Найти в Дзене
DEMIDOV

Теперь понятно, почему Россия не строит, как в СССР, огромные военные корабли

Оглавление

На моем канале уже не раз появлялись статьи о проектах СССР, которые своими масштабами поражают воображение: экраноплан, который американцы прозвали «Каспийским монстром», подводная лодка размером с 9-ти этажный дом и другие гиганты страны Советов.

Но за последние 30 лет в России не произведено ни одного столь масштабного корабля или самолета. И некоторые считают это «упадком», но так ли это? Почему не строим гигантов? На примере кораблей постараемся понять преимущества новой стратегии.

Какой корабль противника проще уничтожить?

Все, кто хотя бы раз играл в игру «Морской бой» знают, что чем больше цель, тем проще в нее попасть и уничтожить. Также история знает примеры, когда гигантские корабли уходили в забвение из-за своей неповоротливости, маломаневренности.

Взять хотя бы для примера линейные корабли - линкоры. Не так давно они считались символом мощи и могущества морской державы. Это целые плавучие крепости в тяжелой броне, на которых располагались главные артиллерийские пушки и снаряды, экипаж почти 3000 человек. Линкоры могли быть больше даже авианосцев. Казалось бы - по размерам таких кораблей можно было определить величие и самой державы. Но это только фарс. На самом деле, линкоры становились самыми удобными мишенями, а с развитием орудий поражения - удобными мишенями на уничтожение.

Линкор «Ямато» в сравнение с ТАРК «Орлан»
Линкор «Ямато» в сравнение с ТАРК «Орлан»

Также с подводными лодками размерами с АПЛ «Акулу»: их было легко обнаружить и тяжело увести от удара.

Неповоротливые бочки, тратящие большие мощности на свои «маневры», теряли свою боевую эффективность.

Момент гигантизации передвижных средств остался в прошлом

В итоге выбор морских держав пал на небольшие, мобильные плавсредства. Главная стратегия: быстрее, бесшумнее, больше по количеству, сильнее по мощности орудий. Да, сами корабли сейчас тоже немного совершенствуют, но намного больший упор в развитии делается на снаряжении этих кораблей. По крайней мере, так делается в России. И, в целом, такая стратегия логичнее и оправдана: корабли и подлодки меньших размеров проще, дешевле и быстрее строить, а значит можно производить большее количество.

Фрегат «Адмирал Горшков»
Фрегат «Адмирал Горшков»

Рассмотрим известный современный фрегат «Адмирал Горшков»

Это небольшой корабль, всего 135 метров в длину и около 5000 тонн водоизмещения (по сравнению с линкорами, длиной 300 м и водоизмещением под 100 тонн). Этот «малыш» оснащен гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Это те самые ракеты, сбить которые невозможно. До своей цели они добираются за считанные минуты или даже секунды. При том, что их выпуск может быть произведен за пределами достигаемости врага. Одна ракета «Циркона» способна уничтожить целую группу кораблей. А на борту того же «Адмирала Горшкова» их целых 16 штук.

-4

При этом «Циркон» можно разместить не только на кораблях класса «Фрегат», но и на более мелких судах.

Получается, что небольшой военный катер, с ракетой на борту способен быть эффективным, не меньше, чем линкор. Поэтому размер уже не главное. Да и «упадком» не пахнет. Просто противостояние перешло на другие показатели. Оценка масштабами уже не работает. Разве что простых людей да детишек проще удивить здоровой «махиной».

Спасибо за вашу подписку, лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на канале! Здесь много интересных фактов из истории и не только!