Найти в Дзене
"Хомо люденс"

10 самых ответственных героев кино СССР… до веселого абсурда

Не просто «надёжа и опора», но с легким перебором… или даже не совсем легким – на грани курьеза. Скажем честно: прошедшая эпоха формировала людей правильных, и ориентир «к светлому будущему» был задан вполне верно, вот только некоторые умудрялись немножко переборщить, двигаясь к нему. Психологи уверяют, что слишком ответственные люди – небольшое, но все же отклонение от нормы. Мол, обычному человеку «свойственно ошибаться», сбиваться с «пути истинного» и сознательно увиливать от отдельных обязанностей. Нет-нет, речь не о модной ныне формуле «я никому ничем не обязан». Тут – совсем другое. Речь – о том, что «кто-то (но не все!) кое-где (но не везде!!) у нас порой (но не всегда!!!)» может чуть ли не собственной жизнью рисковать ради того, чтобы выполнить поручение… причем не на фронте, где подобный риск оправдан, а в мирных условиях. Давайте рассмотрим наиболее интересные примеры самых ответственных героев кино СССР – разумеется, с глубочайшим уважением и любовью к нашему кинематогра

Не просто «надёжа и опора», но с легким перебором… или даже не совсем легким – на грани курьеза.

Скажем честно: прошедшая эпоха формировала людей правильных, и ориентир «к светлому будущему» был задан вполне верно, вот только некоторые умудрялись немножко переборщить, двигаясь к нему.

Психологи уверяют, что слишком ответственные люди – небольшое, но все же отклонение от нормы. Мол, обычному человеку «свойственно ошибаться», сбиваться с «пути истинного» и сознательно увиливать от отдельных обязанностей.

Нет-нет, речь не о модной ныне формуле «я никому ничем не обязан».

Тут – совсем другое. Речь – о том, что «кто-то (но не все!) кое-где (но не везде!!) у нас порой (но не всегда!!!)» может чуть ли не собственной жизнью рисковать ради того, чтобы выполнить поручение… причем не на фронте, где подобный риск оправдан, а в мирных условиях.

Давайте рассмотрим наиболее интересные примеры самых ответственных героев кино СССР – разумеется, с глубочайшим уважением и любовью к нашему кинематографу.

Одним из позитивных, бодрых, жизнелюбивых, оптимистичных, но чрезмерно ответственных был Спартак Молодцов в исполнении обаятельного Леонида Куравлева в комедии СССР Леонида Гайдая «Опасно для жизни!» (1).

Кадр из комедии СССР Гайдая «Опасно для жизни!»
Кадр из комедии СССР Гайдая «Опасно для жизни!»

Жил бы себе да жил товарищ, однако, увидев некую неисправность, сам дальше не мог функционировать, пока не исправлял эту неисправность. Его даже сестра боялась – таким строгим и серьезным он слыл.

Дошло до того, что, наткнувшись однажды на бесхозно болтающийся провод высокого напряжения, Спартак собственным решением установил рядом с ним пост в лице самого себя. И стоял на посту, что бы ни случилось.

А случалось всякое. Если рассматривать эту комедию Гайдая всерьез, можно увидеть зашифрованные в ней coблaзны, которые проходят даже люди веры (вспомните, к примеру, сюжет исторического романа Ивана Ефремова «Таис Афинская» или фильм Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник»):

  • собственная безопасность – ведь его пост находился в аккурат под оборванным проводом;
  • непогода. Правда, гроза была меньшим испытанием, чем землетрясение, которое «встало на пути великого комбинатора» в еще одной комедии Гайдая, но и на кону у Спартака был меньший куш;
  • опоздание на работу, а тем самым – практически саботаж. Ведь он сорвал прием посетителей;
  • девушка. Для самого Спартака она была просто идеальная – веселая, подвижная, оптимистичная. Но герой Куравлева мог с большим правом, чем его напарник в другой комедии Гайдая, сказать: «Меня царицей соблазняли, да не поддался я»;
  • сoбyтыльник. Как сформулировали в еще одной комедии Гайдая, «человека можно напоить… усыпить… оглушить…». Однако Спартак, как его древний тезка, остался непреклонным;
  • и др.

