Бывает, мы героя кино считаем положительным и чуть ли не образцом для подражания, а он оказывается негативным эгоистом, источающим излишний драматизм и постоянную критику. То бишь токсичным.
По словарям, токсичный – это тот, кто создает вокруг себя нездоровую обстановку.
А какие интересные примеры такого типа можно привести из популярных фильмов? Конечно, таких героев много. Часто они нужны для того, чтоб сделать фильм интереснее, допустим комедию смешнее.
Конечно, назвать всех не сможет никто – для этого надо переворошить всю историю мирового кино. Но давайте приведем 8 самых ярких примеров таких вот «ядовитых» персонажей конкретно из комедий СССР.
1. «Девчата» 1961 г. режиссера Юрия Чулюкина
Изначально токсичной в данной советской комедии была красотка Анфиса. Эта соседка Тоси по женской общаге постоянно ей вставляла палки в колеса. И все-то время она была чем-то недовольна.
Кроме недостатков, так сказать, активных, у нее были и пассивные в виде бездействия, как называют подобное юристы. Так, зная, что парни поспорили на то, что Тося влюбится в Илью, Анфиса молчала и никому не рассказывала – пока случайно не проболталась другим девчатам. Причем она сразу же вынудила их молчать: мол, «я вам как подругам по секрету сказала».
Впрочем, как и герои многих советских фильмов, особенно комедий, к финалу она перевоспиталась.
2. «Сказка о потерянном времени» 1964 г. режиссера Александра Птушко
Старички-волшебники в этой ироничной сказке, хоть и были чародеями, но все время что-то плохое творили.
Вершиной их каверз стало воровство детского возраста у школьников.
Причем, даже резко помолодев, волшебники лучше характерами не стали. Как говорится, горбатого исправит только… ну, вы в курсе…
3. «Одиноким предоставляется общежитие» 1983 г. режиссера Самсона Самсонова
Помните, в женской общаге была воспитательница Лариса Евгеньевна? Она, вроде бы, «веселая была, заводная». Но то было давно. Да и такую характеристику ей дала добрая Вера. В период же, показанный в этой замечательной советской комедии, Лариса стала злюкой.
Такой типаж нередко встречается у разочаровавшихся в жизни женщин. Годы идут, а принц всё никак не появляется. Да и карьера не продвигается. А что на горизонте? Одинокая старость во всё той же общаге, в которой «как в аквариуме».
Вот и вынуждена была Лариса искусственно:
- выискивать плохое там, где его не было («Не всё у них так безобидно. Кроме любви, они поют и про власть денег, и, извиняюсь, про…»);
- сама себе поднимать значимость («Утром общежитие еще спит, а я уже на ногах. Вечером общежитие уже спит, а я опять на ногах»).
Правда, люди понимающие не всегда реагировали так, как ей хотелось бы. И вместо похвалы могло прозвучать: «Вот это-то меня и пугает…»
4. «Покровские ворота» 1982 г. режиссера Михаила Козакова
О, этот образ – один из самых ярких в нашей типологии: Маргарита Хоботова! Эта кислотная интеллектуалка все время была чем-то недовольна, постоянно всё драматизировала, всех подкалывала.
Особенно доставалось ее бывшему супругу. Стоило Хоботову ответить на ее вопрос «как твой бок?» простенькое «побаливает», она тут же произносила целую тираду. И, судя по тираде, она была довольна, что бок болел: ведь ей дали повод громко высказаться.
Апогеем ее кислотности стала акция по выдворению из дома новой пассии Хоботова – Людочки.
Самого Льва она планировала поселить в квартире с нею и новым ее супругом. Благо Хоботов вовремя пожаловался Костику, что ему «оттуда не будет исхода», а Костик подсуетился со спасательной операцией...
5. «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г. режиссера Леонида Гайдая
Здесь в рамки описываемого нами типа укладывалась, конечно же, жена управдома Бунши – Ульяна Андреевна. Она, даром что считала себя высокой фигурой (в рамках большого элитного дома – аж на Калининском проспекте), но постоянно всем была недовольна.
А главное, ей все время надо было сунуть свой нос в любую проблему и потом кого-нибудь высмеять. И наверняка она была та еще сплетница...
Ой, не зря Шурик в порыве говорил: «Если бы я был вашим мужем – я бы пoвecился».
6. «Человек с бульвара Капуцинов» 1987 г. режиссера Аллы Суриковой
Токсичным в этой советской комедии был пастор. Жаль, что в данном типаже вывели именно священнослужителя. Но если разбирать его сугубо как психологический тип… ох, вот это был и тип!
Вечно он всё критиковал, всему сопротивлялся, не слышал собеседника, был агрессивным и даже дошел до того, что начал активные действия против мистера Феста.
Добавим к этому такие классические черты токсичной личности, как уверенность в своей правоте и осуждение других за их спинами.
Вот вам и готов психологический портрет того еще фрукта той еще токсичной личности…
7, 8. «Чародеи» 1982 г. режиссера Константина Бромберга
Юлия Камнеедова братья Стругацкие, написавшие сценарий, видимо, очень уж «любили». Ведь они описали близкие ему образы не только в экранизированной книге «Понедельник начинается в субботу», но и в «Сказке о тройке».
Там он фигурировал как администратор Модест Камноедов.
Более того, в «Сказке…» подобные ему персонажи вообще стали центральной темой. Видимо, авторов слишком достали разного рода бюрократы…
Однако вот ведь незадача – в этом фильме токсичной оказалась также героиня, от которой зритель ожидал такого меньше всего: Алена. По крайней мере в заколдованном виде. Впрочем, так ли велика была при этом разница с ее обычным состоянием? (Читайте подробнее мой пост «Алена с весной в сердце не особо отличается от Алены без весны».)
______________
А какие интересные примеры токсичных героев кино можете привести вы, уважаемые читатели-зрители?
На близкие же темы читайте Дзен-посты «Самые интересные опереточные злодеи в комедиях Гайдая», плюс «8 самых обаятельных жуликов советского кино», а также отгадывайте кино-тест «Вычислите советский (мульт-)фильм по пиратам в кадре».
#кино #СССР #культура #психология #советское кино