"Газонокосилка - это воздушный насос с ножами и травосборником. Всё остальное - это всего лишь, измельчители на колёсиках." (ЛЕВ Толстый).
Мощная электрогазонокосилка - это мечта каждого хозяйственника у которого, в следствие поломки очередной покупной пластмассовой газонокосилки, участок оказался в густой траве по пояс или в двухметровых сорняках со стволами толщиной с большой палец руки.
Сразу поясню, это сказано не для "красного словца"! Вашему вниманию предлагается настоящий уничтожитель сорняковых зарослей. Это не просто газонокосилка, это измельчитель всего, что смогло вырасти на участке без Вас за лето. Там где бессильны триммеры с металлическими ножами, литовки и даже кусторезы (т.к. они рассчитаны на непродолжительную работу), на помощь придёт газонокосилка-измельчитель "Handmade". Правда, от периодической чистки улитки и её горловины от налипшей грязи (от муравейников), также от застрявших обрубков крупных стеблей и веток, всё равно никто не освобождается!!!
Отдельно нужно заметить, что загрязняется прямоугольный жёлоб улитки меньше, чем округлые и чиститься намного легче, а если учесть ещё и верхний забор воздуха, для охлаждения двигателя, то вопрос "ЗА или ПРОТИВ?" становится не актуальным!!!
Предистория.
Bosch Rotak 40 отработала 10 лет и Bosch Rotak 43, тоже отработала 10 лет. Обе газонокосилки потребовали серьёзного ремонта (см. видео), при этом их неремонтопригодность удивляет!!!
Кто вдохновил!
1. Ссылка на стороннее авторское видео (предопределившее этот проект) от @Tavr79 размещена в конце статьи. Отдельное спасибо автору за идею и вдохновение!!!
2. Также, большое спасибо за самый первый резонансный комментарий в YouTube (ниже видео "Полный разбор двигателя со снятием шкива и подшипников с вала якоря двигателей BOSCH Rotak 40 и BOSCH Rotak 43.") от @nozzyk2788: "Спасибо! У меня ровно эти 2 косилки с 40 такая же проблема, а с 43 якорь сдох. Завтра буду собирать 1 из 2ух."
"Лайки" не содержат никакой информации кроме эмоций, главное - отзывы. Очень важно понимать, что этот материал был для Вас полезным!
Предлагается отремонтировать старые (для личного музея газонокосилок), но сначала изготовить новую газонокосилку.
Техзадание.
После принятия волевого решения по самостоятельному изготовлению электрогазонокосилки с использованием комплектующих от газонокосилок Bosch Rotak, в техзадание были внесены следующие принципиальные требования:
- регулируемая высота скашивания,
- классическое заднее расположение корзины травосборника (для прямой беспрепятственной загрузки скоса),
- улитка диаметром 500 мм. (для широких "проходов"),
- расширяющаяся горловина улитки без поворотов (во избежание засоров внутри самой горловины),
- отсутствие боковых колёс (для кошения вдоль бордюров),
- увеличенная манёвренность (посредством передних поворотных колёс),
- двигатель не менее 1 кВт, около 3000 об./мин.,
- ремонтопригодность,
- эстетика,
- небольшой бюджет с учётом использования б/у материалов (при этом основная часть затрат легла на двигатель, которая составила 7 500 руб., на 1 июня 2024г., на Яндекс Маркете).
КОЛЁСА.
Передние поворотные колёса из литой резины (диаметр 120 мм.), на опорных подшипниках, куплены в отделе метизов. Передние колёса желательно устанавливать больше, чем диаметр 120 мм, если вы "прорубаетесь" через двухметровые сорняки на утоптанной неровной пахоте.
Задние неповоротные колёса (диаметр 230 мм.) выполнены из крашеной фанеры и на подшипниках с внутренним диаметром 12 мм. Резина задних колёс цельнолитая, является бандажом катков трактора ДТ-75 (стоимость смешная).
Передние и задние колёса установлены в раму "тележки", посредством резьбового соединения в вертикально ориентированных трубках, имеющих отверстия с шагом, соответствующим высоте скашивания. Трубки (со сквозными отверстиями) фиксируются шпильками в теле рамы газонокосилки на определённой высоте скашивания.
ДВИГАТЕЛЬ.
Интересный факт: заявленная мощность двигателя Bosch Rotak 43 составляет 1,8 кВт.