Близким Спартаку типом была Шура из бухгалтерии – особа, которую ее коллега Новосельцев характеризовал не без иронии так: «Симпатичная, но, к сожалению, слишком активная». Речь – о героине из комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман» (2).

Она с таким рвением относилась к своей даже не служебной (оплачиваемой), а общественной (бесплатно выполняемой) функции, что коллеги буквально бегали от нее.

Вспомните, с каким подозрением она смотрела на Новосельцева, когда тот, отворачиваясь, пыхтел, что он сдал деньги на очередной взнос («Если сегодня кто-нибудь еще родится или умрет, лично я останусь без обеда»): явно многие уже давно Шуру старались обходить стороной.

Алеша Бычков из «Начальника Чукотки» (3) Виталия Мельникова странствовал почти в режиме «всю-то я Вселенную проехал», а деньги, которые он возил, вернул обратно.

И ведь заметьте: деньги были просто огромные для того времени – 1 млн долл. На них было запланировано построить на Чукотке «полный социализм», так сказать, со всеми удобствами – с электричеством, банями и даже планетарием. Очутившись в местах, где можно было бы за милую душу обустроить собственную жизнь (и никто не достал бы и не арестовал бы!), милый «начальник Чукотки» не соблазнился.

Кадр из фильма СССР Мельникова «Начальник Чукотки»
Кадр из фильма СССР Мельникова «Начальник Чукотки»

Нашлось бы великое множество современников как самого Алеши, так и нас с вами (да людей из любого времени...), которые бы деньги банально присвоили. Ну, хотя бы частично, чтобы справиться с проблемами той же дороги. Но не Алеша.

А всё почему? «Потому... потому что Земля круглая», – этой глубокомысленной фразой заканчивалось его длинное путешествие.

Если персонаж Михаила Кононова в этом кино оказался ответственным в самом что ни на есть положительном смысле, то его же герой в другом фильме СССР – космический пират Крыс в «Гостье из будущего» Павла Арсенова (4) – был максимально безответственным. Как и его напарник Весельчак У, который «даже родную мать продал в рабство на одну отсталую планету».

А вот противостоявший им Коля Герасимов был максимально противоположного типа.

Коля даром что самым фантастичным образом попал на 100 лет вперед, видел множество необычного и встречался с самыми колоритными, даже экзотичными существами – а бутылки из-под кефира все это время так и не выкинул. Потому что мама попросила в магазин сходить.

Кстати, Коля по совету друга Фимы и сбега́ть от пиратов не стал, потому что у него, видите ли, контрольная по математике предстояла. Только представьте этакие весы:

  • на одной чаше – жизнь Коли и, возможно, многих других людей, с ним связанных (уж во всяком случае моральное здоровье его родителей, которые бы явно горевали, если б их сына поймали космические пираты);
  • на другой чаще весов – контрольная по математике…

Ну, оч-чень ответственный был товарищ!

В чуть более серьезном, но тоже фантастическом варианте это напоминает Нео из голливудской «Матрицы», которому предложили выбрать между существованием всего человечества и жизнью его любимой, и он выбрал любимую.
У каждого из них была ответственность перед любимыми людьми: у Нео – перед своей девушкой, у Коли – перед родителями.

Еще одним гипер-ответственным был Гедеван Алексидзе из комедии Георгия Данелии «Кин-дза-дза!» (5). Он не просто много странствовал и многое видал, он даже в разных точках Вселенной побывал. И все равно не выпустил из рук скрипку, поскольку она была раритетная и уникальная.

Словно в благодарность скрипка потом помогла ему – в ней оказалась спичка (местная валюта), которая спасла милого студента и его спутника.

Если говорить о музыкальных инструментах, вспомним и Фукса из мультика СССР от Давида Черкасского «Приключения капитана Врунгеля» (6).

Конечно, таская повсюду футляр из-под контрабаса, меланхоличный картежник по большому счету боялся шефа (упусти он из рук хранившуюся там статую, не имевшую цены, – пропал бы наш бывший сторож музея). Плюс он хотел получить за статую гонорар (он потому на кражу и пошел, что хотел поправить свое нищенское положение).

Но во многом Фукс не выпускал из рук футляр из-за своей повышенной ответственности. Ведь он много раз мог бы убежать от шефа – что и доказал, каждый раз ловко увиливая как от людей шефа, так и от суперагента, который, в свою очередь, охотился за ними всеми.

