В «Иронии судьбы…» одна невеста Лукашина – Галя – назвала хищницей другую его невесту – Надю.
При этом режиссер показал нам, что, наоборот, как хищница себя вела именно Галя. Мол, бедный мягкотелый Женя, которого даже друзья «тюфяком прозвали»: нахрапистая Надя крутила им, как хотела.
Безусловно, интеллигентная ленинградская учительница на самом деле хищницей не была, ей выпала роль жертвы – впрочем, так же, как в случае с… Галей. Ведь главным хищником в этой комедии Эльдара Рязанова 1975 г. был… Женя.
Но это начинаешь понимать, становясь старше. А в юности воспринимаешь поверхностно: тебе показали смешные кадры – ты смеешься, глубоко не вдумываясь в характеры персонажей.
Так кто же на самом деле в сюжетах советских фильмов выглядел хищно? Давайте приведем самые яркие примеры, сегодня остановившись на героинях-женщинах.
Конечно, таких ролей было гораздо больше, в один Дзен-пост они не войдут. Ну, так на то и возможность оставлять комментарии: добавляйте ваши примеры, уважаемые читатели!
1. Первая, кого хочется вспомнить, – это Таня Огнева в советском фильме Леонида Лукова «Разные судьбы» 1956 г. Будучи красоткой, она хотела устроить себя в жизни поудачнее, зацепившись за материальное благополучие. А для этого не чуралась скакать между мужчинами.
При этом чувства самих мужчин ее нисколько не тревожили. Так, покрутив какое-то время со знаменитым композитором Игорем Рощиным, она ничтоже сумняшеся бросила его сразу же, как того постигла неудача.
2. Еще большей хищницей представала Ефросинья Старицкая в классическом кино Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» 1945 и 1948 гг.
Эта интриганка даже в век, когда к женщинам не слишком-то прислушивались, умудрялась крутить целым монаршим двором. Ефросинья была уверена, что необходим «боярский царь», и всеми силами подталкивала всех присягнуть ее сыну Владимиру Старицкому.
Сподвигала она на это не только зависимых бояр, но и самого князя Андрея Курбского, используя шантаж, разные хитрости и манипуляции.
3. На не столь высоком уровне, но не менее хищной для своего круга была мать Шуры в фильме Олега Бондарева «Мачеха» 1973 г.
Шуре Олеванцевой и так досталось – будучи счастливой в браке, она вынуждена была терпеть, что супруг ее в какой-то момент решил воспитывать дите от другой женщины. А тут еще собственная матушка постоянно ворчала, язвила и вообще создавала конфликтные ситуации.
4. Близким, но более опасным характером обладала caмoгoнщица Алевтина Власьевна в картине Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» 1958 г. Эта бабуля вечно была всем недовольна, в том числе новой учительницей, которая спутала ей, Алевтине, все карты с ее маленьким «бизнесом».
Именно эта интриганка подговорила Ларису, терявшую мужа, отравить «разлучницу». К счастью, Лариса оказалась человечной и, согласившись сугубо на волне своих эмоций и уговоров Алевтины, в последний момент вырвала у соперницы стакан с ядом.
5. Еще один похожий характер был у соседки казачки Клавдии в кино Александра Бланка «Цыган» 1979 г. Некогда эта Лущилиха вместе с Клавой волею судеб попала в сложную ситуацию: на село наступали немцы, а у Клавы начались роды… и тут же они встретили цыганскую кибитку с новорожденным, мать которого не смогла выжить из-за обстрела.
Клава воспитала и свою дочку, и этого цыганенка как своих детей. О том, что она не родная мать Ване, знали лишь сама Клава и Лущилиха, чем эта соседка и пользовалась постоянно: забирала у Клавы то поросенка, то последний урожай, шантажировала ее и вообще держала в напряжении.
В итоге эта интриганка, невзирая на большую помощь, полученную от Клавдии за много лет, рассказала-таки секрет о Ване... Конечно, Будулай должен был узнать о сыне. Но не таким же образом…
6. Более интеллигентной, но не менее хищной стала воспитательница Лариса в комедии Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие» 1983 г. Когда-то она, по выражению доброй Веры, была заводная, веселая. Но годы холостой жизни сделали свое: Лариса начала мстить за одиночество самым неожиданным людям, например той же Вере, с которой они, что называется, не один пуд соли съели.
Дошло до того, что милую Веру даже разбирали на общем собрании. А что могло быть более неприятным для благовоспитанного участника социалистического общества? Да и вообще – вытащили на свет все Верины секреты… и так Лариса отреагировала лишь на то, что новый комендант общежития отказал танцевать с ней самой и пригласил Веру…
7. Еще более хищной была мама Рудика в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» 1979 г. Ведь она перешагнула даже через девушку, беременную, так сказать, по вине ее собственного сына.
Вежливая, интеллигентная, воспитывавшая двух сыновей, оказавшись в ситуации, невыгодной ей самой, она тут же показала зубы: «Да, его очень разочаровали ваши аферы с этими профессорскими квартирами».
Казалось бы, что-то человеческое мелькнуло в ней, когда она, увидев, что девушка не претендует на ее сына, предложила ей деньги.
Однако будем честными:
- и деньги-то она предложила мелкие (достала горсть из кошелька… на воспитание нового человека…);
- и сделала она это, явно ожидая отказа;
- и, скорее всего, вообще просто хотела этим жестом унизить и окончательно «отвадить» девушку.
8. Самый неожиданный пример в нашем списке – Людмила Прокофьевна в комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман» 1977 г. Вы удивлены?
