Что такое речевой режим
Ирина: - Добрый день! Сегодня, важная тема для начального этапа работы с моторными алаликами - речевой режим. Речевой режим относится не к тому, как должен говорить ребенок, а к тому, как должен говорить родитель. В силу специфики речевого нарушения периодически страдает восприятие и понимание речи. Приходится учитывать особенности ребенка, чтобы общаться с ним чуть-чуть иначе, чем с обычными детьми. С обычными детьми речевым развитием мы вообще не задумываемся о том, как мы разговариваем. Ребенок на это смотрит, и запоминает. А наши детки с моторной алалией имеют свою скорость усвоения речи. Поэтому разговаривать с ними приходится немножечко иначе, а не так, как советуют всем детские врачи (педиатры, неврологи). «-Если ваш ребенок не говорит, значит нужно говорить с ним как можно больше, больше читать сказок, включайте ему мультики, песенки.» — это не помогает. Ребенка с моторной алалией нужно учить языку родному специфическими методами. Моторная алалия – это тяжелое речевое нарушение, обусловленное органическим поражением головного мозга при натальном-постнатальном периоде, проявляющееся в неспособности ребенка САМОСТОЯТЕЛЬНО усвоить систему родного языка. Самое важное здесь то, что он «неспособен усвоить язык самостоятельно». А это означает, что если мы создадим специфические условия, то ребенок усвоит систему родного языка и станет совершенно обычным человеком.
Мария: - То есть речевой режим — это очень важная часть всей коррекционной работы?
Ирина: - Да! Это важная часть, так как там есть определенные правила, которыми нужно пользоваться, потому что родитель должен переделать самого себя. Я периодически думаю, что проще ребёнка переучить чем изменить самого себя. Для того чтобы перестроить своё мышление, может уйти до двух недель непрерывного самоконтроля. Поэтому речевой режим фактически нужно выучить наизусть. В начале с ребёнком говорить будем меньше, не болтать без удержу. Говорить будем короткими фразами, желательно о том, что здесь и сейчас происходит с ребенком. Это обусловлено тем, что то, на чем сконцентрировано внимание ребенка, усваивается быстрее. Еще чуть более глубокая вещь была доказана еще в 70-е годы прошлого века. Есть замечательная книга Марианы Кольцовой. Там описывается практический эксперимент о том, что если у ребёнка предмет в руках, то нужно в три раза меньше потратить слов, чтобы он его усвоил. А если этот же предмет, о котором ты ребёнку расскажешь, поставить перед ним, он его видит, но не трогает, не облизывает, не отламывает, не откусывает, тогда придётся потратить в три раза больше слов. При этом у ребенка с обычным речевым развитием эти «три раза» укладываются от 8 до 25 повторений.
«Это ложка. Смотри, какая ложка. Держи ложку. Да, ложку. Не грызи, она невкусная. Положи ложку.» Восемь раз сказал, пока она у него в руках. А если положить, то нужно будет сказать 25 раз. А вот у ребенка с моторной алалией та же самая ложка в руке и ложка перед ним - от 600 до 2000 повторов.
Теперь еще немного страшных цифр, которых я немного не разбираюсь. В словаре Ожегова около 100000 слов. Дело в том, что это только корневые слова. Фактически, в русском языке, как и в английском, где считаются все слова, около 1 миллиона. То есть ребенку нужно усвоить миллион слов. Но при моторной алалии проблема с усвоением не только лексемы, но и проблема с грамматикой. То есть нужно еще все это умножить на 6 падежей, на два числа, на два склонения, на три лица и так далее. В общем, там миллиарды получались, и у меня калькулятор отказался считать дальше.
Мария: - Как тогда быть, если вы говорите, что нужно говорить меньше?
Ирина: - Вот эту замечательную вещь мы как раз обсудим в следующий раз, что нужно не повтором заниматься, а лингвистическим методом. И это мы потом расскажем обязательно. Вот, поэтому, чтобы у ребёнка не было целого миллиона слов в один день и подряд, мы немножечко трансформируем своё общение с ребёнком. Говорим короткими фразами. Говорим о том, что у ребёнка в руках. Говорим о том, чем занимается этот ребёнок.
