Недавно мне посчастливилось побывать в славном городе Магнитогорске, где довелось посетить памятник, который я давно мечтал увидеть. Ведь он воплощает начало великой (без всякого пафоса) истории
Конечно, многие из вас знают этот монумент и его историю, но я не могу не коснуться этой теме в блоге, раз уж мне удалось воочию его увидеть и сфотографировать.
Название этого памятника – "Тыл – фронту" и он завершает общий смысловой план ещё трёх памятников. Завершает потому, что создан последним. А по своей идее он его начинает. Могучий сталевар передаёт воину меч. Фигура первого развёрнута на восток в сторону металлургического комбината, воин же обращён лицом на запад, туда, где находится враг.
Следующим по смыслу является образ Родины-Матери, которая вздымает переданный ей меч, выкованный, чтобы разить врага, осквернившего родную землю.
Этот памятник создан Евгением Вучетичем предпоследним по хронологии. И на мой взгляд, является одной из самых трогающих композиций, что я видел.
Первой по хронологии была фигура Воина-освободителя, которая стоит в Берлине. В основу сюжета легла история спасения девочки русским солдатом. Что интересно, подобный подвиг (вынесли ребёнка из зоны боевых действий) в конце апреля 1945 года совершили сразу два красноармейца – Николай Масалов и Трифон Лукьянович. Второй был смертельно ранен, но девочка спаслась.
Таким образом, Воин-освободитель, является собирательным образом. В его руке тот самый меч, с которым звала на бой своих сыновей Родина-мать. Он разрубает им свастику. Знаменуя этим конец войны.
Вторым в хронологии производства, но последним по смыслу, является монумент "Перекуём мечи на орала". Это ветхозаветный призыв стал одним из девизов ООН, возле здания штаб-квартиры которой он установлен.
Он призывает бросить силы человечества на искоренение войн и заниматься мирным трудом во благо всех живущих.
Мне часто встречались заметки, где эти скульптуры именуются триптихами. Причём существуют две версии. Первая исключает "Тыл – фронту", так как она создана не Вучетичем. Вторая исключает "Перекуём мечи на орала", так как она не имеет непосредственного отношения к подвигу советского народа.
Но, на мой субъективный взгляд, это вне всякого сомнения тетраптих. Все четыре монумента связаны последовательной логической цепью. И хоть Вучетич и не создавал магнитогорский мемориальный комплекс, к нему приложил руку Яков Белопольский, главный архитектор мемориала в Берлине, где стоит Воин-освободитель Вучетича.
И думаю, что совпадений тут быть не может, соратник Вучетича просто закончил смысловой образ и завершил полноту пути метафорического меча.
P.S. Если вы ещё не подписались на мой телеграм-канал об экспедициях и съёмках, то искренне вас в него приглашаю: