В ночь с 4 на 5 октября 1940 г. из порта Сидни на канадском острове Кейп-Бретон в направлении Англии вышел морской конвой SC-7, состоявший из 34 транспортных судов под охранением 5 конвойных кораблей (три шлюпа и два корвета). Командование предполагало, что скорость продвижения конвоя будет более 8 узлов; однако из-за того, что в один строй с новыми транспортами были поставлены старые, изношенные суда, в реальности скорость конвоя едва достигала 5 узлов. Из-за разности скоростей конвой за несколько дней плавания растянулся по просторам океана более чем на 30 км, и шедшие впереди или позади суда не имели представления, о том, что происходит на другом конце строя. Всего пять кораблей сопровождения не могли уследить за такой длинной «змеей», и охранение конвоя фактически было условным.
Поздним вечером 16 октября конвой вошел в район банки Роколл (северо-западнее Ирландии), у которой несла боевое дежурство в надводном положении немецкая подлодка U-48 капитан-лейтенанта Генриха Блейхродта. В ранние часы наступившего 17 октября вахтенный на мостике U-48 разглядел в лунном свете силуэт шедшего в хвосте строя танкера «Languedoc» (9.512 брт), и командир направил лодку к вражескому судну. Затем, разглядев и другие, шедшие впереди суда, Блейхродт приказал передать в эфир сообщение об обнаружении конвоя, и в этот район устремились лодки, находившиеся на позициях восточнее и севернее банки Рокколл. В 05.53 утра U-48 веером выпустила торпеды по «Languedoc», а затем по шедшим перед ним пароходам «Scoresby» (3.843 брт) и «Haspenden» (4.678 брт). Все три судна были поражены; «Languedoc» и «Scoresby» вскоре затонули, но «Haspenden» был лишь поврежден, и продолжил поход. Блейхродт не смог добить его: привлеченный взрывами торпед к хвосту конвоя спешил один из шлюпов, и U-48 отошла подальше в сторону. Идя параллельным с конвоем курсом, U-48 передавала в эфир его направление, скорость и численность судов.
С рассветом с конвоем сблизилась подлодка U-38 капитан-лейтенанта Генриха Либе; в 09.51 она торпедировала и потопила пароход «Aenos» (3.554 брт), но затем была вынуждена отойти в сторону из-за приближения сторожевиков. U-38 так же пошла вдали параллельным курсом, дублируя радиопередачи U-48 (под воду лодки не погружались, чтобы не отстать от конвоя). Однако вскоре над судами появилась вызванная руководством конвоя летающая лодка «Сандерленд», и обоим немцам все же пришлось уйти под воду - под ударами глубинных бомб с самолета и атаковавших их кораблей охранения. В результате U-38 и U-48 отстали от конвоя, и «вышли из игры».
Но они успели передать достаточно информации, чтобы в течение 18 октября на конвой смогли выйти подлодки U-46, U-99, U-100, U-101 и U-123. Причем немцы нашли конвой, несмотря на то, что перехватившие их радиопереговоры англичане изменили курс, уйдя дальше на север. Наиболее опасными для англичан были три лодки, которыми командовали опытные асы-подводники: U-46 вел Энгельберт Эндрасс, на счету которого к этому дню числились 8 потопленных судов и 2 вспомогательных крейсера, на мостике U-100 находился Иоахим Шепке, к этому времени потопивший 15 вражеских судов, а U-99 командовал Отто Кречмер, торпедировавший до этого 19 транспортов и 1 эсминец.
Прибывшие немецкие лодки развернулись в завесу перпендикулярно движению вражеских судов впереди по их курсу, и с наступлением темноты вечером 18 октября 1940 г. в надводном положении с разных сторон атаковали конвой SC-7. Первой удар нанесла по обогнавшему конвой пароходу «Shekatika» (5.458 брт) U-123 Карла-Хайнца Мёле, в 20.20 всадившая в этот пароход 3 торпеды. Однако накренившийся «Shekatika» удержался на плаву. В 23.17 он получил еще одну торпеду - от U-100 Иоахима Шепке; но и тогда избитый пароход не пожелал тонуть. Лишь в 03.11 наступившего 19 октября на «Shekatika» в потемках вновь набрела U-123, очередной торпедой заставившая многострадальное судно в конце концов затонуть.
Следующим в дело вступил Эндрасс; его U-46 в 21.00, 21.03 и 21.04 выпустила торпеды по трем появившимся перед ним целям; первая торпеда прошла мимо, остальные поразили пароходы «Beatus» (4.885 брт) и «Convallaria» (1.996 брт); оба судна вскоре затонули. В 22.25 Эндрасс торпедировал и отправил на дно пароход «Gunborg» (1.572 брт).