Как строить фразу при общении с моториком
Мария: - Как строится сама фраза?
Ирина: - Обычно мы разговариваем через запятую. «- Вася, быстренько собирай свои игрушки, пойдём мыть ручки, нужно пообедать, потому что потом мы с тобой должны успеть сходить в магазин». Видите, я спрашиваю запятая, запятая, запятая, запятая, целый период рассказали. Говорите всё то же самое, только с интонацией точки. «Вася, собирай игрушки. Пауза. Потом мы пойдём мыть ручки. Пауза. Потому что потом мы пойдём с тобой гулять». То есть фразу из 25 слов мы разделили на три куска, и ребенок успевает схватить все эти слова примерно за то же самое время.
Мария: - Что будет если с ребенком говорить по слогам?
Ирина: - Это самая ужасная вещь, которую можно придумать - по слогам. У ребенка с моторной алалией, всегда в большей или меньшей степени страдает слоговая структура слова. То есть это перестановки слогов, это пропуски слогов, все что хочешь. Да, если совсем честно, то есть определенные этапы работы, где мы отрабатываем слоговую структуру слова. Но, сейчас речевой режим у нас относится к началу креативной работы. Это не означает, что всю жизнь с ребенком нужно так разговаривать. На начальном этапе, когда мы предъявляем ребенку новые слова для усвоения, ни в коем случае нельзя произносить их по слогам, чтобы он мог за нами повторить, запомнить, а потом самостоятельно произнести. Это очень-очень простой и забавный момент. При моторной алалии у ребенка страдает, как родители говорят: «память на слова», «ребенок плохо запоминает слова», «ребенок забывает слова». По-умному это называется актуализация, по-человечески это называется выбор слова. Мозг такого ребенка судорожно начинает искать слово. Фишка в том, что для человеческого мозга без разницы это будет слово из 1 слога «я» или из 12 «переинтернационализировать». Мозг будет искать все равно 1 элемент. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок выучил слово «машина», сказать ему нужно будет «машииина». А если вы будете с ним учить «ма» «ши» «на», мозг будет думать, что это три слова, и искать он будет три отдельных слова вместо одного. Это в три раза усложняет ему жизнь.
Мария: - В общем, по слогам говорить с ребенком с моторной алалией нельзя.
Ирина: - По слогам на начальном этапе ни в коем случае нельзя. Но слова нужно удлинить, сделать акцент на этом слове, добавить немножечко интонации. То есть не просто «это машина», а «смотри, какая классная машииина!». Для лучшего усвоения слова лучше всего задействовать все участки мозга, включая даже эмоциональную лимбическую систему. Кстати, слова, даже взрослые люди запоминают, те, которые нужны, важны, и к которым ты имеешь личное отношение, какой-то свой личный предмет или понятие, которые были даны эмоционально окрашенными. То есть в ситуации ужаса ты очень хорошо запомнишь какое-нибудь слово. Дети очень любят употреблять нецензурную лексику, потому что они ее слышат только в ситуации эмоциональной окраски. Поэтому в этот момент, используйте правильные красивые слова.
Какие слова лучше использовать при общении с ребенком
Мария: - Расскажите, какими должны быть слова?
