Михал Соларски — тот фотограф, который ловит скрытую нервную пульсацию жизни, выхватывая моменты, будто бы застигнутые на грани бытия.
Его серия «Cut it short» (Сокращай) — колючая и теплая, словно свитер, многослойная история, рассказанная через простые, казалось бы, образы.
Проект пронизан мрачной красотой, которая вытягивает за собой особый вид ностальгии — ностальгии по чему-то не совсем понятийному, но глубоко сидящему внутри. Думаю, многим из нас, выросшим и возмужавшим в постсоветской реальности, это будет знакомо.
Когда кто-то говорит о Михале Соларски, то он говорит о фотографе, который не просто смотрит на окружающий мир, а буквально просвечивает его рентгеновским взглядом. Его работы — это смесь метафизики и документализма, где каждая деталь важна. Глядя на его фото, чувствуешь, как рутина становится чем-то большим — порталом в мир чувств, эмоций и незаметных изменений.
О фотографе Михал Соларски
Михал Соларски родился в Польше, однако его карьера и обучение начались в Лондоне, где он получил степень по фотографии и художественным дисциплинам. Для Михала важны не просто технические аспекты фотографии, а повествовательность кадра, которую он часто черпает из своего жизненного опыта. Живя между двумя культурными мирами — Польши и Великобритании, Соларски совмещает в своих работах глубину восточноевропейской тоски и более аналитичный западный взгляд на искусство.
Его фотографии — это способ отразить воспоминания о детстве, молодости, и что еще более важно — о скрытых чувствах, которые остаются за кадром. «Cut it short» — это почти автобиографический проект, показывающий жизнь подростков и семей в маленьких городках. Эта серия в чем-то символизирует отрыв от прошлого и уход в настоящее, которое Соларски описывает через свои почти безжизненные, но полные эмоций работы.
Взглянув на работы Михала, невозможно не вспомнить Вольфганга Тильманса и его пристальное внимание к человеческой обыденности. Оба фотографа фиксируют моменты без явной постановки, отдавая предпочтение тому, что кажется непримечательным. Также Соларски перекликается с классиками восточноевропейской фотографии, например, с Мартином Парром, который использовал фотографию для исследования социальных аспектов жизни.
Отличие Михала в том, что он вносит элемент размытой ностальгии, стирающей границы между настоящим и прошлым. Вдохновение он часто находит в пейзажах своего детства, что делает его работы не только документальными, но и очень личными.
Серия «Cut it short» — это, пожалуй, одна из самых известных работ Михала Соларски. Она вбирает в себя всю специфику его стиля.
Вот, что о ней пишут. Мы выросли в небольшом городе на юге Польши, население которого составляло немногим более 4 тысяч человек. 20 лет назад мы оба стали совершеннолетними. Взросление — это процесс, через который проходит каждый, и люди нашего поколения сталкиваются с одними и теми же проблемами и вызовами.
Всё, что имело значение, — это наша дружба и мечты. И всегда, между первой и второй бутылкой дешёвого вина, мы ощущали полную уверенность в том, что наша жизнь под контролем. Время словно остановилось. Однако судьба без предупреждения изменила наши планы.
Мы выбрали разные школы, начали есть гамбургеры и время от времени ходить к парикмахерам. Мы оба отправились искать своё счастье далеко от маленького городка, который когда-то называли "домом".
Проект «Cut It Short» — это совместная работа Михала Соларски и Томаша Либоски. Это визуальная реконструкция их юности, проведённой в маленьком городке на юге Польши. Это автобиографическая история о переходе от юности к взрослой жизни, о дружбе и о том, как быстро летит время.
Каждый снимок — это история, рассказанная через детали: пустые пространства, люди с неподвижными лицами, но за этими простыми образами кроется нечто большее.Например, снимок с ужином за столом: родители и их сын сидят в напряженной тишине, едва касаясь ложками тарелок.
Этот кадр — о том, как молчание говорит больше, чем слова. Или же снимок с двумя молодыми людьми в комнате с постаревшей женщиной — это разговор о безвременьи, о том, как разные поколения сталкиваются в своих мирах, будучи так близки и одновременно далеки.
Еще один снимок из серии — палатка под деревом в заснеженном поле. Одиночество этого кадра буквально вибрирует, и ты ощущаешь холод зимы и одновременно тепло палатки, скрывающей человека от суровой реальности
Соларски мастерски использует свет и тени для передачи эмоциональной атмосферы, но его истинная сила кроется в сюжетах. Каждый его кадр — это не просто фотография, а целый фильм, упакованный в один снимок. Он использует композицию, как режиссер расставляет акторов на сцене. Его фотографии — это история, замеревшая на мгновение.
Один из самых интересных аспектов творчества Соларски — его способность находить вдохновение в самых банальных вещах. Например, его фотографии, сделанные во время поездок на поезде, отражают всю грусть и тишину дороги. По его словам, в такие моменты он находит возможность для глубоких размышлений.
Некоторые критики утверждают, что Соларски слишком погружается в ностальгию, и его работы иногда выглядят излишне постановочными, даже если это не так. Возможно, некоторым зрителям сложно прочувствовать ту глубину, которую фотограф вносит в свои снимки.
Однако, те, кто понимает язык фотографии, безусловно оценят его умение работать с метафорами, тонкими образами и эмоциональной отдачей.
Лично мне кажется, что Соларски — это тот фотограф, который не только наблюдает за жизнью, но и «проживает» её в каждом своем снимке.
Его серия «Cut it short» — это важный вклад в современное искусство фотографии, который показывает, как обыденность может стать предметом большого искусства.
Соларски — это не просто фотограф. Он — рассказчик, который строит свои истории на молчании, тени и свете, превращая пустоту в насыщенную драму.
Резюмируя: фотопроект спорный, так как ПОСТАНОВА. С другой стороны, многим бы поучиться подобному фотореализму в постановочных съёмках. Мрачновато, наигранно, но эмоционально и качественно, а цвета и локации, они здесь выше всяких похвал...