СТАНИНА.
По внутреннему кольцу фланца двигателя делаем выкройку для изготовления станины под двигатель, затем изготавливаем саму станину (уголок 32х32). Внешний размер станины задаст внутренний диаметр улитки.
МУФТА.
Изготовление муфты на вал двигателя со шпонкой (под опорный промежуточный подшипник) для крепления ножевой планки. Диаметр вала двигателя 19 мм. Внутренний диаметр опорного подшипника 20 мм.
Использовать трубу подходящего диаметра (здесь 3/4 дюйма), выполнить продольный разрез, разогнуть/согнуть трубу, зачистить внутреннюю поверхность стенки трубы фрезой D 20 мм.
Далее, обжать трубу под вал двигателя (молоток, тиски), вставить в неё удлинённую гайку М10 (гайка как раз вписывается в окружность 19 мм.), прихватить сваркой.
Следующая операция очень ответственная. Посадить на вал двигателя заготовку, лёгкими ударами молоточка по торцу удлинённой гайки добиться соосности гайки и вала двигателя.
Затем аккуратно снять заготовку и основательно приварить гайку к трубе. Охлаждая заготовку не забываем, что при нагреве и резком охлаждении металлической детали (водой) металл "усаживается".
В итоге муфта должна сидеть на валу плотно и сниматься рукой с усилием, или шпилькой вкрученной насквозь, через удлинённую гайку муфты (своеобразный съёмник).
Не насаживать муфту на вал сильными ударами молотка (чтобы не повредить подшипник самого двигателя).
При необходимости, увеличить внутренний диаметр заготовки муфты, посредством конуса и молотка, или той же фрезы и молотка (главное при ударах не испортить фрезу).
Далее, вкрутить в удлинённую гайку шпильку, на неё накрутить вторую удлинённую гайку и приварить к первой, тем самым, нарастив резьбовую часть муфты. Затем обточить место сварки под гаечный ключ. После этого, обрезать наваренную гайку муфты до нужной длины на вращающемся валу двигателя.
На посадочное место подшипника наварить металл сваркой, и обточить УШМ (на вращающемся валу двигателя) с допуском 0,2 до 0,1 мм. Далее, на вращающемся валу двигателя, "довести" его диаметр напильником до нужного размера D20 мм..
После изготовления внешнего обжимного кольца внутренний диаметр муфты (без переделки) можно изменить только в меньшую сторону (если её нагреть и резко остудить)! Для "отпуска" детали, её нужно нагреть горелкой и дать самостоятельно остыть на тёплом воздухе.
Шпонка на валу двигателя сама дисбалансирует вал в допустимых пределах, поэтому над балансировкой муфты задумываться не стоит. Если диск УШМ перестал "бить" по заготовке, можно считать такую обработку достаточной. Главное соблюсти соосность гайки и вала двигателя!!!
Ещё важно! Обрезать вторую гайку по длине, прямо на вращающемся валу двигателя. От этого будет зависеть то, как встанет планка с ножами по отношению к оси вращения вала двигателя.
Помните! Чем больше длина шестигранной части (выступающей за пределы промежуточного подшипника), тем больше нагрузка на промежуточный подшипник. Но! Тем больше зазор между лопатками с ножами и "порогом" улитки, что уменьшает количество заклиниваний вала двигателя ветками кустарников, стеблями сорняков и густой травой. В этом проекте длина шестигранной части составляет 30 мм.
УЛИТКА.
Предварительно был изготовлен шаблон высотой 50 мм. и диаметром 500 мм. из фанеры толщиной 10 мм.
Улитка изготовлена из оцинкованной стали 1 мм. (от старого "сэндвича").
В этом варианте ввариваем клин путём сваривания ММА (ручной дуговой) сваркой, электродом 2 мм. (инвертор, ток 44 А).
Сварка осуществлялась методом "мгновенной дуги", (капельками расплавленного метала с кончика электрода, ориентированного почти параллельно свариваемой поверхности, но только с внешнего угла изделия, и с опорой "вдоль торца" одной из деталей).
Заготовку улитки фиксируем шпилькой на шаблоне по центру, для переноса проекции окружности маркером (точечным методом) на спиральную часть улитки. Далее, соединяем точки в овальную линию и обрезаем припуск.
ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ.
Затем, изготовление тележки (труба 40х20 мм. и 20х20 мм.), модернизация корзины Bosch Rotak и т.д.