Ирина: - Всевозможные детские психологи пишут, что нельзя с ребенком сюсюкаться. И периодически приходит мама, которая говорит: «у меня ребенок не разговаривает». А я начинаю слушать, как они общаются. Мама ребенку говорит: «Малыш, посмотри, у этой лошади тонкие изящные ножки». Малышу полтора года, ему слово «изящные» - не говорит вообще в этой жизни ни о чем. Не зря существует определенный детский язык. Любой ребёнок осваивает язык, проходя определённые этапы. Сначала это простые детские слова. То есть, вместо «упал» ребёнок сначала говорит «бух». А нынешние родители пытаются разговаривать с ним как с доцентом на кафедре филологии. Разумеется, ребёнок не может воспроизвести, и даже запомнить эти «изящные тонкие ножки». Может быть, нормальный ребенок и может это освоить. Видоизменяет, трансформирует, искажает, но тем не менее запоминает. С моторной алалией этот номер не пройдет. Здесь придется дать ребенку возможность пользоваться упрощениями. «Бух», «бдыщ» и тому подобное, но при этом мы сами говорим на правильном языке. Мы говорим: «Упал! Бух!» «Бух!» «Правильно! Бух! Бух! Упал!» Мы показываем правильный образец в обязательном порядке, потому что мы создаем правильную языковую среду. Но ребенку, на определенном этапе, разрешаем говорить как попало с «мяу-мяу» и «гав-гавками». При этом сюсюканье подразумевалось следующим образом: «-Ой, смотри, какая тяшечка, лёзечка, чайничек», когда родители начинают говорить, как будто им два годика. Шипящие превращаются в свистящие. Каждое слово превращается в уменьшительно-ласкательное. А для ребёнка это неправильная поставка речи. Предмет «ЧАШКУ» мы уменьшаем, а само слово удлиняем, «чашка» и «чашечка». Почти со всеми русскими словами именно так: чем милее вы хотите с ребёночком разговаривать, тем длиннее вы называете ему слова.
Мария: - То есть уменьшительное ласкательные суффиксы не трогаем.
Ирина: - Не трогаем. Они будут проходиться отдельно в определённый период времени. Пока что говорим, называя нормальные предметы нормальными человеческими русскими словами.
Мария: - А вот как мы ребёнка просим сказать? Мы ему говорим: «повтори», «скажи»?
Ирина: - «Говори, отвечай» Сначала мы ему говорим... «-Вот чашка, а вот деревянная странная ложка, ложка прикольная, ложка красивая, ложка, ложка….» Мы ему рассказываем про эту ложку. Мы создаем семантические поля. А потом мы спрашиваем: «-Ну и что ты тут облизываешь? Что за штука?». И если у него есть возможность, он тебе назовёт. Если нет возможности, мы будем пользоваться подсказками. Мы задаём вопросы, чтобы ребёнок говорил. Поэтому у мамы теперь получается меньше говорить, потому что часть времени говорить будет ребенок. То есть, в речевом режиме у нас нет того, что мы ребёнка дрессируем «повтори…», «скажи…». Ни в коем разе нельзя эти слова употреблять. Это два запретных слова «скажи» и «повтори». Месяц ребёнок может потерпеть, если вы будете ему говорить: «А скажи, что это.., а скажи что это…, а повтори за мной…, повтори машина…». Но через месяц ребенок начнёт кусаться, и у него наступит речевой негативизм. Речевой негативизм — это первый шаг к логоневрозу. Без заикания, без судорог, но это логоневроз.
Мария: - Очень часто на консультациях вы говорите, что нужно не заниматься, а играть. Объясните подробно.
Ирина: - Да. Очень редко попадаются дети, которые согласны именно заниматься. Чаще это бывают девочки, и там приходится организовывать чуть ли не школу «Ты будешь ученицей, а потом ты будешь учительницей». Так можно организовать занятия. Но в 99% случаев, нужно сделать так, чтобы ребенок даже не знал, что с ним занимаются. У него это должно проходить между делами на ходу, даже если у мамы есть четкий план, что: «сейчас мы с тобой рисуем и называем части тела». Это должно быть обставлено так, что ребенок думает, что он не занимается речью.
Мария: - То есть именно поэтому, мы родителям говорим, что мы обучаем детей в реальной жизни, а не с картинок?
Ирина: - Да. Часто приходят дети, уже их тошнит от картинок, они их видеть не могут. Тогда мы предлагаем работать иначе. Нужно жить и играть, а не учиться.
