Инвестиции в загородную недвижимость становятся всё более популярным инструментом для всех, кто стремится создать стабильный пассивный доход и обезопасить себя от инфляционных рисков. Особенно в условиях неопределенности экономики.
Сегодня мы поговорим о том, как правильно инвестировать в загородную недвижимость, и рассмотрим на практике успешный кейс гостевого комплекса, реализованного компанией IDEADOM на Алтае, в селе Манжерок.
Нашим гидом и экспертом в этом направлении будет выступать Дмитрий – инвестиционный партнер компании IDEADOM и опытный инвестор с 18-летним стажем. Он расскажет, почему такие вложения становятся всё более востребованными, на что нужно обратить внимание при выборе проектов и как извлечь максимальную выгоду.
Дмитрий, последние несколько лет загородная недвижимость набирает популярность как инвестиционный инструмент. С чем это связано?
Да, всё верно. Инвестиции в загородную недвижимость действительно становятся более востребованными. В условиях экономической нестабильности, люди хотят защитить свой капитал и ищут надёжные активы. Загородная недвижимость здесь оказывается одним из лучших вариантов. Она способна не только сохранить капитал, но и приносить стабильный пассивный доход, ведь спрос на аренду таких объектов сейчас на высоком уровне. Особенно в условиях роста внутреннего туризма.
А как загородная недвижимость смотрится на фоне других инвестиционных стратегий? Тот же крипторынок или акции, к примеру.
Криптовалюта и фьючерсы – это всегда про высокую волатильность и риски. Можно быстро заработать, но и потерять всё так же быстро. С акциями и облигациями ситуация более сбалансированная, но и там бывают серьёзные просадки, особенно в кризисные периоды. Недвижимость же, особенно загородная, не подвергается таким колебаниям. Она остаётся материальным активом, который, например, как золото, сохраняет свою ценность и растет даже в условиях экономической нестабильности.
Что ещё делает загородную недвижимость таким привлекательным активом?
Во-первых, это растущий актив, который приносит стабильный денежный поток.
В правильных локациях, например, в туристически привлекательных местах, недвижимость можно сдавать в аренду круглый год.
Во-вторых, когда мы будем говорить о цифрах доходности, нужно учитывать, что в них не входит рост инфляции. Она покрывается за счет все время растущей стоимости земли и самого дома (он дорожает за счет увеличения стоимости материалов, строительства и т.д.).
В-третьих, такой актив ликвиден - если держателю бизнеса нужно быстро обратить работающий бизнес в денежные средства, на такой продукт можно довольно быстро найти покупателя.
Давайте перейдём к конкретному примеру — проекту гостевого комплекса на Алтае. Как вы работали над этим проектом с компанией IDEADOM?
Это действительно уникальный проект. Компания IDEADOM работала с заказчиком, который купил участок на Алтае — 30 соток в селе Манжерок. Этот район сам по себе очень привлекательный: рядом каскад озёр, множество туристических маршрутов, а также курорт «Манжерок» с хорошей инфраструктурой.
Участок был разделен на 10 частей. На каждой из них, команда IDEADOM должна была построить дом. Так как проект ограничен площадью, перед командой строителей встала задача разработать индивидуальный проект, который включит в себя все необходимое для комфортной жизни постояльцев. За основу архитекторы IDEADOM взяли уже зарекомендовавший себя Lato-60. И по техническому заданию заказчика специально для данной базы отдыха разработали индивидуальный проект Lato-50.
С учетом всех пожеланий клиента и опыта команды IDEADOM были разработаны комфортные и функциональные дома, которые идеально подходят для ведения арендного бизнеса.
Чем эти дома отличаются от стандартных коттеджей?
Компактность и функциональность — два главных принципа. Здесь всё продумано до мельчайших деталей: функциональные кухни, удобные спальни и общие зоны для отдыха. Совместно с заказчиком команда IDEADOM полностью оснастила дома с учетом многолетнего опыта компании в ведении арендного бизнеса. Они полностью адаптированы под нужды туристов, поэтому идеально подходят как для семейного отдыха, так и для размещения компаний друзей.
Есть ли что-то, что можно было бы улучшить в этом проекте?
Конечно, всегда есть что улучшить. Например, в комплексе не были предусмотрены парковочные места, что может стать небольшой проблемой при полной загрузке. Также можно было бы добавить зоны для отдыха с мангалами и игровые площадки для детей — это ещё больше повысило бы комфорт для семей и больших компаний. Ещё один момент — отсутствие мест для хранения спортивного инвентаря и одежды. Это особенно актуально зимой, когда много туристов приезжают с лыжами.
Проект выглядит очень перспективным. Давайте поговорим о цифрах.
Безусловно, цифры впечатляют. 10 домов Lato-50 по цене 7 млн рублей за дом – это 140 тысяч рублей за квадратный метр, что является отличной ценой для такого уровня недвижимости. К тому же правильно выбрана локация, где круглый – сезон для туристов и отсутствуют конкуренты аналогичного уровня. Дома в этом проекте можно свободно сдавать по цене от 20.000 рублей за сутки с высокой заполняемостью. При этом ежегодно индексировать арендные ставки, что даёт дополнительный рост доходности.
Какая средняя доходность для таких проектов в целом?
Доходность этого бизнеса в среднем составляет от 17% годовых. А при использовании ипотечного плеча – от 25 до 65% годовых на вложенные средства. Где ещё можно встретить такую доходность с минимальными рисками? Нигде!
И как мы говорили выше, эти цифры – только бизнес-составляющая. Без учета роста стоимости самого актива.
Тем самым, мы не только создаём себе стабильный денежный поток, но и покрываем инфляцию за счет роста самого объекта недвижимости, как актива.
Получается, такие проекты — идеальный вариант для инвесторов?
Я бы сказал, что да. Здесь минимальные риски, высокая доходность и спрос. В такие проекты стоит вкладываться, если вы хотите обеспечить себе стабильный пассивный доход на десятилетия вперёд.
Однако в этом направлении, как и везде, есть ряд нюансов. И мы обязательно расскажем о них в следующих материалах.