В статье о лучших (простите мне эту неоправданную речевую вольность) российских фильмах 2024 года я упомянул и "Сказки Гофмана".
Я не ошибся, "Сказки Гофмана" — талантливы.
Однако начну я с того, что всё-таки слегка ошибся. Этот фильм вышел на экраны в 2022 году.
Этот фильм, конечно, заслуживает вашего, нашего зрительского внимания.
Предыдущая фраза малосодержательна, поскольку любой, даже очень неудачный фильм привлечёт чьё-то внимание (хотя бы съёмочной группы) и вызовет интерес, пусть крохотный, локальный (например, тусовки режиссёра).
Но "Сказки Гофмана", действительно, очень удачный фильм. И вот почему.
1. Мир фильма отлично придуман.
Вселенная хорошего фильма обязательно должна быть хорошо придумана, искусно воплощена. Речь не о сюжете, а о стиле. "Сказка Гофмана" рассказана хотя и знакомым, но приятным, грамотным и художественным киноязыком. Более того, если режиссёр фильм Тина Баркалая снимет и другие фильмы (чего ей автор очень желает), то очень может быть, рассматривая "Сказки Гофмана" ретроспективно мы сможем лучше разглядеть первоэлементы её собственного художественного киноязыка. Всё-таки по одному фильму делать выводы о стилевых отличиях даже очень талантливого режиссёра невозможно.
2. Фильм замечательно смонтирован
Фильм складывается на монтажном столе — это аксиома. Художественно-монтажное решение "Сказок Гофмана" — следствие продуманной стилистики. Я посмотрел первые три минуты, восхитился увиденным и принялся смотреть сначала. Прекрасно, точно, элегантно.
3. Увлекательно!..
Вот простой и сомнительный критерий оценки: увлекательно или нет. Но я, всё же, прибегну к нему. И речь опять не о сюжете, а об отсутствии желания "размять ноги". Такое желание возникает у меня почти всегда. Даже когда я смотрю многие шедевральные ленты, я ловлю себя на ощущении: не пора ли пройтись, кота почесать за ухом, подышать на крыльце или даже полистать какую-нибудь книжку между делом.
"Сказки Гофмана" я смотрел, не отрываясь. Фильм ироничен и нежен, провокативен и гармоничен.
4. Героиня мила
Какое же хорошо, когда герой не раздражает тебя. Как же чудесно, когда герой мгновенно вызывает симпатию и авторы позволяют тебе сделать единственный точный шаг и войти незримым соглядатаем в жизнь своего персонажа. И зритель тогда становится кем-то вроде ангела-хранителя экранного героя. Екатерина Вилкова в главной роли — чудо!
5. Сказки Гофмана
Автор этих строк очень любит произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Любит настолько, что неоднократно перечитывал многие его сочинения. А их немало, причём некоторые изданы в разных переводах. Мы ведь знаем Гофмана, в основном, по новелле "Щелкунчик и Мышиный Король". Студенты-филологи, вероятно, вспомнят "Золотой горшок", любители готического романа — "Эликсиры сатаны", мистического хоррора — "Песочного человека". Остроумные любители музыки и изящной словесности подмигнут автору из уголка романа "Житейские воззрения кота Мурра". Но это едва ли пятая часть всего, что написал Гофман.
Так вот, для меня исключительно важна художественная игра авторов фильма с литературным — чуть было не написал "первоисточником". Нет, конечно, фильм — не экранизация, рождественская история о превращённом Щелкунчике, в первую очередь, обрамляет фильм декоративно, а не содержательно. И всё же, заворожённый упоминанием любимого автора в названии фильма, и первой же сценой, в которой садовские дети пытаются смотреть диафильм о Щелкунчике, текст к которому грозно читает их несравненно невежественный держиморда-педагог, я невольно принял авторскую игру и пытался найти реминисценции, аллюзии, намёки, отзвуки, отражения, отголоски, то есть, любую форму связи между текстами Гофмана и фильмом. И это явно пошло на пользу и фильму и мне.
6. Открытый и тревожный финал
Здесь я вступаю на скользкий лёд. Финал меня озадачил, вызвал несогласие и даже эмоциональный протест (правда, сглаженный изяществом художественного решения). Дело в том, что в финале с героиней случается беда, а потом чудо. И "формула" этого чудесного скрыта. Помните пёрышко, что ложится под ноги Форреста в начале одного из самых лучших фильмов на свете? Вот что сделал Земекис: в начале он показал что чудо покорно человеку. Но весь фильм "Форрест Гамп" о том, как человек покоряет чудо.
В "Сказках Гофмана" не хватает (как мне кажется) какой-то, возможно, одной важной сцены. Сцены невозможного и необходимого усилия героини, в результате которой она обретает внутреннюю свободу.
Я очень ждал, чтобы не литературно, а визуально-метафорически совсем развязался узелок-удавка главной героини Надежды, крепко и глухо завязанный в молодости с её мужем Виталиком (персонажем поразительным! подобного сочетания цинизма, самодовольства и бережно лелеемой никчёмности я не припомню) и стал более определённым завязанный слабо и наспех бантик отношений с режиссёром Гошей. Финальный их диалог оставляет чувство недоумения.
А главное, чтобы в результате расколдовывания этих узелков-бантиков родилась или проявилась или хотя бы почудилась самой себе новая Надежда.
Но происходит необъяснимое, хотя, безусловно, заслуженное (если это не оксюморон) чудо.
И может быть эту повествовательную для зрителя и экзистенциальную для Нади лакуну мы, зрители, должны заполнить сами.
Как бы то ни было, "Сказки Гофмана" точно один из лучших фильмов и 2022 и двух последующих годов.
Режиссёру Тине Баркалая и всей съёмочной группе — спасибо и виват!
7. "Надя любил всех и всё. Даже кипящие воздушные пузыри".
Может, это и есть самое главное? Наверняка, это.
Если вам недостаточно или вы умный — подпишитесь!
Либо почитайте вот что ещё...
"Бродить так бродить, как сказал пророк Моисей. И завёл всех в пустыню" / фильм"Расмус-бродяга"
Самый страшный фильм из тех, что я видел
Лучшие российские фильмы 2024 года