Подлодка U-101 капитан-лейтенанта Фрауэнхайма произвела два торпедных залпа в 21.12, и три – в 23.09, потопив в первой атаке пароход «Creekirk» (3.971 брт), а во второй – повредив лесовоз «Blairspey» (4.155 брт). Вообще-то повреждения лесовоза были тяжелыми и обрекали его на гибель, однако «плавучий» груз удержал судно на поверхности, и впоследствии «Blairspey» был спасен. С 01.22 по 01.24 наступившего 19 октября U-101 произвела еще четыре залпа, полностью израсходовав все свои торпеды. Ими были отправлены на дно пароходы «Stoesterberg» (1.904 брт) и «Assyrian» (2.962 брт) – флагман, на котором находился начальник конвоя.
U-100 Иоахима Шепке после бесполезного торпедного удара по «непотопляемому» пароходу «Shekatika» в 02.50 наступившего 19 октября попытался добить никак не тонувший лесовоз «Blairspey», до этого пораженный Фрауэнхаймом; однако и его две торпеды не уменьшили плавучесть груженого деревом судна.
Наиболее нагло из всех немцев действовал Отто Кречмер. После того, как в 22.06 его U-99 потопила «Empire Miniver» (6.055 брт), он прямо в надводном положении провел подлодку мимо кораблей эскорта, метавшихся в бесполезных попытках помешать атакующим, и «втиснулся» в самый центр конвоя. Там британские боевые корабли достать его не могли (по инструкции Адмиралтейства при нападении подводных лодок корабли охранения должны были охотиться на них за пределами конвоя). В 23.30 Кречмер выпустил торпеду по ближайшей цели; но та как раз выполняла зигзаг, и торпеда прошла мимо. Тем не менее, она не пропала даром: пройдя целую милю, торпеда попала в нос парохода «Niritos» (3.854 брт), и тот быстро ушел под воду. В 23.55 U-99 торпедировала транспорт «Fuscus» (4.815 брт); от взрыва торпеды сдетонировала находившаяся на пароходе взрывчатка, оторвавшая транспорту весь нос…
В 01.38 и 01.55 Кречмер отправил на дно «Empire Brigade» (5.154 брт), перевозивший военные грузовики, и «Thalia» (5.875 брт) – оба крупных транспорта затонули почти мгновенно. В 03.02 U-99 потопила пароход «Snefjeld» (1.643 брт), а в 03.58 торпедировала транспорт «Clintonia» (3.106 брт). Правда, торпедированное судно осталось на плаву, но в 05.04 пароход был добит артиллерией U-123. При этом Мёле едва не потопил и находившуюся рядом U-99 – первые снаряды с U-123 упали всего в 10 м от ее борта… Однако, хотя добил «Clintonia» Мёле, по возвращении это судно было записано на счет Кречмера
Расстрел «Clintonia» орудийным огнем Мёле был вынужден начать из-за того, что уже израсходовал все свои торпеды. Они были истрачены на никак не желавший тонуть парохода «Shekatika», который U-123 все же удалось добить только в 03.11, и на транспорт «Sedgepool» (5.556 брт), потопленный Мёле в 01.55.
Всего за 17/19 октября (в основном за «Ночь длинных ножей», как ее прозвали немцы) германские подлодки потопили 20 из 34 транспортных судов конвоя SC-7 – несмотря на потуги кораблей охранения, без потерь со своей стороны. При этом союзники лишились 89.532 тонн военных грузов.
Это был крупнейший успех германских подлодок за всю Вторую мировую войну. Сравниться с таким разгромом может только разве что знаменитый конвой PQ-17, потерявший 22 судна и 2 корабля охранения; но там кроме 11 подлодок «основную скрипку» играли более 170 самолетов…
От полного уничтожения конвой SC-7 спасло только то, что на U-123, U-101 и U-99 закончились торпеды, а U-46 и U-100 поспешили к другой, «более жирной» добыче, получив радиосообщение с U-47 Гюнтера Прина об обнаружении неподалеку нового конвоя - НХ-79. Туда же устремились и так и не догнавшие SC-7 лодки U-38 и U-48.
Быстроходный конвой НХ-79 состоявший из 49 транспортных судов, следовал по маршруту Галифакс-Англия в охранении 7 эскортных кораблей. Окружившие НХ-79 подлодки начали атаку на конвой с наступлением темноты вечером 19 октября.
В 22.15 и 22.19 лодка U-38 Генриха Либе своими последними торпедами потопила пароходы «Matheran» (7.563 брт) и «Uganda» (4.966 брт). U-46 Энгельберта Эндрасса в 23.46 отправила на дно транспорт «Ruperra» (4.548 брт), а в 03.25 наступившего 20 октября – танкер «Janus» (9.965 брт).