Фукс с этим громоздким предметом таскался просто-таки повсюду, от тесного трюма до египетских пирамид и бани в жерле вулкана.

Кадр из мультика СССР  Черкасского «Приключения капитана Врунгеля»
Кадр из мультика СССР Черкасского «Приключения капитана Врунгеля»

Повышенная ответственность была и у милого, но невезучего Семена Горбункова из комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» (7).

Заметьте, сколько типажей дал один только Гайдай в комедиях! Явно Леонид Иович сам был человеком не только с юмором, но и с повышенной дисциплиной…

Герой Юрия Никулина рисковал жизнью. На полном серьезе. Конечно, он был фронтовиком («С войны не держал боевого оружия»), и это ему психологически помогало. Но:

  • одно дело – когда всей страной, все вместе люди защищают Родину;
  • совсем другое дело – когда ты один на один с контрабандистами, которые охотятся именно на тебя. И ты не можешь не то, что усилиться поддержкой (милиционеры были, но всегда где-то поодаль, вспомним хоть, как выглядывал один из них из-за плеча (!) жены Горбункова, когда люди всей толпой в гостинице укоризненно смотрели на засыпавшего у ног девушки бедолаги Горбункова), но даже на судьбу кому-то пожаловаться.

Еще одним, ну, очень ответственным типом был красноармеец Федор Сухов в истерне Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» (8).

Товарищ прошел революцию, гражданскую войну, огонь и воду, а в случае с женами Абдуллы – еще и медные трубы. Вот уж кого, пусть и не царицей, но coблaзняли – «да не поддался» он.

И ведь Федор Иванович шел домой, к любимой жене, с которой давно расстался и вот-вот должен был воссоединиться. Но ему «как сознательному бойцу поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока», и он подчинился.

Причем всё он делал сознательно. Понимая силу долга.

А вот ответственной, так сказать, немного не в ту сторону была Настенька из сказки Александра Роу «Морозко» (9).

Ей сказали сидеть под елкой и замерзать – и она сидела и замерзала. Хотя была юной (вся жизнь впереди), здоровой (живи себе без проблем) и красивой (выходи замуж – не хочу). Но ее ответственность перед другими (даже злыми) людьми на грани абсурда вынудила ее забыть о собственной безопасности. Не попадись ей случайно Морозко – так и сгинула бы наша слишком дисциплинированная девушка.

Почти как друг Холмса, который был «вы, Ватсон, вообще… исправный служака» или как Гоцман из постсоветской «Ликвидации», в его определении – «мне доктор сказал ходить, я и ходю».

И на сладкое – самый неожиданный в этом рейтинге персонаж: кот Матроскин из мультиков СССР о Простоквашино (10) от Владимира Попова.

Вы удивлены? Вам эта полосатая хвостатая личность кажется эгоистичной?

В этом и заключалась чрезмерная ответственность котяры: он был повышенно ответственным… за самого себя. И всё делал во благо себе-любимому, а заодно своим близким, в том числе отстаивая их перед зловредным Печкиным. Потому, что «совместный труд для моей (!) пользы – он объединяет». ))

____________

Конечно, много в фильмах СССР было и других ответственных героев: Шурик в комедиях Гайдая, профессор Ирина Никитина из Института Солнца в комедии Григория Александрова «Весна»… да одних только коммунистов с комсомольцами было великое множество!

Но они не доходило до абсурда. Или, если доходили (вот как аскеты и/или коммунисты), то не до веселого… Мы же в данной статье назвали самых именно забавных персонажей.

П. с. Дорогие товарищи-граждане, а какие примеры слишком (с перебором) ответственных героев можете назвать вы?

И читайте посты: о близких типах – о чрезмерных позитивных оптимистах, даже суперменах в кино СССР; а о противоположных типах – о чересчур токсичных, плюс раздражающих всех, даже хищных персонажах фильмов.

И отвечайте на тесты: шуточные – где надо угадать героев кино по их супер-способностям и еще по их необычным увлечениям; а также серьезные – где нужно вспомнить, кто совершил реальный легендарный подвиг.

#кино #СССР #культура #психология #юмор #телевидение #фильмы #советскоекино #киноСССР