Картинка — это отдельная история. У меня несколько раз так спрашивали родители, «А как я с ним буду заниматься, у меня же дома нет картинок». Я говорю, картинки в логопедическом кабинете — мы не можем в маленький кабинет втиснуть всю жизнь в полном объеме. Мы не можем притащить африканских животных сюда, мы не можем поехать устроить здесь бассейн и запустить дельфинов. Мы ничего не можем, поэтому показываем картинки. На самом деле нужны предметы. Картинка – это плоское изображение, где возбуждается лишь один участок мозга – зрительный анализатор. Когда у тебя реальный предмет, когда ты облился чаем, пошел вытираться, у тебя задействованы все анализаторы. Чем больше анализаторов задействуется, тем проще усваиваются новые понятия, новые слова и новые звучания. Да, поэтому нужно жить. Часто меня спрашивают: «а сколько в день нужно заниматься с ребёнком?» - всё свободное время нужно заниматься. Не сидим за столом по 8 часов, и зубрим -чашки, ложки, тарелки. А полепили, порисовали, пошли гулять. Зашли в парк, выучили насекомых. Пошли на детскую площадку, выучили кучу новых глаголов - качаться, кататься, тяни, толкай, насыпай, высыпай. Сходили в бассейн, сходили в бэби-клуб. Вернулись домой, тихий час, мама прочитала сказку. Мама полдня работает. Вечером повторение того же по кругу.
Почему нужно говорить с ребенком, глядя ему в глаза
Мария: - Нужно разговаривать с ребенком глядя в глаза?
Ирина: - Да. Объясню лишь, почему нужно делать именно так. Почему вообще нельзя общаться с ребёнком, стоя к нему спиной. То есть, если мама стоит возле раковины, моет посуду, а ребёнок её что-то спрашивает, то лучше промолчать и вообще ничего не говорить, даже с обычным ребёнком. Нужно общаться лицо в лицо. Потому что любой ребёнок, особенно ребёнок с моторной алалией, с патологическим развитием речи, воспринимает понятие и слово целостно. Ребенок должен услышать звучание, он должен увидеть глазками артикуляцию, он должен попытаться свой артикуляционный аппарат поставить в то же положение и воспроизвести, и тогда у него все это вместе даст хороший эффект, он сможет назвать это слово. Девушка у меня тут одна занимается, двухгодичная. Если она не видит то, что ей говорят, как это произносится, то там и перестановки слогов, и искажения звуков, и всё, что только возможно, ни одного слова распознать нельзя. Но как только они поворачиваются с мамой друг к другу, и она видит, как мама произносит слова, мгновенно улучшается качество произношения. Не зря в логопедических кабинетах мебель пытаются подбирать специальным размером, чтобы логопед с ребёнком был на одном уровне. Кстати, иногда можно общаться, не просто глядя лицо в лицо, а можно сесть перед большим зеркалом. Тогда ребёнок видит себя, он видит маму, они могут вместе произносить синхронизировано. Можно работать через зеркало.
Поощрение любого речевого проявления
Мария: - Одобрять ли у ребёнка речевые проявления? Почему и как это нужно делать?
Ирина: - Одобрять все, даже нецензурные. По поводу нецензурного. Ко мне пришел на обследование мальчишка. И мама жалуется, что он ничего не говорит. Вернее, он что-то говорит, но полно слов нехороших. Мы поговорили, обсудили, они собираются уходить. Он застегивает курточку, поворачивается ко мне и радостно произносит «пока, какачка». Мама ему, шмяк по губам, я говорю: «-Вы что! Это же фраза! Он же произнес фразу с обращением вместе, ну прелесть же». Ну, я бы не сказала, что прямо вот, он, молодец, что тетю нехорошим словом обозвал, но вот наказывать за такое нежелательно. По поводу поощрения то же самое, чтобы у ребенка было желание говорить, он должен знать, что он делает хорошее дело. Поэтому, как бы он ни сказал – «молодец». Неважно, что он сказал не «мяу», а «нау». Правильно! Это кошка, она говорит «мяу». Мы сначала эмоционально присоединились, похвалили, одобрили, а затем показали правильное произношение.
Сколько нужно заниматься с ребенком?
Мария: - Заниматься с ребёнком нужно много, а если у ребёнка плохое настроение, заболел или вот сейчас что-то произошло. Мы всё равно действуем по плану?