Переделка ножевой планки и установка ножей.
Обязательно изготавливаем бампер для улитки (катанка 10 мм.). Без него густая трава или скрытый муравейник "поставят Вашу улитку на ножи". Желательно подогнуть нижнюю кромку улитки. Это серьёзно усилит её стенку и создаст эффект воздушной подушки (для лучшей воздушной тяги).
После первых дней использования можно отметить только положительные эмоции. Там где моторы Бошей выли и "затыкались", теперь звучит красивая "песня", а под неё растёт и уверенность в своём помощнике!!!
10 дней использования. Не нарадоваться! Всё!!! Проблема с газонокосилками решена. "Других нам и даром ненадь!".
К стати:
- прямоугольный жёлоб чистить намного легче, чем округлый!
- встречу с куском шлакоблока перенесла без потерь,
- после наезда но деревянный брус (80х80мм) пришлось плоскогубцами поправить "лепесток" юбки у улитки (чтобы ножи её не скребли),
- после измельчения зарослей из 2-ух метровых стеблей сорняка на улитке потеряно три заклёпки! И это тоже поправимо!
Версия измельчителя без улитки.
Со снятой улиткой, даже с заглушенным окном для травосборника, "лёгкой прогулки" не получится. В разные стороны летит щепа от сухих стеблей и земля от муравейников, пух забивает решётку вентилятора двигателя, пыль от измельчённого сорняка с горькой пыльцой полыни забивает нос и глаза. После работы вся газонокосилка покрыта слоем грязи из пыли, замешанной на соке сорняков. Про одежду оператора говорить вообще нечего...
Версия измельчителя с улиткой.
Самой производительной версией измельчителя оказался вариант с улиткой и отражателем скоса. Скос собирать не нужно, вместо пыли - запах скошенной травы, вентилятор не забивается, всё чистенько (кроме заднего левого колеса)!!! Однако этот вариант подходит только для пустырей. Красивого газона без травосборника не получится!
Не хотите "прорубаться" в зарослях из сорняков, косите своевременно травку!
Достоинства:
· высокая надёжность и ремотопригодность,
· доступный бюджет,
· широкий захват,
· разворачивается на месте без подъёма передней части,
· без корзины работает как "безудержный измельчитель",
· двигатель не греется, работа не прерывается,
· простое обслуживание (чистка улитки).
Недостатки:
· тяжелее пластиковых "собратьев" примерно на 8 кг. (недостаток компенсируется манёвренностью),
· необходимы: время на изготовление, соответствующий уровень инструментов и оборудования, и соответствующий уровень технической подготовки мастера (выше нижнего).
Вывод: если у Вас сломалась покупная газонокосилка, не торопитесь "впадать в отчаянье"!
Радуйтесь!!! Ведь это значит, что Ваша мечта о мощной "всеядной" газонокосилке имеет право на осуществление (при этом у Вас уже есть в наличии корзина травосборника, ручка управления и ножевая планка).
УСПЕХОВ!!!
Смотрите видео по этому материалу:
Газонокосилка своими руками "Handmade" с травосборником.
https://dzen.ru/video/watch/66ed22a315c4c20416aebc8e https://rutube.ru/video/5693f1329ad5b36ae0e7936a31d65bbc/ https://youtu.be/HVy3lyHv-XI
+ бонус. Измельчитель с улиткой и без... https://dzen.ru/video/watch/66ed2891a73cff7e5c879fbc https://rutube.ru/video/a3ca78bbcdb9e8f56ff077010350b573/ https://youtu.be/GdGDz4X3yd8
Смотрите видео: "Снятие подшипников с вала ротора двигателя Bosch Rotak".
https://dzen.ru/video/watch/66ed358a576d5e047ea940fe https://rutube.ru/video/3e39f35c365e158d4ae6a47890934a73/
https://www.youtube.com/watch?v=toOXT7Zntdc
Или просто:
для просмотра видео контента наберите в поисковике
Интеллектуальный дом-сервис RUTUBE
для просмотра статей и видео наберите в поисковике
Интеллектуальный дом-сервис Дзен
Ссылки на стороннее авторское видео предопределившее этот проект: https://www.youtube.com/watch?v=JGw1uSyksow https://rutube.ru/video/31413a0ae7d2ac11a05cbcfc734a07e3/