Сегодня приглашаю Вас прогуляться по историческому району города - Семенцы, находится он у метро Технологический институт и заглянуть в доходный дом Б. И. Гиршовича по адресу Рузовская улица, 19, осмотреть его снаружи, зайти в парадную и познакомиться поближе с архитектором, ведь он является автором многих известных домов в Петербурге.
Название района Семенцы произошло от слободы квартировавшего здесь в XVIII веке Лейб-гвардии Семеновского полка. Шесть улиц района идут параллельно друг другу - Бронницкая, Серпуховская, Подольская, Верейская, Можайская, Рузовская. Некогда местные жители помогали приезжим закрепить в памяти названия улиц с помощью специальной фразы, которая отсылала к историческому прошлому района: «Разве Можно Верить Пустым Словам Балерины?». Каждое слово начинается с заглавной буквы одной из пяти улиц. Сама фраза посвящена балеринам, которые разбивали сердца юношам на службе.
Немного слов об архитекторе
Борис Ионович Гиршович родился 23 августа 1858 г. в местечке Кореличи Новогрудского уезда Минской губернии в еврейской мещанской семье, учился в Виленской рисовальной школе, отличавшейся демократичностью: туда принимали молодежь независимо от этнической принадлежности, сословия и вероисповедания. По окончании школы Гиршович поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге «вольнослушателем по скульптурной части», в 1878 г. перешёл на живописное отделение, а в 1882 г. – на архитектурное.
Ещё в годы обучения Гиршович работал на постройке столичной синагоги в качестве помощника архитектора, а в 1886 г. блестяще закончил обучение и удостоился звания классного художника (формальный уровень квалификации художника в Российской империи. Этот чин присваивался выпускникам высших художественных училищ (Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества), добившимся в период учёбы значительных успехов.). Вскоре он женился, родилась дочь, и пришло время с головой погрузиться в работу.
В 1896 г. Гиршович получил крупный и престижный заказ на проектирование и строительство Азовского коммерческого банка (Невский пр., 62). Современники по достоинству оценили новое банковское здание: отмечали удобство планировки, рациональное техническое оснащение здания и то, что лицевой фасад «в стиле французского возрождения, сработан из радомского песчаника», а не оштукатурен.
В 1899–1900 гг. Гиршович впервые строил дом для себя (ул. Писарева, 5). Оригинален фасад, не покрытый штукатуркой, а выложенный отделочным кирпичом. Парадная лестница освещалась верхним светом, под двором было оборудовано помещение для дров – так называемый подвесной двор на сводах, позволяющий максимально использовать площадь участка: подвалы были устроены не только под строениями, но и под незастроенной частью двора. В этом доме, в 13-комнатной квартире в третьем этаже, Б.И. Гиршович и прожил до конца своих дней.
В 1900 г. стартует строительство двух зданий (многоэтажного дома и уютного особняка), в образе которых сильно звучит барόчная тема. Они строились по заказу жены полковника Ольги Серебряковой. Особняк (наб. Кутузова, 22) выделяется в линии застройки высокой мансардной кровлей; развитый силуэт и крупномасштабность делают здание заметным акцентом в панорамах Невы. Подробнее про особняк можно почитать здесь. Строившийся одновременно с особняком доходный дом Серебряковой (ул. Чайковского, 24) напоминает дворец эпохи императрицы Елизаветы Петровны.
В 1904–1905 гг. Гиршович построил дом Бака, задуманный в духе модерна, но в ходе строительства трансформировавшийся, по словам историка архитектуры Б.М. Кирикова, в «модернизированную версию необарокко». Построенный в 1905–1907 гг. особняк М.В. Зива (Рижский пр., 29) носит черты северного модерна, а возведённый в 1908–1910 гг. собственный дом Б.И. Гиршовича (Рузовская ул., 19) соединяет черты модерна и нарождавшегося неоклассицизма.
Зодчий ушел из жизни 6 июля 1911 г., на 53-м году жизни, покинув жену и дочь. Он успел сделать немало. В некрологе, написанном архитектором М.С. Лялевичем, отмечалось: «“Двадцать раз нарисовать и двадцать первый ещё переделать” – говаривал он своим сотрудникам, недоумевавшим, к чему он, собственно, стремится и чего ищет. А между тем, если вникнуть глубже в эти искания, если обобщить их, то перед нашими глазами предстанет некоторая цельная психология личности, инстинктивно сознававшей и верившей в художественное соответствие содержания и внешнего его выражения».
А мы с Вами возвращаемся на Рузовскую улицу и осмотрим фасад дома
Шестиэтажное здание было построено по собственному проекту архитектора Б. И. Гиршовича в 1908–1910 годах. Фасад решён в стиле модерн, на главном фасаде выступают два симметрично расположенных эркера, парадный вход украшен пилястрами.
Архитектор Гиршович купил участок со старыми постройками в 1907 году у Бурштейна Григория Абрамовича. Это был личный дом архитектора, первый этаж занимали торговые организации. Правда в этом доме архитектор пожить не успел, дом унаследовали его жена Генриетта и дочь Мэри, однако в 1912 году они оформили «раздельный акт», и Мэри стала единоличной домовладелицей. В период Первой мировой войны часть помещений были заняты генеральным консульством княжества Монако. Сейчас это обычный жилой дом.
Теперь приглашаю Вас в парадную.
На первых двух этажах можно даже увидеть витражи, где-то сохранились старые двери
Как Вам творчество архитектора Гиршовича?
Про другие дома Петербурга можно почитать здесь