Добрый день, дорогие друзья. Сегодня прочитала статью автора Мама Говорунчика, где автор рассуждает о влиянии мультиков на речь ребёнка. Я тоже решила поделиться своим опытом в этом вопросе в статье.
У моего старшего сына не развивалась речь. Сначала, в год он говорил слово "мама", говорил слова "да" и "нет", играл в ладушки. Но после года пошёл регресс в его развитии, и к 2 годам слова исчезли, а поведение было странным. Он мог часами бегать по комнате по кругу, вообще не садился, чтоб поиграть, как это делают другие дети, кричал без причины, крутил предметы, также были непроизвольные движения кистями рук. Я занималась с ним, проговаривала ему слова, пытаясь развить речь Дениса. Например, когда мы гуляли, человек пас коз, я говорила:"Денис, это коза". Или если пробегала собака, я говорила:"Собака, гав гав". Но Денис не обращал совершенно никакого внимания на животных, да и людей тоже. Также Денис не реагировал на своё имя. Это был первый ребёнок, опыта у меня вообще не было никакого с детьми, так как я росла одна у родителей. Это очень меня расстраивало, я видела, что у других дети разговаривают. Однажды к маме приехала её внучка (на год младше меня) со своим маленьким сыном, он на полгода младше Дениса, Денису на тот момент было 3 года, и она стала демонстрировать, как умеет разговаривать её сын:"Тёма, скажи, как собачка разговаривает?". Тёма послушно отвечал:"Гав гав".
– Тёма, как киса говорит?
– Мяу, мяу, –отвечал Тёма.
И так далее. Вся эта картина была мне не совсем приятна, ведь Денис не говорил вообще, а тут показывают, как должен говорить ребёнок в этом возрасте, хвалятся, какой у них смышлёный мальчик.
Я не знала в чём причина того, что Денис не разговаривает и в мыслях всё время винила себя: это я плохая мать, мало с ним занимаюсь, мало с ним разговариваю. Да и моя мама бывало говорила мне, что надо больше с ребенком разговаривать, и он заговорит. Потом я стала уже думать, что может Денис не слышит, поэтому не говорит. Свозили его в специальный центр, где проверили слух, ответ был неоднозначным:"Вроде слышит". В то время ещё не проверяли слух в роддоме, как сейчас.
К неврологу тоже неоднократно ходили, ставили ЗПР. Невролог назначила всем известные препараты, способствующие запуску речи у детей. Но эффекта препараты не дали, напротив, Денис стал от них еще более возбужденным. Потом нас направили к психиатру.
Только в 4 года Денису смогли наконец-то поставить диагноз. Выяснилось, что у Дениса атипичный аутизм, в этом и причина того, что он не разговаривает. Дело в том, что аутизм сложно диагностировать, чаще диагноз ставят к 3-4 годам. До этого, мы надеялись, что может он заговорит, нас успокаивали, что такое бывает, особенно у мальчиков, что у мальчиков речь появляется позже. Оговорюсь, что атипичный аутизм не нужно путать с синдромом Аспергера (расстройство аутичного спектра), при котором люди разговаривают, имеют способности, порой феноменальные, в какой-либо одной сфере, но мало приспособлены для жизни в социуме и имеют проблемы с социальным взаимодействием. Да, есть вполне успешные люди с синдромом Аспергера, говорят, что Илон Макс, Бил Гейтс имеют этот синдром.
Когда родилась Катя, я переживала, чтобы у неё не было аутизма, мало ли, вдруг причина генетическая. Хотя в нашей семье ни у кого не было такого диагноза. К году стала присматриваться к ребёнку: агукает ли она, лепечет ли? С года решила сразу начать заниматься, для этого смотрела много видео на ютубе от логопедов, как развить речь ребёнка. Как и все, сначала учила простым словам: мама, папа, киса, гав гав, мяу мяу, и т.д. Как-то Катя заболела, ей было чуть больше года, и чтоб она повеселела Вадик купил ей котёнка. Я сказала Кате:"Это киса". Потом уже услышала от Кати:"Ись, ись". Я поняла, что так она говорит: "Киса".
Помимо всего я включала специальные обучающие видео для малышей, где обучают словам, по-моему, один из каналов назывался "Моя звёздочка". Мультики я тоже показывала, особенно Кате нравился "Колобок" от студии "Пилот".
Помню, Кате было годика два, она говорила:"Або", что означало "колобок". Это нормально, когда дети по-началу говорят слова искаженно, объясняется это тем, что многие согласные для 1-2 годовалого ребёнка сложно выговаривать, кроме некоторых согласных, таких как звук "б, например. Дальше я продолжала заниматься развитием речи, купила книги Жуковой, занимались по картинкам тоже, Катя обожала показывать пальчиком и рассказывать, кого она видит на картинках. Научила Катю цветам, счету и т.д. В три года начали изучение алфавита. Сейчас (Кате 4) учу читать по слогам, уже есть успехи.
Но речь у всех по-разному развивается. Бывает те дети, у кого долго нет речи, сразу начинают с фраз, есть много таких примеров. У сестры Вадика так оба ребенка поздно заговорили, но сразу словами целиком. У Кати речь рано развивалась и слова были сначала сокращенные, далее уже полные.
Многие родители, если ребенок долго не говорит, начинают верить себя: может я мало с ребёнком своим занимаюсь, мало с ним разговариваю, может нужно выключить телевизор, который якобы мешает развитию речи. На самом деле, причины чаще всего в другом. Как объяснить, что у глухонемых родителей дети разговаривают, и их речь развивается в срок и в норме. Я знаю такие примеры. Имею в виду глухонемых родителей, у которых глухота не врожденная, а приобретенная в результате травмы или болезни. Чаще всего позднее развитие речи имеет физиологические причины. Поэтому не нужно откладывать визиты к неврологу. Ну и конечно, заниматься с детьми.
Всем желаю, чтобы Ваши детки Вас радовали, развивались, здоровья нашим деткам!