Найти тему
Географический взгляд

Крупная группа татар в России, которая приняла православие. Где они проживают и являются ли отдельным народом?

Когда речь заходит о татарах, многие из нас представляют мусульманскую культуру и ислам, а также Поволжье, крупнейшую национальную республику, Казань. Однако среди татар существует уникальная группа, которая исповедует православие, а вопросы их религиозного выбора, этнической идентичности и самосознания до сих пор вызывают споры среди историков и всяких исследователей. В этой статье предлагаю вам разобраться, как возникла эта этноконфессиональная группа, где они проживают сегодня и как православие повлияло на их культуру и быт.

Что это за православные татары и где они живут?

Речь пойдет о кряшенах — это этноконфессиональная группа татар, которые приняли православие. Их происхождение связано с процессами христианизации, активно проводимыми на территории Поволжья и Урала в XVI-XVII веках, после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году. Об этом материал тут.

Принятие православия для части татар стало результатом длительной религиозной и культурной политики Русского государства. Основные регионы, где компактно проживают кряшены сейчас, это Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Челябинская, Самарская и Кировская области, есть также крупная диаспора в Казахстане.

Численность кряшен по данным переписи 2021 года составляла около 30 тысяч человек, большая часть которых проживает в Татарстане — 25,2 тысячи.

Скриншот из данных переписи населения по кряшенам в России
Скриншот из данных переписи населения по кряшенам в России

В Башкортостане, например, они концентрируются в Бакалинском районе. Сегодня продолжаются дискуссии о том, являются ли кряшены частью татарского народа или всё же отдельной этнической группой, что подчёркивает сложность их самоидентификации. В переписи их фиксируют как субэтнос татар, наряду с мишарями или астраханскими татарами.

Этногенез кряшен — от ислама к православию

В формировании их культуры и этнической идентичности участвовали как тюркские, так и финно-угорские компоненты, что сближает их с окружающими народами Поволжья. Однако решающим фактором стало принятие православия — историки отмечают, что часть татар сделала это добровольно, а часть под давлением.

Кряшенская церковь в Казани (XIX век и наши дни). Авторский коллаж по изображениям из открытых источников
Кряшенская церковь в Казани (XIX век и наши дни). Авторский коллаж по изображениям из открытых источников

Некоторые версии происхождения кряшен утверждают, что это потомки булгар, принявшие христианство ещё до исламизации региона. Например, исследователь Максим Глухов связывал этноним "кряшены" с древним племенем керчин, существовавшим до татаро-монгольского нашествия. Но большинство историков сходятся на том, что современная идентичность кряшен формировалась именно в период после завоевания Казанского ханства.

Этнографические группы

На протяжении столетий кряшены сформировали несколько этнографических групп, которые отличаются друг от друга культурными и языковыми особенностями. Среди них можно выделить пять основных:

  1. Казанско-татарская группа — наиболее многочисленная и близкая к основным татарским группам в языковом плане.
  2. Елабужская группа — выделяется некоторыми особенностями в говорах и традициях.
  3. Молькеевская группа — сохраняет традиции, характерные для сельского населения.
  4. Чистопольская группа — сосредоточена в районе города Чистополь и также имеет свои культурные отличия.
  5. Нагайбакская группа — близкая к кряшенам, но иногда выделяемая в отдельную категорию. Они проживают преимущественно на Южном Урале.

Эти прямо живое свидетельство этнического разнообразия кряшен, их глубоких связей с другими народами Поволжья и Урала, а также их уникального культурного пути.

Примерные районы расселения кряшен в Татарстане
Примерные районы расселения кряшен в Татарстане

Влияние православия на культуру и самобытность кряшен

Принятие православия оказало значительное влияние на всю культурную систему кряшен. Несмотря на то, что кряшены сохранили многие элементы татарской традиционной культуры, в том числе язык, который близок к казанскому и мишарскому диалектам татарского языка, они активно взаимодействовали с русской культурой.

Кряшены испытали сильное влияние городской культуры, что выразилось в особенностях их быта и искусства. Например, в городах среди кряшен сохранился уникальный вид искусства — татарский христианский шамаиль. Это иконы, выполненные в стиле традиционного татарского орнамента, которые являются важным символом религиозной и культурной идентичности этой группы.

Религиозная и культурная идентичность: кряшены — татары или отдельный народ?

Одним из центральных вопросов, связанных с кряшенами, является их самоидентификация. Сегодня существуют разные мнения по этому поводу. Часть кряшен считает себя отдельным народом, и этот взгляд нашёл официальное выражение в декларации о самоопределении, принятой в 2001 году. Другая часть продолжает считать себя частью татарского народа, но с православной конфессией. И это может порождать чуть ли не часовые дискуссии или огромные комментарии.

Что ждёт кряшен в будущем?

Современные кряшены сохраняют свои традиции, несмотря на воздействие глобализации и урбанизации. Они по-прежнему участвуют в культурной жизни своих регионов, издают газеты и журналы, такие как «Кряшен газеты» и «Керэшен сузе», организуют фольклорные ансамбли.

Нет сомнений в том, что кряшены остаются важной частью культурного ландшафта Татарстана и других регионов Поволжья. Их уникальная история, связанная с принятием православия, демонстрирует, как религиозные и культурные процессы могут изменять судьбы целых народов, сохраняя при этом многосоставную идентичность.