Найти в Дзене

7 секретов, которые авиакомпании тщательно скрывают от пассажиров

Если бы мы знали об этом при выборе билетов, на регистрации или уже на борту, то, возможно, взяли бы другой рейс или вообще никогда не полетели этой авиакомпанией. Долгое время в России это считалось незаконным, но со временем авиалобби легализовало овербукинг - это практика, когда авиакомпании продают больше билетов на рейс, чем кресел в самолете. Придумали это не в России, и распространен овербукинг по всему миру. По статистике, несколько процентов авиапассажиров, как правило, не приходят к вылету. У кого-то возникли срочные обстоятельства, кто-то застрял в пробке по дороге в аэропорт, а кто-то просто перепутал время или дату вылета. Разумеется, овербукинг объясняли "благими намерениями": дать возможность улететь тем, у кого возникла внезапная необходимость и кто уже в аэропорту. На практике же авиакомпании стали продавать больше билетов на рейс, чем кресел в самолете, задолго до вылета. Самое неожиданное начинается тогда, когда вопреки статистике, на рейс приходят все пассажиры, ку
Оглавление

Если бы мы знали об этом при выборе билетов, на регистрации или уже на борту, то, возможно, взяли бы другой рейс или вообще никогда не полетели этой авиакомпанией.

1. Билетов продают больше, чем мест в самолете

Долгое время в России это считалось незаконным, но со временем авиалобби легализовало овербукинг - это практика, когда авиакомпании продают больше билетов на рейс, чем кресел в самолете. Придумали это не в России, и распространен овербукинг по всему миру. По статистике, несколько процентов авиапассажиров, как правило, не приходят к вылету. У кого-то возникли срочные обстоятельства, кто-то застрял в пробке по дороге в аэропорт, а кто-то просто перепутал время или дату вылета. Разумеется, овербукинг объясняли "благими намерениями": дать возможность улететь тем, у кого возникла внезапная необходимость и кто уже в аэропорту. На практике же авиакомпании стали продавать больше билетов на рейс, чем кресел в самолете, задолго до вылета.

Самое неожиданное начинается тогда, когда вопреки статистике, на рейс приходят все пассажиры, купившие билеты. Для путешественников это может стать как приятным сюрпризом, так и крушением всех планов. Тех, кому не хватило места в салоне экономкласса, могут бесплатно пересадить в бизнес-класс. Но если и там, все места уже заняты - просто снимут с рейса. В этом случае авиакомпания обязана предоставить питание и гостиницу и посадить на следующий рейс или за свой счет отправить рейсом другого перевозчика. Самое неприятное происходит на тех маршрутах, где самолеты летают редко, например, раз в неделю. Есть реальный шанс застрять.

На регистрации. Фото автора
На регистрации. Фото автора

2. Бесплатный выбор мест на регистрации

Первыми взымать плату за выбор мест в салоне самолета начали американцы на внутренних линиях в США более 20 лет назад, постепенно эту практику переняли в Европе, а потом и в России. Сейчас большинство перевозчиков предлагают на этапе покупки билета доплатить за выбор места, например, если вам нравится сидеть у окна или в проходе. Или если вы хотите лететь рядом с близкими. Некоторые даже специально рассаживают пассажиров, которые летят вместе, чтобы вынудить доплачивать за места. Недавно я сам стал свидетелем просто вопиющего случая, вот посмотрите:

Многие пассажиры, сами столкнувшиеся или наслышанные про дикости при рассадке, уверены, что сейчас у всех перевозчиков и всегда выбор мест платный. А это не так. Например, самая большая российская авиакомпания предлагает доплатить за места на этапе покупке билета или до начала регистрации, но после того, как регистрация началась, и онлайн и в аэропорту места можно выбрать бесплатно. Просто нигде об этом не сообщается. Предположу, что пассажиров сознательно держат в неизвестности, чтобы побудить выкупить места. Бесплатный выбор мест во время регистрации в аэропорту доступен у целого ряда как российских, так и зарубежных перевозчиков. Только информации об этом вы не найдете ни на сайтах этих авиакомпаний, ни на сайтах аэропортов.

Выяснить это можно, позвонить в колл-центр перевозчика, или прочитав отзывы других пассажирах в интернете. Кстати, можете поделиться информацией в комментариях к этой статье.

Салон заполнен на 100%. Фото автора
Салон заполнен на 100%. Фото автора

3. Заполненность рейса

На сайтах авиакомпаний вы никогда не увидите, сколько билетов на рейс продано. Это коммерческая тайна. Оберегают эту информацию не случайно. Например, если билетов на рейс продано мало, то за пару дней перед вылетом перевозчик может предложить на него существенную скидку. Так сейчас делают не только лоукостеры. Если бы пассажиры видели насколько востребован тот или иной рейс, это бы напрямую влияло на их решение о покупке: стоит ли брать билеты сразу или лучше подождать. Кроме того, если бы пассажиры знали, что рейс распродан, скажем, лишь на 30%, многие не стали бы доплачивать за места. В этом случае появляется шанс занять не только понравившееся кресло, но и целый ряд и поспать лежа во время полета. Если, конечно, авиакомпания позволяет пассажирам пересаживаться в салоне. К счастью, такие перевозчики еще остались.

