Найти тему
Cat_Cat

ЭФФЕКТ МАТФЕЯ.

Оглавление

"…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (с) Мф. 25:29

"Богатые становятся богаче, а бедные беднеют" (с) П.Б. Шелли

---

ВСТУПЛЕНИЕ

Впервые я заинтересовался этим эффектом ещё до того, как ему дали это название - при изучении теорий международной торговли, которые нам преподавали в МГУ.

Судя по теореме Столепера-Самуэльсона и модели Хекшера-Олина, глубокое включение страны в международную торговлю и международное разделение труда должно было приносить стране только пользу, максимизацию уровня жизни и развития.

Но практика показывала, что всё далеко не так просто. Что страны, которые максимально открывались внешней торговле, зачастую тем самым консервировали свой низкий уровень развития и жизни.

И, напротив, протекционистские меры зачастую позволяли странам сделать технологический рывок и сделать шаги вверх по цепочке научно-технических укладов.

Именно тогда я и нашёл математическую модель, которая прекрасно объясняла этот парадокс - несоответствие теории практике.

И которая прекрасно соотносится с тем, что в последнее десятилетие метко и ёмко стало принято называть "Эффектом Матфея".

Но начнём чуть издалека.

---

САМЫЙ ПРОСТОЙ ПРИМЕР СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТА МАТФЕЯ

Представьте, что у Васи есть 100 000 рублей, а у Пети есть 1 000 000 рублей. То есть, предположим, что Петя богаче Васи на 900 000 рублей.

А теперь представьте, что они оба положат деньги в банк на депозит под 20% годовых. В этом случае у Васи в конце года будет 120 000 рублей, а у Пети 1 200 000. И Петя станет богаче Васи уже не на 900 000, а на 1 080 000.

То есть даже без наличия кумулятивных эффектов, при наличии одной только линейной зависимости, разрыв имеет свойство расти.

---

АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ?

Но на самом деле прогрессия вовсе не арифметическая.

Во-первых, потому что даже в случае с банком он готов предлагать более высокую процентную ставку тому, кто готов будет положить на депозит более крупную сумму. Поэтому на самом деле будет не 20% по обоим вкладам. А, например, 16% для маленького и 21% для крупного.

То есть разрыв будет расти не только в формате суммы, но и в формате отношения суммы, которыми располагают Вася и Петя.

Во-вторых, количество имеет свойство переходить в качество. Это правило работает и в экономике.

Тот, у кого 1 ваучер, и тот, у кого 100 000 ваучеров - это совершенно разные владельцы ваучеров. Тот, кто может купить 1 000 акций компании, и тот, кто может купить её контрольный пакет - это совершенно разные акционеры. У них будут совершенно разные возможности.

Автор этого сообщения на практике занимался вопросами минимизации налогообложения в Европе и может ответственно заявить, что поражающие наше воображение высокие налоговые ставки там действуют не для всех. В очень многих налоговых юрисдикциях, которые мы совершенно не воспринимаем как офшорные - например, в Дании, Великобритании, Бельгии, Чехии, США - у крупных компаний есть вполне законные способы в разы сократить ставки налогообложения по сравнению с теми, которыми обкладывается мелкий бизнес.

То есть обладание более крупными суммами денег открывает качественно новые возможности как по заработку новых, так и по уходу от налогов и других расходов.

----

ТАК ЧТО ТАМ ПРО МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ

В мировой торговле мы имеем те же процессы: переход количества в качество.

Норма маржинальности качественно разнится между отраслями, куда низок вход и которыми могут заниматься страны без сильной промышленности и научной базы, и наукоёмкими отраслями с высоким порогом входа. И та страна, которая изначально находится в проигрышном положении при международном обмене товарами, будет получать в числовом выражении меньший профит, что, опять же, усложнит ей инвестиции в развитие по сравнению со страной уже в более выгодной позиции.

Первые компании, которые создаются в новых для страны отраслях, часто обречены на прохождение всех тех детских болезней и повторение тех детских ошибок, через которые уже прошли их конкуренты в развитых странах. И это с вероятностью чуть ниже 100% сделает их продукты по соотношению цена/качество хуже, чем у развитых стран. В условиях открытого рынка это приведёт к смерти таких компаний.

Технологии развиваются не сами по себе, а в формате графа, формата дерева. Практически невозможно сделать шаг на ступень номер 6, не добившись успеха и не набив шишек на ступени номер 5. Здесь невозможны прыжки сразу через несколько ступенек.

Как говорил классик:

"Нельзя преодолеть пропасть в два прыжка, нужно двигаться маленькими шажками" (с) В.С. Черномырдин

----

ТОЛЬКО ЛИ В ЭКОНОМИКЕ?

Эффект Матфея в полный рост наблюдается не только в экономике.

В середине XX века Роберт Мертон опубликовал статью в Science, где показал существование этого же эффекта в научных сообществах. Он показал, как приобретённая репутация приводит к росту репутации. И скорость этого приобретения репутации, как правило, тем выше, чем выше стартовая позиция. Это видно как в количестве публикаций, так и в индексе цитирования.

Этот же эффект нашли в образовании, где отмечено, что дети, вырвавшиеся вперёд по отношению к сверстникам в начале школьного образования, склонны затем увеличивать свой разрыв по отношению к отстающим.

Этот же эффект наблюдается и в распространении информации, и в изменении популярности личных брендов и брендов компаний, где находится тенденция к разной скорости роста у более и менее популярных изначально ресурсов.

----

При этом, безусловно, нужно понимать, что не всё в этом мире описывается эффектом Матфея. И изначально более выгодная позиция вовсе не равнозначна невозможности её лишиться.

Автор: Алексей Письменюк.

Наука
7 млн интересуются