Лодкой U-47 командовал Гюнтер Прин – на тот момент кумир Третьего Рейха, осенью 1939 г. проникший в сердце британского флота базу Скапа-Флоу, и потопивший там линкор «Royal Oak». Теперь именно он обнаружил конвой НХ-79 и навел на него ближайшие немецкие подлодки. Атаки на вражеские суда Прин начал в 22.27, торпедировав транспорт «Bilderdijk» (6.856 брт) и танкер «Shirak» (6.023 брт). Пароход быстро затонул, а танкер загорелся и остановился, отстав от конвоя. На пламя пылающего судна вышла спешившая к месту событий подлодка U-48 Генриха Блейхродта; она и добила в 00.24 «Shirak» (но этот танкер был записан на счет не Блейхродту, а Прину). В 23.46 U-47 потопила транспорт «Wandby» (4.947 брт), а в 00.37 Прин отправил на дно пароход «La Estancia» (5.185 брт). В 01.48 от торпеды с U-47 начал тонуть транспорт «Whitford Point» (5.026 брт), а в 02.04 Прин повредил торпедой танкер «Atheldmonarh» (8.995 брт).
Иоахим Шепке на своей U-100 в 00.15 и 00.16 выпустил торпеды по танкерам «Caprella» (8.230 брт) и «Sitala» (6.218 брт); оба танкера затонули. А в 07.20 он торпедировал пароход «Loch Lomond» (5.452 брт), который затем за неимением больше торпед добил артиллерийским огнем. «Loch Lomond» стал последней жертвой вырвавшегося, в конце концов, из немецкого капкана конвоя НХ-79 - благодаря быстроходности его судов. Корабли охранения с атакующими лодками так ничего поделать и не смогли…
За «продолжение ночи длинных ножей» 19/20 октября 1940 г. атаковавшие конвой НХ-79 5 немецких подлодок потопили 12 судов. А всего за 48 часов операции (две «ночи длинных ножей») немецкие подводники без потерь со своей стороны отправили на дно Атлантики 32 судна. Правда, так как командиры подлодок определяли тоннаж атакованных судов «на глаз», в их отчетах фигурировала цифра общей уничтоженной судовой грузоподъемности «около 325.000 брт». На самом же деле по послевоенным подсчетам англичане потеряли в этих двух конвоях тоннаж вдвое меньше заявленного немцами - 169.537 брт (89.532 брт конвоя SС-7, и 80.005 брт конвоя НХ-79). Тем не менее, и такая цифра уничтоженного всего за двое суток тоннажа остается рекордной для Кригсмарине.
Немцы посчитали, что наибольшего успеха добилась U-47 Гюнтера Прина, по докладу которого было потоплено 8 транспортов общей грузоподъемностью в 50.500 брт. Однако в реальности U-47 уничтожила только 5 судов на 33.063 брт. Зачисленные командованием ему «в актив» танкер «Atheldmonarh» и два оставшихся неизвестными транспорта, торпедированные Прином в 23.54 и 00.43 и объявленные им потопленными, в действительности получили только повреждения и остались на плаву. Поэтому на самом деле самой успешной подлодкой той операции стала U-99 Отто Кречмера, потопившая за первую «ночь длинных ножей» 7 транспортов общей грузоподъемностью 36.502 брт…
Вынужденное дополнение, вызванное «непониманием позиции автора» у тех читателей, которым лень включить свой мозг, и трезво оценить полученную информацию:
Вот так немецкие подводники и набивали свои «астрономические» счета, которым сегодня удивляются люди, сравнивающие многие десятки потопленных «гениями войны» судов со скромными счетами советских подводников в 5-7 уничтоженных вражеских транспортов за всю войну. И при этом мало кто задумывается, что эти «астрономы» добились таких рекордных результатов в первые год-два войны - в тепличных условиях расстрела огромных по численности конвоев, фактически не охранявшихся боевыми кораблями. В то время как наши моряки сражались в жестких условиях суровых морей с вражескими конвоями, в которых эскорта было больше, чем транспортов. Причем успехи немецких подводников в наших морях были столь же скромными, как и у советских моряков! А время немецких «подводных астрономов» закончилось уже в 1943 г., когда опомнившиеся англичане и американцы значительно увеличили свои силы боевого сопровождения, и придали им эскортные авианосцы, самолеты которых начали пачками топить германские «У-боты» еще на подходах к конвою. С этого момента результативность немецких подлодок устремилась к нулю, а вот потери взметнулись к астрономическим высям…