Начинаю серию статей с обзором заданий экзамена. Решила начать именно с Раздела 3, так как считаю его одним из самых легких и быстро тренируемых (кроме заданий 30-36).
Данный раздел состоит из 3х блоков заданий:
- 19-24 - грамматика
- 25-29 - словообразование
- 30-36 – лексика
Как и во всем экзамене здесь наблюдается нарастание уровня сложности от блока к блоку. Не могу согласиться с разработчиками, что грамматика легче словообразования (хотя может они и не подразумевали тут этого), но вот лексика совершенно точно относится к заданиям повышенного уровня сложности, поэтому про нее напишу отдельно.
Задания на грамматику и словообразование похожи на аналогичное задание в ОГЭ, только добавилось несколько более сложных грамматических явлений (отмечены * в списке ниже), и тексты немного сложнее. По этой причине я всегда начинаю отработку этих блоков с ОГЭшных вариантов – чтобы выработать безошибочность и скорость на простом материале.
Самое главное, что тут нужно запомнить и никогда не упускать из виду – если это раздел грамматики (19-24), то в нем только грамматические явления. Если словообразование (24-29), то только оно.
К грамматике относятся:
- образование множественного числа
- образование порядковых числительных
- местоимения
- степени сравнения
- видо-временные формы глагола
- неличные формы глагола (инфинитив, герундий, причастие)*
- пассивный залог
- согласование времен
- условное наклонение
- модальные глаголы
Части речи тут не меняются ни при каких обстоятельствах.
В этом разделе не встречаются артикли, предлоги и притяжательный падеж. Из времен группы Perfect Continuous попадается только Present Perfect Continuous.
Полный список грамматических тем для экзамена можно прочитать, скачав кодификатор на сайте ФИПИ.
Словообразование – это трансформация слов, часто с изменением части речи, с помощью суффиксов и приставок. Из грамматики тут может попасться только множественное число, в которое нужно поставить свеже сформированное слово. Никаких степеней сравнения, герундиев, прошедших времен, вспомогательных глаголов в отрицательной форме и тд.
Я обращаю на это особое внимание, так как ошибки подобного плана не редкость и очень досадно их совершать, особенно имея высокий уровень языка.
Чтобы этого не произошло, предлагаю следующий алгоритм выполнения заданий 19-24.
Шаг 1.Проставить справа на полях части речи. Обязательно.
Шаг 2. Не читая весь текст или читая его отдельные фрагменты, проставить грамматические формы для:
- существительных
- числительных
- глаголов be и can
- прилагательных/наречий
- местоимений
Запомните:
- из существительных мы делаем эти же существительные, но во множественном числе
- из количественных числительных делаем порядковые числительные
- из личных местоимений – другие формы этих же местоимений (притяжательные простые и абсолютные, косвенные, возвратные). Здесь нужно прочитать предложение.
- указательные местоимения ставим во множественное число
- прилагательные/наречия ставим в степени сравнения. Тут тоже читаем предложение, обращая внимание на указатели
- из глагола BE можно сделать am, is, are, was, were, have been, has been, will be. Если в задании есть not, то конечно же его учитываем. Тут тоже нужно прочитать предложение, чтобы понять в каком времени ставить be
- глагол CAN. Если стоит CAN, то можно сделать только could. Если стоит NOT/CAN, сделать можно COULD NOT и CANNOT. Предложение читать.
Этот этап выполняется буквально за 2 минуты. Переходим к оставшимся частям речи. Там будут только глаголы, а, значит, без вдумчивого чтения всего текста не обойтись.
Шаг 3. Читаем весь текст с самого начала, вникая в смысл и подчеркивая все глагольные формы, которые встречаются по тексту + указатели времен. Чаще всего встречаются past simple с неправильными глаголами, причем глаголы эти с какой-нибудь драконовской орфографией (bought, caught) или не часто встречающиеся (meant, wore). Про любовь составителей экзамена ко всякого рода исключениям можно прочитать в Телеграм-канале. Также среди популярной грамматики обязательно есть present perfect, пассивный залог, герундий, причастия. Реже Future Simple, Past Perfect, согласование времен и Conditionals.
Шаг 4. Проставляем правильные грамматические формы, ориентируясь на смысл, окружающие глаголы и указатели (если они есть).