Ирина: - Если заболел, ни в коем случае не заниматься никакой логопедией. Логопедия сама по себе лечение. Два лечения на одного маленького ребёнка — это жестоко. К тому же, если у него свяжутся две нехорошие вещи, что «мне было плохо» и «я учил слова». Вывод он сделает – учить слова плохо. Ни в коем случае их между собой не связывать. Поэтому плохо себя чувствует – ничего не делаем. Живем обычной жизнью, забыли про всю речевую работу, пока не выздоровеем. Если плохое настроение – ну, это дело поправимое. Можно сменить вид деятельности, настроение исправится. Пошли на прогулку, на улице позанимались. Когда у меня был мой самый первый моторный алалик, то лучшие и самые продуктивные уроки у нас были не в кабинете, а в парке. У меня был кабинет с возможностью выйти в парк. Была хорошая погода, и мы несколько уроков подряд проводили там. Он столько всего выучил, он там даже взялся учить название деревьев, которые на тот момент ему были совершенно не важны. Эмоциональность включили. У ребенка смена обстановки. Кстати, именно у моториков. У них новые впечатления ускоряют процесс тренировок. Если при сенсорной алалии мы все время сидим дома, потому что ему нельзя на улицу, ему нужно однообразное понимание. С моториками наоборот. Ещё одна моя любимая история, девушка у меня была, ей было 1 год 11 месяцев малюсенькая -малюсенькая, но при этом она была просто «леди». Она на нас смотрела с высока. Вообще она ни слова не сказала за три месяца. Мы с родителями вокруг нее пели и плясали, я уже рыдала. А тут они поехали в отпуск. Дело было в Америке. Поехали они на поезде через Техас. Через 10 дней она приехала и начала мне в захлёб рассказывать: «-Му! Коу! Млеко! Милк! Му!» Боже мой. Она, оказывается, всё знала. Просто вот ей нужно было поделиться эмоциями, она набралась этих новых слов про коровок. Они просто проехали на поезде, мимо стада коровок. Ребенок был из большого города, то есть коровку она увидела первый раз в жизни, и это было событие. Если бы она жила на ферме, то она бы сказала: «-ну, видела я ваших коровок, ничего интересного». Вот тогда бы её привезли куда-нибудь в Лондон, она приехала бы оттуда и сказала бы: «Вау, Биг Бэн».
Мария: - Удивляйте своих детей. Не бойтесь с ними заниматься в самых неожиданных местах.
Ирина: - Ваша голова должна быть занята тем, чем вы займетесь. Куда его ещё потащить и какую тему там можно обсудить.
Мария: - К речевому режиму относится и дневник. О нём мы говорили отдельно.
Ирина: - С него всё начинается. С него всё фиксируется. Кроме всего прочего, дневник ещё и структурирует мысли мамы. Пришла мысль – записали. Чтобы речевой режим выдерживать - фиксируйте себе, что нужно делать. «Я научилась это делать вот так. Теперь мы переходим к освоению вот этого». В дневнике все фиксируется для улучшения маминого самочувствия и ускорения коррекционной работы.
Итог
Мария: - Ну что, давайте подведем итог. Все вот эти правила, которые вы сейчас рассказали, это и есть речевой режим?
Ирина: - Это и есть речевой режим в общих чертах. На своих видео уроках вы еще посмотрите, я неоднократно к этому возвращаюсь. Какие-то нюансы еще уточняем, обговариваем, напоминаем. Потому что у детей плохая память на слова, а у нас просто плохая память. Поэтому нужно много раз повторить одно и то же.
Мария: - В самом начале кажется, что информации много. Когда родители приходят, им кажется, что речевой режим, это так сложно, как это всё организовать?
Ирина: - Нет, на самом деле, когда вы начнёте делать, и это будет просто ваша жизнь, вы поймёте, что это несложно. Просто нужно настроить правильно свою жизнь, чтобы ребёнку было комфортно. Немножко перестроить жизнь, свой взгляд на эту жизнь. Когда ты не просто думаешь: «сейчас мы пойдем на прогулку, чтобы он набегался и в тихий час у меня спокойно уснул», а КУДА мы пойдем на прогулку и ЧТО мы там можем? Приходишь в парк: «-Вау! А у нас тут есть ёлка колючая. Давай её потрогаем.» и тд. Все это вы уже будете брать исходя из уроков, которые вы будете проходить. Что-то есть в уроке: уровень вашего речевого развития, этап вашей работы. А где-то вы перестраиваете свой взгляд на жизнь и думаете что еще можно сделать с ребенком, с учетом необходимых тем по развитию речи.