Стоит добавить, что некоторые пассажиры научились выяснять заполненность рейса с помощью специальных интернет-сервисов, правда, многие из них платные.

Все готово к полету. Фото автора
Все готово к полету. Фото автора

4. Наличие работающей системы развлечений

Для коротких рейсов это не столь существенно, а вот на длинных перелетах по 8-10 часов наличие или отсутствие системы развлечений на борту может быть важным фактором при покупке авиабилетов и выборе перевозчика. Авиакомпании, эксплуатирующие старые суда или заказавшие себе дешевую комплектацию салона (если использовать автомобильный сленг) без системы развлечений даже для самолетов, предназначенных для дальнемагистральных перелетов, никогда не сообщают на сайте о том, что никаких развлечений во время долгого воздушного путешествия вас не ждет, а в спинке впереди стоящего кресла не будет монитора.

К сожалению, даже те компании, лайнеры которых оборудованы современными системами развлечений, никогда не сообщают пассажирам, если эти системы вышли из строя. А такое бывает. Причем, система может отключиться как полностью - у всех пассажиров, так и не работать в отдельных креслах.

Увы, в этом случае рассчитывать на добросовестность перевозчика тоже не приходится. Опыт показывает: только если пассажир начинает возмущаться, писать жалобы и гневные отзывы, авиакомпания может предложить ему компенсацию. И как правило, не денежную, а в виде миль на следующий полёт.

Правда отдельные наиболее настойчивые граждане иногда добиваются, чтобы им повысили класс обслуживания прямо во время полета: шанс быть пересаженным в бизнес и правда есть, но только если все места в экономе заняты.

Хорошо, когда есть монитор в спинке впереди стоящего кресла. Фото автора
Хорошо, когда есть монитор в спинке впереди стоящего кресла. Фото автора

5. Реальное время вылета рейса и время в пути

После того, как авиакомпании обязали предоставлять воду и кормить пассажиров в случае задержки рейса, они нашли способ как стать более пунктуальными, почти ничего не меняя. Они просто увеличили время в пути, указанное в билетах, и таким образом добавили себе от 30 до 60 минут на разного рода задержки. Например, время в пути между Москвой и Екатеринбургом в советское время и в 1990-е годы всегда составляло 2 часа. Не изменилось оно и в наши дни, но уже лет 15 разные авиакомпании ставят в билетах разную продолжительность рейса от 2 часов 30 минут до 2 часов 45 минут. При этом в полете самолет как и прежде находится всего 2 часа, максимум - 2:15. И очень часто командир с гордостью объявляет, что самолет прилетел на 20 или даже 30 минут раньше расписания, подавая как достижение.

6. Реальное время переноса рейса

Наверное, многие сталкивались с тем, что рейс переносят не сразу на 6-8-10 часов, а каждый час - и так может продолжаться хоть целые сутки. Такое особенно часто бывает из-за плохих метеоусловий. Вроде бы, логично. Даже гидрометцентр не всегда может предсказать, как быстро изменится погода.

Под крылом самолета... Фото автора
Под крылом самолета... Фото автора

Впрочем, бывает что, переносы каждый час происходят и в случае поломки самолета. Даже когда авиакомпания еще не выслала резервный самолет за пассажирами, и самый простой подсчет показывает, что рейс будет отложен на 6-8 часов, некоторые перевозчики предпочитают скрывать это до последнего и держать людей в аэропорту - очевидно, чтобы не платить за гостиницу для пассажиров. Вот поразительная история, участником которой я был сам:

7. Уход на второй круг

Если самолет при посадке уходит на второй круг, пассажирам об этом никогда не объявляют. Даже если лайнер изменил курс и направляется на запасной аэродром, то пассажиры узнают об этом, как правило, не в момент принятия решения, а на полпути к другому аэропорту. Делается все это для того, чтобы не было паники в салоне. Но конечно, если ожидается жесткая посадка, то экипажу придется подготовить к ней пассажиров.

Сюрпризы, не всегда приятные, поджидают пассажиров еще на земле. Посмотрите, что как может шокировать бизнес-зал главного аэропорта страны:

Неожиданности порой преподносят и бортпроводники. Вот один недавно ввел в ступор треть пассажиров рейса:

А вы сталкивались с тем, что авиакомпании что-то утаивали от вас?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel