Когда речь заходит о татарах, многие из нас представляют мусульманскую культуру и ислам, а также Поволжье, крупнейшую национальную республику, Казань. Однако среди татар существует уникальная группа, которая исповедует православие, а вопросы их религиозного выбора, этнической идентичности и самосознания до сих пор вызывают споры среди историков и всяких исследователей. В этой статье предлагаю вам разобраться, как возникла эта этноконфессиональная группа, где они проживают сегодня и как православие повлияло на их культуру и быт.
Что это за православные татары и где они живут?
Речь пойдет о кряшенах — это этноконфессиональная группа татар, которые приняли православие. Их происхождение связано с процессами христианизации, активно проводимыми на территории Поволжья и Урала в XVI-XVII веках, после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году. Об этом материал тут.
Принятие православия для части татар стало результатом длительной религиозной и культурной политики Русского государства. Основные регионы, где компактно проживают кряшены сейчас, это Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Челябинская, Самарская и Кировская области, есть также крупная диаспора в Казахстане.
Численность кряшен по данным переписи 2021 года составляла около 30 тысяч человек, большая часть которых проживает в Татарстане — 25,2 тысячи.
В Башкортостане, например, они концентрируются в Бакалинском районе. Сегодня продолжаются дискуссии о том, являются ли кряшены частью татарского народа или всё же отдельной этнической группой, что подчёркивает сложность их самоидентификации. В переписи их фиксируют как субэтнос татар, наряду с мишарями или астраханскими татарами.
Этногенез кряшен — от ислама к православию
В формировании их культуры и этнической идентичности участвовали как тюркские, так и финно-угорские компоненты, что сближает их с окружающими народами Поволжья. Однако решающим фактором стало принятие православия — историки отмечают, что часть татар сделала это добровольно, а часть под давлением.
Некоторые версии происхождения кряшен утверждают, что это потомки булгар, принявшие христианство ещё до исламизации региона. Например, исследователь Максим Глухов связывал этноним "кряшены" с древним племенем керчин, существовавшим до татаро-монгольского нашествия. Но большинство историков сходятся на том, что современная идентичность кряшен формировалась именно в период после завоевания Казанского ханства.
Этнографические группы
На протяжении столетий кряшены сформировали несколько этнографических групп, которые отличаются друг от друга культурными и языковыми особенностями. Среди них можно выделить пять основных:
- Казанско-татарская группа — наиболее многочисленная и близкая к основным татарским группам в языковом плане.
- Елабужская группа — выделяется некоторыми особенностями в говорах и традициях.
- Молькеевская группа — сохраняет традиции, характерные для сельского населения.
- Чистопольская группа — сосредоточена в районе города Чистополь и также имеет свои культурные отличия.
- Нагайбакская группа — близкая к кряшенам, но иногда выделяемая в отдельную категорию. Они проживают преимущественно на Южном Урале.
Эти прямо живое свидетельство этнического разнообразия кряшен, их глубоких связей с другими народами Поволжья и Урала, а также их уникального культурного пути.
Влияние православия на культуру и самобытность кряшен
Принятие православия оказало значительное влияние на всю культурную систему кряшен. Несмотря на то, что кряшены сохранили многие элементы татарской традиционной культуры, в том числе язык, который близок к казанскому и мишарскому диалектам татарского языка, они активно взаимодействовали с русской культурой.
Кряшены испытали сильное влияние городской культуры, что выразилось в особенностях их быта и искусства. Например, в городах среди кряшен сохранился уникальный вид искусства — татарский христианский шамаиль. Это иконы, выполненные в стиле традиционного татарского орнамента, которые являются важным символом религиозной и культурной идентичности этой группы.
Религиозная и культурная идентичность: кряшены — татары или отдельный народ?
Одним из центральных вопросов, связанных с кряшенами, является их самоидентификация. Сегодня существуют разные мнения по этому поводу. Часть кряшен считает себя отдельным народом, и этот взгляд нашёл официальное выражение в декларации о самоопределении, принятой в 2001 году. Другая часть продолжает считать себя частью татарского народа, но с православной конфессией. И это может порождать чуть ли не часовые дискуссии или огромные комментарии.
Что ждёт кряшен в будущем?
Современные кряшены сохраняют свои традиции, несмотря на воздействие глобализации и урбанизации. Они по-прежнему участвуют в культурной жизни своих регионов, издают газеты и журналы, такие как «Кряшен газеты» и «Керэшен сузе», организуют фольклорные ансамбли.
Нет сомнений в том, что кряшены остаются важной частью культурного ландшафта Татарстана и других регионов Поволжья. Их уникальная история, связанная с принятием православия, демонстрирует, как религиозные и культурные процессы могут изменять судьбы целых народов, сохраняя при этом многосоставную идентичность.