат на Байкале. МАРТ» Веры Михнюк (Вера Пикало) из Бурятии (ПГТ Заиграево) создают ощущение напряжения.
Или ожидания. Ведь даже холодные серебристые воды Байкала играют кое-где теплыми бликами закатных лучей, даря надежду, а темные, серо-синие тучи над Волгой не поглотили ещё мягкий свет уходящего солнца.
Конкурс «Ах, эта магия заката!» продемонстрировал разнообразие подходов художников к передаче средствами изобразительного искусства одного из самых удивительных явлений природы. Безусловно, представлены работы разного уровня мастерства, но каждая картина уникальна, вызывает отклик и передает особый взгляд на это ежедневное, но никогда не повторяющееся чудо – закат.
(Обзор подготовила Екатерина Арно)