В супермаркетах нашли иллюзию обмана – запахи, упаковка, "правильное" расположение товаров на полке. Все способствует тому, чтобы человек совершил спонтанную покупку. Уловки просчитаны психологами и маркетологами. Ведь в момент покупки человек должен быть доволен. Как мозг покупателя попадает в ловушку – разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Мария Агафонова.
"Иллюзия конфетти" – оптическая ошибка, с помощью которой "обманывают" мозг потребителя. Современный маркетинг на первый план выдвигает психологию. Ученые из Университета Гиссена объяснили очередное явление – вы заходите в магазин, видите, на первый взгляд, сочные и спелые апельсины и тут же складываете их в корзину. Но стоит присмотреться – часто апельсины продают в красных и оранжевых сетках. Тут-то и скрывается уловка, на которую попадается покупатель.
Так играют с восприятием цвета. Наш мозг часто ленится, и это нормально. В конкретном случае – стремясь к "простоте", он смешивает соседние оттенки. Поэтому лимоны часто продают в желтых сетках, кабачки – в зеленых, а апельсины – в оранжевых. Так человека побуждают к импульсивным покупкам.
Еще с момента возникновения торговых отношений между людьми, в приобретении всегда есть две части: рациональная и эмоциональная, поясняет независимый эксперт рынка товаров повседневного спроса Александр Анфиногенов.
АНФИНОГЕНОВ: Рациональная – мы покупаем масло, конфеты, помидоры. И эмоциональная – мы хотим быть уверенными, что мы делаем это правильно. Продавцы, упаковывая товар, стараются свойства товара донести до покупателя. Иногда и пренебрегая нормами приличия, превосходя свойства товара.
Между прочим, автор немецкого исследования сам стал жертвой уловки. Эксперимент ставили конкретно на апельсинах, упакованных в ярко-красную сетку. Купив вроде бы спелый товар, ученый, придя домой, оказался разочарован – ничего от первоначальной яркости у апельсинов не было, они и вовсе оказались зеленоватыми.
Все это целое направление маркетинга, цель которого – безусловно продать товар и доставить удовольствие человеку во время покупки, говорит независимый эксперт рынка товаров повседневного спроса Александр Анфиногенов.
АНФИНОГЕНОВ: Для этого на йогуртах печатают ягоды красивые, эмоциональные картинки, помогающие сделать выбор. Брендировать овощи и фрукты тяжело. Но уловки находят – подкрашивают упаковку, делают фиолетовую подложку для манго, продают в сетках определенных цветов. Это целое направление маркетинга.
За удовольствием от покупки может последовать и разочарование. Красивая обертка не всегда означает, что красивым окажется и содержание. Закон "О защите прав потребителей" все же регулирует эту сторону отношений между продавцами и покупателями.
АНФИНОГЕНОВ: Слишком красивые картинки сопровождаются надписью "это вариант сервировки продукта". Покупаем кашу быстрого приготовления, на упаковке красивая тарелка, ягоды. Открываем – а там непонятная смесь. Для того, чтобы мы не сильно разочаровывались, производителей заставляют такие надписи размещать.
Усилия маркетинга часто направлены на сиюминутную максимальную выгоду. Поэтому продавцы и показывают товар "обложкой". Возможно, стоит принимать более осознанные и рациональные решения, но наш мозг порой и сам "хочет" быть обманутым.