А вы вспомните, как она признавалась Новосельцеву, что извела всех подруг: «Я их уничтожила».
Да, Калугину можно понять и пожалеть: она сделала это после обмана мужчины, который ухаживал за ней и банально переметнулся к ее же подруге, женившись на той.
Но, заметьте, Калугина мастерски умела защищаться.
9 и 10. Еще две неожиданные хищницы показаны в «Чародеях» Константина Бромберга 1982 г. Это директор института Кира Шамаханская и работавшая под ее началом Елена Санина.
- Первая – потому, что заколдовала соперницу.
Причем Кира была весьма удачливой и в работе, и в личной жизни. Жених уже много лет состоял при ней неотрывно, а она позволяла себе каждый раз оттягивать свадьбу. Однако, лишь увидев в юной девушке соперницу, Кира тут же применила магические знания ей во вред.
- Вторая – потому, что, будучи заколдована, на самом деле просто показала свою сущность.
Алена без весны в сердце была почти такой же, как Алена с этой весной. Не зря ее жениха Ваню начальник подкалывал: «Невеста – и уже ведьма?»
11. Хищницей была и Миледи в кино Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетера» 1978 г.
Коварная, порывистая, готовая на всё и не останавливавшаяся ни перед чем, она умела как обольщать, так и подсыпать отраву, считая, что на войне все средства хороши.
12. Коли уж мы вспомнили столь жесткий тип, назовем и немку Ангелику Бюхер из фильма Владимира Басова «Щит и меч» 1967 г. Она также применяла любые приемы для достижения своих целей.
Эта фашистка была внешне прекрасной, а делами и душой отталкивающей. Даже полюбив (?), она заступалась за объект своего чувства, скорее, не из доброты, а чтобы самой себе облегчить жизнь, ведь ей нравилось встречаться с этим человеком.
Впрочем, какой еще могла быть женщина, обожавшая Отто фон Бисмарка?
13. Еще одной «истинной арийкой» с «нордическим характером» была Барбара Крайн в эпопее Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» 1973 г. Это она была назначена старшей на радиоквартире Кэт и проводила там время в контроле над советской разведчицей, попутно ведя с нею идеологические беседы, почти игры в кошки-мышки.
Когда ее руководитель Юрген Рольф начал распеленывать ребеночка, чтоб вынудить говорить Кэт, Барбара не дрогнула. Напротив, она ему даже помогла.
14. Но снизим градус хищничества. Еще один, более мирный, но все же подходящий для нашего списка пример – заглавная героиня фильма Николая Лебедева и Эрнеста Ясана «В моей смерти прошу винить Клаву К.» 1979 г.
Смотревшие эту картину в подростковом возрасте поголовно жалели бедолагу Сережу Лаврова и хотели надавать пoдзaтыльников Клаве Климковой.
Конечно, девочка до уровня Барбары из гестапо не доходила и близко. Но ведь она была младше и жила в мирное время. Как знать, какими стали бы ее характер и поведение, окажись она в более жестких условиях?..
15. Похожий типаж являла Кукушкина в «Приключениях Электроника» от Константина Бромберга 1979 г. Вечно-то ей надо было везде нырнуть, что-то сделать исподтишка, наябедничать, насолить.
Впрочем, в финале героиня перевоспиталась и даже помогла остальным.
16. Более взрослый, а потому устоявшийся типаж хищницы представляла собой Мачеха Настеньки в сказке Александра Роу «Морозко» 1964 г.
Уж она и собственного супруга, и его дочку изводила всеми силами. Дошло до того, что эта почти-Салтычиха вообще велела папаше вывезти Настеньку на мороз и там оставить.
17. Еще одна коварная Мачеха попала в сказку Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро «Золушка» 1947 г. В этот образ настолько блистательно воплотилась Фаина Раневская, что он стал эталоном сказочной хищницы.
Даже заполучив, вроде бы, в свои руки короля вместе с его двором и дворцом, она сетовала: «Эх, королевство маловато – разгуляться негде!»
18. Другой колоритный типаж показал Александр Птушко в «Сказке о царе Салтане» 1966 г. – сватью Бабариху. Эта придворная советница-сплетница настолько влияла на царя, что чуть было не привела к смертной доске нескольких человек.
А уж как она успела за это время поязвить и поковарствовать!..
19. Ближе к финалу поста нельзя не вспомнить яркую Маргариту из советской комедии Михаила Козакова «Покровские ворота» 1982 г. Даже вопрос о здоровье «Хоботов, ну, а как твой бок?» она могла высказать так, что бывший муж просто взвивался.
А уж насколько мастерски Марго всеми руководила! Не зря ее новый муж выразился: «…характер такой, что фронтом командовать!»
20. Ну, и на сладкое вспомним фрекен Бок из мультфильмов Бориса Степанцева «Малыш и Карлсон» 1968 г. и «Карлсон вернулся» 1970 г. Не даром воспитанник прозвал ее домомучительницей.
Впрочем, под влиянием обаятельного Карлсона фрекен Бок исправилась и даже начала ему симпатизировать и почти-почти с ним дружить.
П. с. Дорогие читатели, добавляйте ваши примеры.
И в развитие темы читайте Дзен-статьи «8 забавных токсичных персонажей в любимых советских комедиях», плюс «В "Чародеях" Алена с весной в сердце не особо отличается от Алены без весны», а также «"Ирония судьбы…": почему Женя – маленький Ипполит».
#кино #культура #психология #характер #кино_СССР #кино СССР #советские фильмы