Обязательно знать к какому времени относятся указатели: already, since, for, so far, recently, lately, а также предлог by.
Подчеркивание глагольных форм необходимо, чтобы не проморгать согласование времен. Если всё окружение пропущенного глагола стоит во временах группы Past, то там вряд ли появится что-то из группы Present или Future. Такое случается, но редко, и там есть для этого очень очевидные подсказки.
Открою маленький секрет. Грамматическое задание состоит из 2-х мини-рассказов. В одном из них преобладают глаголы в прошедших временах, а в другом – в настоящем.
Однако в этом году изменения гласят, что текст может попасться и цельный. Такое уже было ранее.
Рекомендуемое время выполнения заданий Раздела 3 – 40 минут. Так видят это разработчики экзамена. Из своего опыта скажу, что это неоправданно много и лучше больше времени уделить чтению, на которое, кстати, рекомендуется тратить 30 мин. Для качественного выполнения чтения, уровень которого существенно усложнился за последние 3 года, необходимо минут 50. Вот тут нам и пригодится умение делать задание по грамматике за 6 мин, по словообразованию – за 4-5 мин, а по лексике за 10-15 мин. В итоге сэкономится от 15 до 25 минут. Кстати, я рекомендую выполнять задания письменной части не по порядку. В частности, сразу после аудирования делать именно грамматику-словообразование-лексику.
Ссылка на статью с обзором экзамена, таймингом и общей стратегией
Последнее замечание касательно этого раздела – слово в правом столбике не должно остаться без изменений. Таким образом, если там стоит put и вам кажется, что нужен past simple и глагол так и останется put, ибо у него все 3 формы одинаковые, то нет, такого быть не может, ищите ошибку.
Теперь переходим к словообразованию.
Здесь не нужно проставлять части речи на полях, так как это не поможет. Из глагола можно сделать и существительное, и прилагательное, и даже глагол, но другой. Никаких закономерностей: «вижу глагол – образую существительное» тут нет.
Стратегия такова:
Шаг 1. Посмотреть на слова в правом столбике и вспомнить все производные слова, которые можете от них образовать. Не читая текст, просто произвести мозговой штурм
Шаг 2. Прочитать текст, постараться перевести его максимально точно, чтобы понимать, какая часть речи пропущена. Вольный перевод может привести к искажению этого момента. Определение части речи – ключевой момент.
При этом важно обращать внимание на стоящие перед пропусками артикли, цифры, на то, в каком-числе стоит глагол – все это поможет определиться и с частью речи, и со множественным числом существительных, там где оно необходимо.
Вернемся к началу этой статьи - почему важно помнить, что грамматика – это исключительно грамматика, а словообразование – это суффиксы и приставки + иногда множественное число.
Посмотрите на два отрывка.
№20 из грамматики – в правом столбике стоит глагол, из которого мы можем делать только времена. Почему это не существительное? Потому что из одного существительного получается только другое существительное во мн.числе. Snows - снега? Оно тут не подходит по смыслу, кроме того, составители экзамена никогда не проверяют знание множественного числа на простых словах, где только -s добавить можно. Им интереснее посмотреть, знает ли экзаменуемый исключения (foot-feet) или хотя бы слова с более заковыристым написанием (wolf - wolves, city - cities). Вариант it was snowy здесь тоже не подходит по смыслу + не вписывается в формат. Что такое was snowy? Это глагол be в прошедшем времени, а его в столбике справа нет, + словообразование snow+y. А нас тут не просят словообразование демонстрировать, для этого есть следующий блок заданий. Вот так и приходим к выводу - что snow - это глагол, а подходящее время - Past Continuous.
№ 30 из словообразования – там стоит прилагательное и прямо очень сильно хочется влепить степень сравнения, тем более, что по смыслу и грамматически она там подходит. Но нет, ни в коем случае! В словообразовании – только суффиксы и приставки! Поэтому тут возможно только образование наречия из прилагательного с помощью суффикса –ly: quick - quckly.
Достаточно частая ошибка, когда в примерах подобных №20 ставят наречие, а в №30 – степень сравнения.
Это краткий разбор заданий 19-29 Раздела 3. Более детальный разбор грамматических явлений, исключений и примеров выполнения этих заданий - в этом посте в Телеграм-канале.